Профессиональная и организационная адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Зачем нужна «организованная» адаптация новых сотрудников, да и нужна ли она вообще? На практике довольно редко в компаниях уделяется внимание адаптационным процессам, «акклиматизации» новых сотрудников. Как правило, происходит стихийная адаптация нового сотрудника на рабочем месте, без каких-либо адаптационных программ. Никто не будет возражать, что новому сотруднику живется непросто. Ситуация – новая, организация рабочего времени и пространства-либо малознакома, либо – в лучшем случае – имеет нюансы. Даже сугубо профессиональные задачи, как правило, не совсем те, что раньше. Вообще, сама компания знакома пока только «понаслышке». Личность начальника уже видна в наиболее ярких своих проявлениях, но еще не ясна по сути. Знакомых – пока нет (скорее всего). Как и у кого спросить о важном – в первые дни не совсем понятно, так как группировки и «расстановка сил» тоже пока неясны.

Содержание работы

Введение. 3

1. Теоретическая постановка вопроса адаптации персонала. 6

1.1 Этапы адаптация новых сотрудников. 6

1.2 Виды адаптации. 10

1.3 Вступление в должность. 11

2. Анализ системы социально-организационных факторов адаптации на предприятии «Ямалгазпромстрой». 14

2.1 Социальные ожидания и временные рамки их реализации. 14

2.2 Факторы возможного увольнения работников. 18

2.3 Роль кадровой службы в организации адаптации молодых работников. 21

2.4 Социально-производственные проблемы предприятия. 25

3. Выводы и рекомендации по улучшению адаптации молодых работников на предприятии «Ямалгазпромстрой». 32

Заключение. 36

Библиографический список. 38

Файлы: 1 файл

Корпоративная культура.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

5. Представление сотрудников подразделения.

 

1.2 Виды адаптации

 

Виды адаптации персонала –  это составные элементы общего процесса трудовой адаптации, определяемые особенностями производственно-экономической системы и социальных отношений в организации. Виды адаптации персонала таковы – психофизиологическая адаптация – приспособление к новым физиологическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда; социально-психологическая адаптация – приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; профессиональная адаптация – доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.); организационная адаптация – усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления организацией.

 

В процессе психофизиологической адаптации  происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное  психофизиологическое воздействие  на работника во время труда. К  этим условиям относятся физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.). В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Сотрудник получает информацию о системе деловых и личностных взаимоотношений в коллективе, о формальных и неформальных группах, о соц. позициях отдельных членов группы. Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым соц. опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Выделяется еще одна специфическая сторона организационной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационно-экономического характера).

 

1.3 Вступление в должность

 

Проблема адаптации вновь принятых не менее важна, чем отбор и  наем кадров. Новички должны максимально  быстро воспринять свойственные организации традиции и нормы, включиться в трудовой процесс. Вступление в должность представляет собой существенную часть процесса найма. Оно должно быть тщательно спланировано и выполнено.

 

Работнику, принятому на вакантную  должность, доводится следующая информация: какую работу он должен выполнять, как его задача соотносится с целями предприятия, как разграничивается его работа с работой других специалистов, какова его компетенция и связанная с этим ответственность, кому он подчиняется и кто подчиняется ему, каковы перспективы профессионального и должностного роста, система вознаграждения за работу, представляемые предприятием социальные льготы для работников и т.п.

 

Хотелось бы отметить, что программа  вступления в должность разительно отличается у руководителей, специалистов и рабочих. Программа вступления в должность руководителя должна содержать как минимум следующую информацию:

 

1. Общую информацию об организации,  ее продукции, потребителях и  структуре.

 

2. Конкретную информацию о порядке,  сроках и условиях найма, не включенных в договор (контракт) о найме. Например, административные инструкции, допустимые расходы, командировочные расходы и другое.

 

3. Знакомство со службами и  отделами, непосредственно связанными  с работой данного руководителя, беседы с начальниками и специалистами этих отделов.

 

4. Широкое обсуждение предстоящей  работы руководителя, включая его  основные обязанности и права  с вышестоящим на один ранг  руководителем.

 

Основная проблема в данном случае – это то, что какие бы печатные документы не получил новичок (будь то руководитель высокого ранга или просто рабочий), ничто не может заменить живого общения с человеком. Причем отметим, что в идеале этот человек должен быть специально подготовлен. Все должно быть направлено на успешность адаптации, чтобы быстрее и в конечном счете с меньшими затратами (чем если бы он или она обучались своей работе по ходу дела), поднять нового работника на необходимый уровень компетентности в смысле продуктивности, качества и безопасности.

