Проблемы молодежных субкультур и их решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:06, реферат

Описание работы

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте"

Содержание работы

Введение
1. Социология молодежи
2. Молодежные субкультуры
2.1 Понятие молодежной субкультуры
2.2 Разновидности молодежных субкультур
2.2.1 Тэдди-бойз
2.2.2 Моды
2.2.3 Рокеры
2.2.4 Бритоголовые или скинхэды
2.2.5 Панки
2.2.6 Хиппи
2.2.7 Хитч-хайкеры
2.2.8 Хакеры
2.2.9 Секты
3. Проблемы молодежных субкультур и их решение
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Ценности молодежной субкультуры (2).docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет  в общем социальном и культурном  пространстве, и поэтому кризис  общества и его основных институтов  не мог не отразиться на  содержании и направленности  молодежной субкультуры. Именно  поэтому не бесспорна разработка  любых специально молодежных  программ, за исключением социальноадапционных  или профориентационных. Любые усилия  по коррекции процесса социализации  неизбежно будут наталкиваться  на состояние всех социальных  институтов украинского общества  и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств  массовой информации. Каково общество -- такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

2. Кризис института  семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и  инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны  родителей, так и педагогов, всех  представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной  стороны, к социальному и культурному  инфантилизму, а с другой--к прагматизму  и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно)--и  к проявлениям противоправного  или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания  порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную  к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут  простить ни воспитателям, ни  обществу в целом ориентации  на послушных безынициативных  исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь  направляемых в русло социальных  ожиданий, но не подавляемых агентами  социализации.

3. Коммерциализация  средств массовой информации, в  какой-то мере и всей художественной  культуры, формирует определенный  «образ» субкультуры не в меньшей  степени, чем основные агенты  социализации--семья и система  образования. Ведь именно просмотр  телепередач наряду с общением, как уже говорилось, -- наиболее  распространенный вид досуговой  самореализации. Во многих своих  чертах молодежная субкультура  просто повторяет телевизионную  субкультуру, которая лепит под  себя удобного зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на аудиторию эскалации сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями. С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая все более негативный характер. В частности, «идолы потребления» (поп-, рок-музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи, экстрасенсы и т. п.) вытеснили «идолов производства» (рабочие, крестьяне, ИТР и т.д.) на теле- и киноэкранах. По данным исследований, проведенных сотрудником лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т. Никифоровым, среди 100 фильмов, наиболее популярных в киевских видеосалонах в 1989 г., 52% имели жанровые признаки боевика, 51%--эротики (порой неотличимой от порно-), 27%--комедии (преимущественно эротической), 18%--кунг-фу (фильмы карате), 14%--ужасов и т.д. (в одном фильме могут присутствовать признаки нескольких жанров). При этом, по мнению экспертов-киноведов Я.Б. Иоскевича и С.Л. Шолохова, среди этих фильмов не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью, и только 5% обладали «определенными художественными достоинствами». Следует отметить, что число видеосалонов в Киеве в конце 80-х годов достигало 1 тыс. С начала 90-х годов типичный репертуар видеосалонов распространился и на экраны кинотеатров. По данным А.Т. Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991 г. более чем на 80% состоит из зарубежных фильмов указанных жанров (боевики, эротика, ужасы, карате). В 1994 г. это число превысило 90%. Среди отечественных фильмов преобладает подражание тем же западным образцам.

На телевизионном экране все чаще также демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы.

С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше в Советском Союзе было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось».

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Сначала хочу привести все возможные классификации, которые я нашла, а после предложить свою.

По социально-правовому признаку выделяют:

1) просоциальные, или  социально-активные, с позитивной  направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны  памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна  по отношению к социальным  процессам. Например: музыкальные и  спортивные фанаты.

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы  и т.п.

По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

- увлечение современной  молодежной музыкой;

-устремление к  правопорядковой деятельности; - активно  занимающиеся определенными видами  спорта;

- околоспортивные - различные фанаты;

- философско-мистические;

- защитники окружающей  среды.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские  субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

- криминальные ("гопники", "люберы")

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать  радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1) со способом  времяпрепровождения - музыкальные  и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной  позицией - экокультурные;

3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные  ответвления;

4) с альтернативным  творчеством - официально не признанные  живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Лично я считаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:

- Связанные с  музыкой, музыкальные фанаты, последователи  культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

- Отличающиеся определенным  мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- Связанные со  спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

- Связанные с  играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- Связанные с  компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

- Враждебно или  асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные  фанаты и металлисты.

- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

- Группы современного  искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- Элита: мажоры, рейверы.

- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

- Субкультура масс  или контркультура: гопники, реднеки.

- Социально-активные: общества защиты истории и  окружающей среды, пацифисты.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны…Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.

Выводы

В заключении хотелось бы еще раз сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Украина. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Мне обидно, что многие незнающие люди укоряют всех неформалов. За что же их укорять? За то, что их желание выделиться из толпы, найти единомышленников не совсем стандартными способами? А может людей просто пугает все непонятное и неизведанное, а неформалы как раз и кажутся им такими? Ну что ж, остается только надеяться, что у людей появится желание узнать о них больше. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка…Может и вы станете неформалом, так как никогда не поздно стать в душе не таким, как все. Говорят, что неформалами, не становятся, ими рождаются…Может быть. Есть люди, которые абсолютно не расположены к этому и относятся к субкультурам с неприязнью. На самом деле субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. Надеюсь, что и вы нашли или еще найдете место в этой жизни, друзей и необычных людей, которые придутся вам по духу.

Тема неформальных движений и субкультур имеет очень сложную проблематику, так как крайне актуальна в наше время.Я думаю, сначала следует рассмотреть более подробно отдельные группы и субкультуры, суть самой культуры, историю ее развития и образ жизни ее членов, а затем разобрать проблемы с ними связанные

Список использованной литературы

1. Соціологія: Підручник / За ред..В.Г. Городяненка - К.,Академія, 2005 - 560с.

2. Соціологія: Підручник / За ред..В.П. Андрущенка, М.І. Горлача - Харків-Київ, 1998 - 624 с.

3. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное  пособие- М., Новая школа, 1995 -144с.

4. Бабосов Е.М. Прикладная  социология: Уч. пособие - Мн.,Тетра Системс, 2001 - 496 с.

5. Соціологія. Посібник / За ред.. В.Г. Городяненка - К., Академія, 1999- 384 с.

6. Маршак А.Л. Общая  социология - Ростов н/Д, Феникс, 2004 - 384 с.

7. 5 балів- Журнал  для молоді- №6, 2007 - (26 - 29 с.)

Информация о работе Проблемы молодежных субкультур и их решение