Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:06, реферат
Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте"
Введение
1. Социология молодежи
2. Молодежные субкультуры
2.1 Понятие молодежной субкультуры
2.2 Разновидности молодежных субкультур
2.2.1 Тэдди-бойз
2.2.2 Моды
2.2.3 Рокеры
2.2.4 Бритоголовые или скинхэды
2.2.5 Панки
2.2.6 Хиппи
2.2.7 Хитч-хайкеры
2.2.8 Хакеры
2.2.9 Секты
3. Проблемы молодежных субкультур и их решение
Выводы
Список использованной литературы
Кроме того, она еще неоднородна и внутри себя. Многие молодые люди состоят в группировках, которые иногда принимают огромные масштабы. Одни из них становятся известны и популярны во всем мире, другие - только в какой-то отдельной стране, городе. Сейчас такие группировки принято называть модным и красивым словом «субкультура».
Давайте попробуем сориентироваться в большом разнообразии молодежных субкультур, для того, чтобы лучше понять, что же это такое.
Попробуем собрать как можно больше информации о тех субкультурах, которые существуют сейчас, или существовали раньше и которые имели большое влияние на жизнь молодежи.
2.2 Разновидности молодежных субкультур
2.2.1 Тэдди-бойз
Тэдди-бойз - субкультура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е годы на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема. Эти первые послевоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с незаконченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должности или рабочие специальности, требующие высокой квалификации.
И они просто копировали стиль поведения и одежды молодежи высших слоев общества. Типичный тэд носил пиджак свободного покроя с бархатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на резиновой платформе и галстук-шнурок. При всей своей элегантности эти образы были все же маскулинными, т.е. мужскими.
Стремление во что бы то ни стало поддерживать свой мифический "высокий" статус приводило к конфликтам как между различными группами тэдов, так и с представителями других слоев общества. В частности, были столкновения с подростками из обеспеченных слоев, нападения на респектабельные молодежные клубы. Встречались нападения на иммигрантов.
2.2.2 Моды
Подростки, составившие группы модов, были выходцами из семей относительно квалифицированных слоев рабочего класса.
Значительная часть подростков после окончания школы или заняли места низкооплачиваемых служащих, или освоили рабочие специальности, требующие относительно высокого уровня подготовленности. Весьма скромное положение, реального мода контрастировало с образом идеального. В воображении подростков неделя идеального мода должна была складываться исключительно из посещений шикарных, дорогих и престижных баров, ресторанов, клубов, магазинов и т.п. Подобный "идеальный" образ жизни был доступен очень немногим, а для абсолютного большинства это была лишь мечта.
Четыре группы или типа модов:
1) в джинсах, грубых
рабочих башмаках (агрессивный стиль,
впоследствии давший начало
2) владельцы мотороллеров,
в джинсах и куртках с
3) основная группа - в костюмах, аккуратные, в узких брюках, начищенных ботинках, в сопровождении элегантных чинных девушек с короткой стрижкой;
4) студенты, ученики художественных школ и т.д.
Основными символами мод-стиля очень быстро стали мотороллер, музыка и употребление амфетаминов - легкодоступных в середине 60-х годов. В музыке кумиры модов - "Битлз", "Роллинг стоунз", группа "The Who".
Все основные атрибуты мод-стиля позволяли создать искусственный игровой мир, удовлетворявший потребительские устремления подростков.
И все же мод, при всей своей активности, элегантный, несколько изнеженный, даже в чем-то феминизированный тип. В этой субкультуре девушки относительно самостоятельны и равноправны с юношами - все эти особенности стиля очень ярко выступают на фоне традиционной маскулинности рокеров и бритоголовых.
Мод-стиль очень быстро был принят доминирующей культурой, вошел в моду и стал активно эксплуатироваться производителями атрибутов коммерческой "молодежной культуры". Стиль стал производиться извне, вместо того, чтобы спонтанно создаваться "изнутри" самой молодежью, а это, вместе с изменением социально--экономической ситуации, привело к трансформации и по существу распаду мод-стиля.
2.2.3 Рокеры
Рокеры появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов, как в Англии, так и на континенте. Рокеры - выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и "проблемных" семей.
Одежды рокера - кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров - мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл - символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. При вождении широко используются особые приемы управления мотоциклом - езда на заднем колесе или без рук, часто устраиваются групповые гонки на высокой скорости. Основная форма объединения рокеров - мотоклубы.
