Проблемы молодежных субкультур и их решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:06, реферат

Описание работы

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте"

Содержание работы

Введение
1. Социология молодежи
2. Молодежные субкультуры
2.1 Понятие молодежной субкультуры
2.2 Разновидности молодежных субкультур
2.2.1 Тэдди-бойз
2.2.2 Моды
2.2.3 Рокеры
2.2.4 Бритоголовые или скинхэды
2.2.5 Панки
2.2.6 Хиппи
2.2.7 Хитч-хайкеры
2.2.8 Хакеры
2.2.9 Секты
3. Проблемы молодежных субкультур и их решение
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Ценности молодежной субкультуры (2).docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

Но тут выяснилось, что один мой друг недавно вернулся из Крыма, куда к моему удивлению, он добрался на попутках. Я решил почаще с ним общаться. Затем к нему начали приезжать такие же путешественники из других городов, а я говорил с ними, слушал, удивлялся, запоминал, втягивался постепенно в абсолютно новую для меня субкультуру. Я видел как в слове «хитч-хайк» органично сочетаются абсолютно разные вещи. Нирвана и вечный стрём, самодостаточность(?) и надежда на других людей, перебои в питании и уверенность в завтрашнем дне, отсутствие постоянной крыши над головой, но наличие места, где всегда можно отдохнуть. Да, вообще это другой мир, со своими законами, обычаями, традициями, даже культурой. Ведь путешествия на попутках(?) возникли, наверное, одновременно с изобретением телеги.

Жизнь каждого хитч-хайкера во многом зависит от удачи. Думаю, именно поэтому большинство из тех, с кем я общался, если и не являлись приверженцами какой-либо религии, то, по крайней мере, были хорошо просвещены в этом вопросе. Вообще, я удивлялся начитанности и осведомлённости этих людей чуть ли не во всех вопросах, которые я мог придумать. Это сейчас я начинаю понимать, что они пользовались своим умением казаться умными, и что оно приходит с опытом. Сейчас я тоже могу кого угодно загрузить, но ведь тогда я этого не знал. Хотя мне попадались и довольно «тёмные» и скучные экземпляры.

Несмотря на то, что удача и играет важную роль, только с нею далеко не уедешь. Поэтому в первые дни трассы начинают проявляться такие качества, которые, может быть, и не были присущи в повседневной жизни, но наличие которых является важным для удачного путешествия. Из моего опыта - это терпение, уравновешенность в общении с людьми, умение хорошо, красиво и интересно рассказывать, умение слушать, и ещё, пожалуй, умение рано просыпаться, быстро одеваться и собираться (= сматываться, ведь наша жизнь так полна неожиданностей…). Если же этого не происходит, то появляется вероятность никуда не уехать, либо быть высаженным в каких-либо «Гребенях».

Теперь пол и возраст. К пребольшому сожалению, стопом в основном ездят парни. И, несмотря на то, что девушке легче остановить машину, в силу природного различия и социальной обусловленности, садясь в нее, она подвергается большей опасности, чем парень, Хотя у меня есть пара знакомых девушек, которые столько уже наездили, что не всякий за всю свою жизнь столько пройдёт. Ещё практикуется способ передвижения «влюблёнными парочками» (чаще всего парень+девушка), хоть это и связано с определёнными напрягами типа влезть в машину и т.п., но зато сколько кайфа, наверное. Это я себе могу только представить, поскольку сам такого опыта не имею.

Возраст «любителей подышать пылью», из тех, кого я видел, 14 - 40 лет. Действительно, разница большая, но ведь и в футбол играют совсем разные люди. Вот постепенно вырисовывается стереотипный портрет среднестатистической лягушки-путешественницы, хотя дополнять его можно ещё долго-предолго, хотя бы гитарой, сопилкой, губной гармошкой и какими-то самодельными муз. инструментами.

Теперь особенности украинского «стопа». По предварительным подсчётам, наблюдениям, догадкам, рассказам, на Украине людей, для которых Стоп - это способ существования и стиль жизни, около полусотни, а то и меньше, наверное, никто больше не хочет круглый год отрывать свои попки от насиженных мест. Это, как правило, люди, которые уже всё поняли о нашем мире, имеют устоявшуюся точку зрения, которым уже нечего терять либо просто негде жить. Думаю, сюда же можно отнести тех, кто бежит из своей страны подальше (как несколько моих друзей из Минска и Гомеля). Другая группа - это сезонные хитч-хайкеры, которые возникают летом, когда только и делаешь, что размышляешь, куда пойти, куда податься. Они огромными толпами щемятся в Крым, на разные пресловутые ЮБК и Казантипы. Вот там и не продохнуть после этого. К ним, на мой взгляд, относится обычная молодёжь, которой надоел родной город и которая любит рисковать. Ну, хоть немножко, хотя бы раз в год. Следующая группа - просто те, у кого нет денег и времени. Для них автостоп - это всего лишь способ передвижения. Больше, мне кажется, говорить ничего не надо. Есть, наверное, ещё одна категория путешественников. Это те, кто просто хочет своими глазами увидеть правду жизни, свой мир, свою страну, новые марки машин, проверить наличие удачи и обаяния. Сюда, я считаю, входят просто странные люди и не люди.

