Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:28, реферат
Столетиями планета воспринималась не как храм, а как мастерская. А человек мнил себя обязанным полностью поработить, переработать природу мастером. В итоге вместо прекрасных лесов на планете выросли серые бетонные города, вместо рек и озер – искусственные водохранилища, вместо чистого воздуха – смог. Это все - памятники современной техногенной культуры. И если мы, человечество, не найдем способ усмирить нашу культуру, гармонизировать ее с природой, мы будем обречены на вымирание. Так как природа под натиском культуры перестанет существовать. Поэтому проблема взаимоотношений природы и культуры на пороге превращения в проблему выживания человечества на планете Земля.
1. Введение.........................................................................................................2 
2. Культура и природа. Особые признаки и взаимодействие................... ....3
3. Место природы в культуре в различные исторические периоды.............5 
4. Отчуждение от природы...............................................................................9 
5. Вражда или гармония?................................................................................13 
6. Заключение..................................................................................................16 
7. Список используемой  литературы...........................................................18
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
          И природа 
и культура являются неотъемлемыми частями 
человеческого бытия. Природа делает возможным 
само существование человечества, обеспечивая 
его всем необходимым. Культура же облегчает 
социализацию человека. Помогает ему понять 
и осмыслить природу. Природные факторы 
влияют на развитие культуры. Культура 
не может существовать вне природы, так 
как сам человек, творец культуры – часть 
природы. 
          Важный 
вопрос в проблеме взаимоотношений культуры 
и природы – культура природопользования. 
На данный момент мир стоит на грани экологической 
катастрофы. И виной тому человеческая 
цивилизация, загрязнившая окружающий 
мир и вызвавшая необратимые процессы 
изменения природы. Только рациональное 
и уважительное отношение к природе может 
поправить положение. Но даже если начать 
позитивные изменения прямо сейчас, природе 
понадобятся сотни лет, чтобы восстановится. 
          Корни современного 
положения вещей в отношениях природы 
и культуры лежат в истории человечества. 
Со времен античности, человечество влияет 
на природу. Перерабатывает ее, цивилизация 
творит культуру.  
          Вместе 
с научно-техническим прогрессом, для 
природы настали тяжелые времена. Промышленность 
требует все больших ресурсов, а потребности 
человечества неустанно растут. Это побуждает 
еще более потребительское отношение 
к природе. Культура постепенно уничтожает 
природу. Человек отчужден от нее, он уже 
не чувствует себя ее частью.  
          Человечество 
возвело материальную культуру в ранг 
приоритетного направления для развития. 
А материальная культура требует природных 
ресурсов для своего создания. Таким образом, 
сложилось потребительское отношение 
к природе. Казалось бы, при таком векторе 
развития цивилизации, природа и культура 
обречены на вечную вражду. Но современное 
общество все более остро осознает необходимость 
гармонизации своих отношений с природой. 
Ведь жизнь человечества напрямую зависит 
от нее. Физиологические потребности в 
солнечном свете, воздухе, воде, пище невозможно 
удовлетворить лишь средствами культуры. 
Поэтому, необходимо бережно относиться 
к природе.  
          Еще одной 
важной проблемой во взаимоотношениях 
природы и культуры является отношение 
к жизни как таковой. Культура приемлет 
убийство ради убийства (трофейная охота, 
перья и меха для украшения одежды, вырубка 
лесов, истребление паразитов, даже ритуальное 
убийство людей и т.д.). Такое отношение 
к жизни на планете неприемлемо. Жизнь 
– это невероятно хрупкая вещь. И убийство 
нарушает баланс в природе. Каждому человеку, 
учившемуся в школе, на уроках природоведения 
объясняли, что если пропадет один из элементов 
круговорота жизни в природе, вся цепь 
прервется, и жизнь перестанет существовать. 
Человек же 
17
прихоти ради вершит убийства. 
Поэтому необходимо воспитание в 
подрастающих поколениях уважения к 
чужой жизни, не важно, кому она принадлежит, 
ведь не бывает маленького зла. 
          В современном 
мире возникла необходимость бережного 
отношения ко всем природным проявлениям, 
ведь не осталось ни одного природного 
элемента, в жизнь которого не вмешался 
бы человек. Земные недра изрыты карьерами 
и шахтами, поверхность изранена нефте- 
и газодобывающими вышками, обнажена вырубкой 
лесов. Тысячи видов животных, растений, 
насекомых и птиц истреблены. Наша планета 
истерзана человеком, загублена им. Не 
одну сотню лет природе придется восстанавливаться 
от деятельности человека. И если человек 
не осознает это, если не начнет нести 
ответственность за свои поступки, культура, 
как результат человеческой деятельности, 
поглотит и уничтожит природу. 
          Человечеству 
необходимо ограничить себя в своих неумерных 
желаниях. Человечество производит гораздо 
больше, чем может потребить, в этом, как 
автор полагает, корень зла. Человек должен 
научиться жить в гармонии с окружающим 
миром, а не перекраивать его под свои 
нужды.  
          Человек 
– царь природы. И он должен, наконец, понять, 
что царствование несет в себе не только 
права и возможности, но и ответственность. 
          Человек 
должен понять, что он – звено, объединяющее 
природу и культуру. Ведь даже в нем самом 
сосуществуют эти два огромных мира, которые 
требуют примирения. И чем раньше человечество 
осознает всю полноту ответственности, 
тем больше живой и неживой природы удастся 
сохранить и тем менее травмирующим для 
окружающей среды будет развитие культуры.
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочкарев В.П. Культурология: Учебный комплекс для заочников. СибГАУ - Красноярск, 2007.
2.Гуревич П.С. Культурология. М., 2003.
3.Гуревич П.С. Философия культуры М., 1994.
4.Культурология/Под ред. Драча Г.В. Ростов - на Дону, 2003.
5.Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
6.Швейцер А. Культура и этика. – «Прогресс», М., 1973.
7.Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. М., 1989. № 2.
8.Уайт Л. Исторические корни нашего экономического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.