 

Успешность адаптации персонала – достижимость желаемых результатов процесса адаптации. Успешная адаптация характеризуется:

 

– нормальной продолжительность;

 

– удовлетворенностью трудом;

 

– выполнением сотрудником требований, предъявляемых к должности или  рабочему месту;

 

– признанием коллективом социальной роли адаптируемого сотрудника.

 

Условия успешной адаптации персонала  – это причины, от которых зависит  успешность трудовой адаптации:

 

– качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных  сотрудников;

 

– объективность деловой оценки персонала;

 

– отработанность организационного механизма управления процессом  адаптации;

 

– престиж и привлекательность  профессии и т.п.

 

2. Анализ системы социально-организационных  факторов адаптации на предприятии  «Ямалгазпромстрой»

 

2.1 Социальные ожидания и временные  рамки их реализации

 

Анализируя в начале 2002 года отчет  работы отдела кадров и социального  развития предприятия «Ямалгазпромстрой» за прошедший 2001 год, специалисты по управлению персоналом обратили внимание, что в 2001 г. 76% от общего числа уволившихся с предприятия «Ямалгазпромстрой» составили работники, проработавшие на нем менее 2-х лет.

 

В связи с этим отделу кадров и  социального развития предприятия  «Ямалгазпромстрой» была поставлена задача определить систему социально-организационных факторов, влияющих на процесс социальной адаптации «молодых» работников на предприятии «Ямалгазпромстрой», и их значимость в формировании мотиваций на увольнение этих работников с предприятия.

 

Исследование было проведено отделом кадров и социального развития предприятия «Ямалгазпромстрой» совместно с Академией труда и социальных отношений под руководством профессора, академика РАЕН Волкова Ю.Е. и носило поисковый, диагностический характер.

 

Под «молодыми» работниками подразумеваются работники, проработавшие на предприятии «Ямалгазпромстрой» менее 2-х лет независимо от их возраста. Именно эта категория персонала была предметом исследования. В качестве экспертов по данной проблеме было привлечено 117 руководителей и специалистов, представляющих основные структурные подразделения предприятия.

 

Было опрошено 285 рабочих со стажем работы на предприятии менее 2-х лет, что составило 36,6% от всех работников данной стажевой группы:

 

·          работники  в возрасте до 25 лет составили в ней – 18,6%;

 

·          26 – 30 лет – 21,4%;

 

·          31 – 40 лет – 33%;

 

·          41 – 50 – 20,0%;

 

·          старше 50 лет – 4,4%.

 

Из них 78,1% мужчин и 21,9% женщин. Основу выборки составили рабочие, имеющие  среднее специальное образование (46,7%).

 

Выборочная совокупность по своим  основным социально-демографическим  параметрам соответствует структуре  генеральной совокупности и является репрезентативной.

 

Проведенное исследование позволило  получить информацию о структуре  основных социальных потребностей, ее динамике и дифференциации относительно различных социально – демографических групп.

 

Большое влияние на скорость и успешность протекания адаптационных процессов  в трудовом коллективе оказывает  качественный состав принятых работников, их прошлый опыт и знание специфики работы газодобывающего комплекса в условиях Крайнего Севера.

 

По мнению экспертов, наиболее квалифицированные  специалисты и рабочие приходят в коллектив с предприятий  газодобывающей промышленности. Согласно полученным данным, более трети (34,7%) принятых за последние 2 года рабочих до этого работали в других районах Крайнего Севера и почти треть (28,8%) ранее работали на предприятиях газодобывающей промышленности. Эти цифры не случайность, а продуманная кадровая политика предприятия.

 

Исследования показали, что важным фактором, влияющим на ход социальной адаптации, является субъективно воспринимаемая людьми возможность реализации своих  потребностей («социальные ожидания»), с учетом времени их реализации.

 

Почти половина опрошенных работников (44,6%) считают, что они смогут удовлетворить свои основные потребности, работая на предприятии «Ямалгазпромстрой». Это, безусловно, положительный момент, однако 37,5% опрошенных затрудняются оценить свои перспективы в этом отношении.