Как в любой субкультуре, здесь имеет место такое понятие, как рейтинг, что ли. Короче, самым крутым считается тот, кто наездил больше километров (в тысячах, конечно). И, как все нормальные люди, путешественники тоже любят немного приврать (точнее - досочинить). Например, своих друзей я ловил на том, что они рассказывали о тех местах, где сами не были. Также популярны самые различные байки про встречи с милиционерами, героические пересечения границы, разборки с контролёрами из электричек и, конечно, о вине и женщинах. Но тех, кто сильно много сочиняет (травит байки), шуточно-пренебрежительно называют «байкером», и это слово говорит о человеке всё.

Естественно, это лишь малая часть того, что можно сказать про этот народец. А если ты хочешь узнать больше, то выйди как-то ранним утром на выезд из города, и, я уверен, ты найдёшь там кого-нибудь с вытянутой рукой, рюкзаком в ногах мечтательно смотрящего в никуда…» [4, с. 121- 126].

2.2.8 Хакеры

Хакер - это человек, который испытывает желание разобраться в компьютерах. Ничуть не меньше, чем вдохновленный физик. Хакер нуждается в компьютере так же, как в еде, тепле и одежде. Даже больше. Это то, что есть хакер. Не школьник, читающий Phrack и испытывающий нулевой интерес ко всему, что не дает ему возможность позже гордиться перед своими одноклассниками.

Хакер - это не тот, кто ломает защиту. Не путайте причину со следствием. Если цель - разобраться в устройстве системы, строение которой так упорно скрывает мульти-миллионная компания, то реализует эту цель хакер. И то, что хакер взломал систему, является не самоцелью, а лишь попыткой получить знания. В то же время на каждого хакера существует сотня людей, которые ломают для того, чтобы ломать. Вы можете возразить, сказать, что вам дела нет до того, из-за чего они это делают. Конечно, вам нет дела. Это и не удивительно. Но поймите, одни хотят знаний, другие просто вандалы. Есть миллионы причин, по которым люди "ломают" системы. Почитайте "Преступление и Наказание"... там человек сделал что-то гораздо более серьезное - он нарушил святую всех святых - отобрал жизнь у другого человека. Чувствовали ли вы сострадание к убийце? Если да, то почему? Потому что вы знали причины. Так и не пытайтесь осудить человека, не зная, что побудило его на такие действия.

Еще один очень веский аргумент, тупо повторяемый тысячу раз-закон есть закон. Если ты нарушил, то должен отвечать. Так же наверно думали люди, копирующие от руки работы Оруэлла при свете тусклой лампочки (нарушая не только советскую цензуру, но и - о ужас! - закон об авторском праве), в зловещей тишине. Так же думал Ленин, рисковавший своей жизнью, чтобы создать новый строй (что двигало им - идея или жажда власти?). Если бы законы не нарушались, мы бы до сих пор жили бы в рабстве, работая на плантациях у "законодателей". Закон не абсолютен. Люди, его создающие, не боги. Законы не должны приниматься как должное.

2.2.9 Секты

Пребывание в сектах отрицательно действует на психику.

У бывших участников религиозных сект часто встречаются психические нарушения. К таким неутешительным выводам пришли британские ученые в своем исследовании, доложенном на последней конференции британского психологического общества, сообщает ВВС. Ученые опросили бывших участников знаменитой в Великобритании секты Exclusive Brethren. Эта религиозная группа известна своим информационным аскетизмом. Так, людям, состоящим в этом движении запрещается смотреть телевизор, слушать радио, иметь компьютер. Дети не должны посещать общеобразовательные школы.В ходе опроса выяснилось, что большинство бывших сектантов испытывают психологические проблемы, среди которых наиболее часто встречаются замкнутость, потеря способности общаться с другими людьми. Психологи считают, что самоизлечение от сектантской жизни не может произойти спонтанно, скорее всего понадобится психологическая помощь.

3. Проблемы молодежных субкультур и их решение

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в Украине является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов киевских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%).3

Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия--от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.

Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)--для себя.

Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть--«папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры--культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге--«ничего неделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами--образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Эти тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения--наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.

Информация о работе Проблемы молодежных субкультур и их решение