Важное место в субкультуре рокеров занимает рок-музыка, прослушивание записей является одним из основных занятий рокеров.
Особенности поведения рокеров в целом составляют тот специфический маскулинный стиль, который является принадлежностью неквалифицированной и мало оплачиваемой части рабочего класса.
Субъективный мир рокера - конкретный, в нем нет места сомнению, и чувствам вины, абстрактные понятия и отвлеченные рассуждения не свойственны этому стилю, а межличностным контактам присущи прямота, открытость и простота.
Одно из проявлений этого стиля - широкое использование кличек вместо настоящих имен. Другое - популярность "физических" способов общения, т.е. всевозможные потасовки, толчки, удары, выпады агрессивного типа. Это необходимая составная часть стиля рокеров, позволяющая им демонстрировать и доказывать свою "мужественность". В сущности, фактор маскулинности - феминности является основной для оценки «своих» и «чужих», чем, например, можно объяснить взаимную неприязнь рокеров и модов.
Типичная для данной социальной группы речь - громкая, быстрая, грамматически неправильная, с обилием жаргонизмов и жестикуляции.
"Классические"
рокеры отрицательно
Группы рокеров, как правило, имеют излюбленные участки со своими клубами, кафе, барами, пивными и т.д., которые регулярно посещают, что составляет, своеобразный ритуал, что-то вроде объезда своей территории.
В настоящее время существует огромное количество различных моторизованных субкультур, которые точнее было бы назвать уже не рокеры (rockers), а просто «байкеры». Среди них могут быть обнаружены и «классические» рокеры, и панк-рокеры, и продукты эволюции близкой рокерам субкультуры бритоголовых, и влияния хиппи. Различия определяются особенностями социального происхождения, половозрастного и этнического состава.
2.2.4 Бритоголовые или скинхэды
Бритоголовые (или скинхэдз) во многом схожи с рокерами. По социальному происхождению члены этой группы преимущественно из среды неквалифицированных рабочих, среди них много безработных, им свойствен низкий общеобразовательный и культурный уровень, многие из них из неполных и проблемных семей.
Стиль бритоголовых - это большие грубые башмаки, подвернутые снизу джинсы, выбритые головы.
Появление этого стиля в конце 60-х - начале 70-х годов связано с ухудшением экономического положения, которое особенно сильно затронуло неквалифицированную рабочую молодежь. Изменение экономической ситуации привело к разрушению традиционных для рабочих кварталов форм поведения. Стиль бритоголовых представляет собой попытку восстановить эти традиционные нормы и ценности и даже усилить некоторые элементы "родительской" культуры: консерватизм, тяжелый физический труд, патриотизм, защита местной территории, этноцентризм и неприятие "чужаков".
Три основные элемента этого стиля:
- групповая солидарность;
- чувство "своей территории" и
- маскулинность.
Групповая солидарность в ситуация экономического кризиса приобрела у бритоголовых особенно угрожающие, агрессивные формы - нападения на «чужаков», активный поиск «виновников» среди этнических меньшинств, иммигрантов и маргинальных групп, в том числе представителей других субкультур.
Группы бритоголовых были организованы по территориальному принципу - каждая группа имела свой участок, метила его специальными надписями, защищала от других групп. Такие участки обычно имели ключевые точки - место встреч, пивная и футбольная площадка. Футбол занимает особое место в субкультуре бритоголовых, прославившихся прежде всего беспорядками во время футбольных матчей. Футбол - это то, что сплачивает парней и как мужчин, и как «проживающих на одной территории».
По характеру общения бритоголовые во многом похожи на рокеров - много невербальных реакций (т.е., не словесных), агрессивность. Этой группе присуща неразборчивость в средствах получения сильных ощущений - в ход идут алкоголь, стимулирующие наркотики, создание опасных ситуаций и т.д.
Бритоголовые в Англии вновь заявили о себе в конце 70-х - начале 80-х годов активными расистскими выступлениями и хулиганством во время футбольных матчей. Многие современные бритоголовые являются членами неонацистских«Национального фронта» и «Британского движения».
К бритоголовым вплотную примыкает субкультура «футбольных болельщиков». По социальному составу футбольные хулиганы в основном из низших слоев рабочего класса. Для этой категории молодежи, как и для бритоголовых, агрессивное поведение, связанное с футбольными матчами является естественным содержанием принятого ими традиционного образа «настоящих мужчин».
