Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:28, реферат
Столетиями планета воспринималась не как храм, а как мастерская. А человек мнил себя обязанным полностью поработить, переработать природу мастером. В итоге вместо прекрасных лесов на планете выросли серые бетонные города, вместо рек и озер – искусственные водохранилища, вместо чистого воздуха – смог. Это все - памятники современной техногенной культуры. И если мы, человечество, не найдем способ усмирить нашу культуру, гармонизировать ее с природой, мы будем обречены на вымирание. Так как природа под натиском культуры перестанет существовать. Поэтому проблема взаимоотношений природы и культуры на пороге превращения в проблему выживания человечества на планете Земля.
1. Введение.........................................................................................................2
2. Культура и природа. Особые признаки и взаимодействие................... ....3
3. Место природы в культуре в различные исторические периоды.............5
4. Отчуждение от природы...............................................................................9
5. Вражда или гармония?................................................................................13
6. Заключение..................................................................................................16
7. Список используемой литературы...........................................................18
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И природа
и культура являются неотъемлемыми частями
человеческого бытия. Природа делает возможным
само существование человечества, обеспечивая
его всем необходимым. Культура же облегчает
социализацию человека. Помогает ему понять
и осмыслить природу. Природные факторы
влияют на развитие культуры. Культура
не может существовать вне природы, так
как сам человек, творец культуры – часть
природы.
Важный
вопрос в проблеме взаимоотношений культуры
и природы – культура природопользования.
На данный момент мир стоит на грани экологической
катастрофы. И виной тому человеческая
цивилизация, загрязнившая окружающий
мир и вызвавшая необратимые процессы
изменения природы. Только рациональное
и уважительное отношение к природе может
поправить положение. Но даже если начать
позитивные изменения прямо сейчас, природе
понадобятся сотни лет, чтобы восстановится.
Корни современного
положения вещей в отношениях природы
и культуры лежат в истории человечества.
Со времен античности, человечество влияет
на природу. Перерабатывает ее, цивилизация
творит культуру.
Вместе
с научно-техническим прогрессом, для
природы настали тяжелые времена. Промышленность
требует все больших ресурсов, а потребности
человечества неустанно растут. Это побуждает
еще более потребительское отношение
к природе. Культура постепенно уничтожает
природу. Человек отчужден от нее, он уже
не чувствует себя ее частью.
Человечество
возвело материальную культуру в ранг
приоритетного направления для развития.
А материальная культура требует природных
ресурсов для своего создания. Таким образом,
сложилось потребительское отношение
к природе. Казалось бы, при таком векторе
развития цивилизации, природа и культура
обречены на вечную вражду. Но современное
общество все более остро осознает необходимость
гармонизации своих отношений с природой.
Ведь жизнь человечества напрямую зависит
от нее. Физиологические потребности в
солнечном свете, воздухе, воде, пище невозможно
удовлетворить лишь средствами культуры.
Поэтому, необходимо бережно относиться
к природе.
Еще одной
важной проблемой во взаимоотношениях
природы и культуры является отношение
к жизни как таковой. Культура приемлет
убийство ради убийства (трофейная охота,
перья и меха для украшения одежды, вырубка
лесов, истребление паразитов, даже ритуальное
убийство людей и т.д.). Такое отношение
к жизни на планете неприемлемо. Жизнь
– это невероятно хрупкая вещь. И убийство
нарушает баланс в природе. Каждому человеку,
учившемуся в школе, на уроках природоведения
объясняли, что если пропадет один из элементов
круговорота жизни в природе, вся цепь
прервется, и жизнь перестанет существовать.
Человек же
17
прихоти ради вершит убийства.
Поэтому необходимо воспитание в
подрастающих поколениях уважения к
чужой жизни, не важно, кому она принадлежит,
ведь не бывает маленького зла.
В современном
мире возникла необходимость бережного
отношения ко всем природным проявлениям,
ведь не осталось ни одного природного
элемента, в жизнь которого не вмешался
бы человек. Земные недра изрыты карьерами
и шахтами, поверхность изранена нефте-
и газодобывающими вышками, обнажена вырубкой
лесов. Тысячи видов животных, растений,
насекомых и птиц истреблены. Наша планета
истерзана человеком, загублена им. Не
одну сотню лет природе придется восстанавливаться
от деятельности человека. И если человек
не осознает это, если не начнет нести
ответственность за свои поступки, культура,
как результат человеческой деятельности,
поглотит и уничтожит природу.
Человечеству
необходимо ограничить себя в своих неумерных
желаниях. Человечество производит гораздо
больше, чем может потребить, в этом, как
автор полагает, корень зла. Человек должен
научиться жить в гармонии с окружающим
миром, а не перекраивать его под свои
нужды.
Человек
– царь природы. И он должен, наконец, понять,
что царствование несет в себе не только
права и возможности, но и ответственность.
Человек
должен понять, что он – звено, объединяющее
природу и культуру. Ведь даже в нем самом
сосуществуют эти два огромных мира, которые
требуют примирения. И чем раньше человечество
осознает всю полноту ответственности,
тем больше живой и неживой природы удастся
сохранить и тем менее травмирующим для
окружающей среды будет развитие культуры.
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочкарев В.П. Культурология: Учебный комплекс для заочников. СибГАУ - Красноярск, 2007.
2.Гуревич П.С. Культурология. М., 2003.
3.Гуревич П.С. Философия культуры М., 1994.
4.Культурология/Под ред. Драча Г.В. Ростов - на Дону, 2003.
5.Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
6.Швейцер А. Культура и этика. – «Прогресс», М., 1973.
7.Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. М., 1989. № 2.
8.Уайт Л. Исторические корни нашего экономического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.