 

Хотелось бы обратить внимание на то, что даже на таком благополучном предприятии в решении социальных вопросов, как «Ямалгазпромстрой», процент затрудняющихся оценить свои перспективы очень высок.

 

С легкой руки прессы принято считать, что на Севере много романтиков. В теле- и радиоинтервью ветераны и передовики предприятия, в зависимости от ранга телестудии, об одном и том же говорили по-разному. В телестудии своего предприятия еще упоминалась и зарплата, и квартира, и полученный от предприятия первый автомобиль «Волга», в интервью Тюменскому телевидению – речь больше шла о трудных буднях…, в Останкино – о любви к Северу, к его людям, о понимании сложных задач по освоению Крайнего Севера. Именно эти люди чаще других бывают в отделе кадров и социального развития, проверяя ход строительства коттеджей, интересуясь загранпутевками, наградами к празднику, при случае напоминая, что, мол, не за запахом тайги…

 

Исследования  подтвердили: в настоящее время  мало кто едет на Крайний Север  случайно или в поисках романтики. Лишь 9,5% работников, среди основных своих потребностей указали возможность «испытать себя в условиях Крайнего Севера». Большинство отправляется на Север с конкретной, сугубо «материальной» целью: хорошо заработать, получить жилье, приобрести автомобиль т. п. Работники без четкой программы удовлетворения своих целей, находясь в состоянии «неопределенности», в конечном счете, ощущают неудовлетворенность от своей работы, что сильно влияет на весь адаптационный процесс.

 

Структура основных социальных потребностей работников предприятия, выявленная в ходе исследования не явилась неожиданной, однако содержит некоторые моменты, представляющие определенный интерес для администрации. Так, большинство респондентов (69,5%) надеются хорошо заработать в предприятии «Ямалгазпромстрой», каждый второй предполагает решить свои жилищные проблемы, 35,4% – планируют приобрести автомобиль, а 21,1% просто хотят заниматься любимым делом (т.е. каждый пятый работник!). Это позволяет говорить о наличии большой группы профессионально адаптированных «молодых» рабочих, для которых социальная адаптация – дело недолгого времени. Они благоприятно влияют на микроклимат в коллективе, быстро добиваются признания, редко участвуют в дестабилизационных процессах. Парные распределения показывают, что среди этой группы нет работников моложе 30-ти лет.

 

Существенным  фактором адаптационного процесса является «временной диапазон реализации ожиданий». Чем дальше «во времени» конечная цель работника, реализация его наиболее важной социальной потребности, тем меньше уровень мотивированности на участие в совместной деятельности, труднее его «врастание» в коллектив. В таблице 2 приведены диапазоны времени реализации ожиданий по трем важнейшим для респондентов в 2001 г. социальным ценностям: заработной плате, жилью и приобретению автомобиля.

 

Таблица 2. Временной диапазон реализации социальных ожиданий работниковНаиболее значимые социальные факторы Ожидаемое время их реализации на предприятии «Ямалгазпромстрой» (лет)

до 3-х 3–5 более 5-ти

1. Хорошо заработать 17,2% 17,2% 27,0%

2. Решение жилищной проблемы 12,0% 14,4% 25,6%

3. Приобретение автомобиля 10,1% 11,1% 0,7%

 

 

 

Из табл. 2. видно, что большинство  «молодых» рабочих предполагает решить свои социальные проблемы менее  чем за 5 лет.

 

Фактически через 6–8 месяцев работник убеждается, что за такой короткий срок указанные проблемы решены не будут и, в этом случае, необходимо включение многих внешних факторов со стороны предприятия, чтобы убедить эту группу работников «смириться» с новыми сроками ожидания.

 

Следует отметить, что респондентам предлагался набор из семи социальных факторов, и такие факторы как «освоение новой профессии» и «повышение квалификации», оказались одинаково значимы с «возможностью приобрести путевки в санаторий и за границу».

 

Дальнейшее исследование показало, что с факторами повышения квалификации и освоения новой профессии конкурирует только заработная плата.

 

2.2 Факторы возможного увольнения  работников

 

Крайне важным представляется вопрос о дальнейших планах работников: намерены ли они продолжать работать на предприятии в ближайшее время? Ответ на него позволил, во-первых, выявить категорию социально неадаптированных работников и, во-вторых, определить уровень потенциальной текучести кадров.

Информация о работе Профессиональная и организационная адаптация персонала