2.2.5 Панки
Панки - последняя по времени появления крупная субкультура рабочей молодежи. Среди панков очень высок процент безработных, а также наиболее неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев. Появление панк-стиля - закономерная реакция части молодежи, оказавшейся в критическом положении. Пусть современный молодой безработный не испытывает наиболее тяжелых материальных лишений, но психологические последствия безработицы очень серьезны.
Панк-стиль во многом продолжил и усилил тенденции, проявившиеся уже у рокеров и бритоголовых. Низкий общеобразовательный и культурный уровень, традиционные маскулинные стереотипы, тесно связанные с агрессивным самоутверждением, однако, кроме этого, панк-стиль во многом строится именно как оппозиция традиционным моральным ценностям. Основное содержание панк-стиля - вызов, провокация, "шок-эффекты". Первоначально с этой целью использовался внешний вид - необычные прически и окраска волос, разностилье в одежде и демонстративное поведение. Со временем были найдены и более сильные приемы воздействия - через темы смерти, вампиризма, насилия.
Панк-культура демонстрирует крайние варианты развития тех норм поведения, которые приняты в низших слоях, в том числе агрессивной маскулинности. Половая идентичность для панка во многом заменяет формы самоутверждения в профессиональной, семейной и прочих сферах.
Видное место в этой субкультуре занимает рок-музыка (панк-рок). Необходимо отметить, что панк-рок сыграл ведущую роль в возникновении и распространении панк-культуры; само появление этого направления рок-музыки отразило особенности экономической ситуации середины 70-х годов. Темы их песен в большей степени затрагивали реальные проблемы; грамматические нормы и нормы произношения были приближены к разговорным. Слушатели стали спонтанно создавать самодельные журналы, освещавшие мир рок-музыки иначе, чем это делали коммерческие издания.
2.2.6 Хиппи
Движение хиппи зародилось в 60-х годах в США, и если более точно - в штате Калифорния, и очень быстро распространилось на весь мир. Хиппи в свое время эволюционировали из битников - субкультуры среднего класса, которые оказывают более длительное влияние на жизнь своих членов, более четко определяют свои ценности и формируют альтернативные стили жизни и институты (совместное воспитание детей, свободные школы, эксперименты в экологии, медицине и т.д.) Важнейшая особенность этих субкультур - это наличие выраженной в словах идеологии.
Основные элементы стиля, или если угодно, мировозрения хиппи, это:
Пацифизм (миролюбие и ненасилие) - один из главных аспектов идеологии хиппи, отсюда-то и их аполитичность, игнорирование власти, так как именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
Для них очень важно саморазвитие, а индивидуализм - как реакция на обезличенность массового общества
Как уже было замечено выше, им характерен отход от формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими
Поиск глубокого духовного удовлетворения (в творческой работе). При выборе работы, критерием является ее творческий характер, а не оплата
Сознательное упрощение, т.е. сознательно переходят от обеспеченности к нищете
И как большая часть молодежи с ее бунтарским характером, протестуют против упорядоченности, стандартизации жизни, а жить нужно только сегодняшним днем.
Среди наиболее ярких особенностей субкультуры хиппи - употребление наркотиков, сексуальные эксперименты, коммуны, фестивали, путешествия (они обожают путешествовать как по стране, так и за рубежом, обычно автостопом). Число употребляемых наркотиков увеличивается вместе с частотой ситуаций употребления, чаще встречается полинаркомания.
В сфере сексуальных отношений у хиппи - терпимость к добрачным и внебрачным связям, иногда полигамные (групповые) отношения, терпимость к гомо- и бисексуальности. Кстати, говорят, что именно хипповская идея «свободной любви» стала толчком к сексуальной революции в 60-70-х.
Совместное проживание (коммуны) - отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается. Коммунальная жизнь хиппи имеет множество вариантов, отличающихся характером сексуальных отношений, употреблением наркотиков, участием в общественном производстве и т.д.
2.2.7 Хитч-хайкеры
«Всё началось с того, что в каком-то журнале я прочитал десять вещей, которые, как считал Лайэм Галахер (Oasis), должен сделать каждый человек. Из них мне почему-то запомнились две: прослушать альбом Металлики «Master of Puppets>» и заиметь опыт путешествия автостопом. Металлику я тогда помнил наизусть, а вот «стоп» был для меня лишь голубой мечтой и небольшим сожалением, что я не американский хиппи 68-го года.
Информация о работе Проблемы молодежных субкультур и их решение