Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в различных учреждениях культуры. Различные хореографические коллективы при Дворцах и Домах культуры, а также хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ….3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО», «ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ»…………………………………………………………………… 5
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗЦОВОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «ФЕЙЕРВЕРК» ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ МЕТАЛЛУРГОВ Г. ЖЛОБИНА)……………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………..………………..……………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30

Файлы: 1 файл

Пример Курсовая СТАСЕВИЧ.docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

Любительские занятия представляют собой весьма эффективный вид рекреации. Об этом свидетельствуют не только повседневный опыт, но и специальные научные исследования. Изучая проблемы адаптационного синдрома, знаменитый канадский ученый Ганс Селье пришел к выводу, что практически каждому взрослому человеку необходимо наряду с основной работой иметь любительское увлечение, как можно более приятное, полезное и созидательное. Подобное хобби, по его мнению, становится для личности отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения, отвращает от вредного безделья или бегства в воображаемую жизнь с помощью алкоголя и наркотиков. [15, c. 16-35]

Любительское творчество – уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами  досуга и художественной культуры. Как известно, досуг –  это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности. Поэтому наиболее объективная оценка деятельности любительского творчества – это динамика интеллектуального и общекультурного развития личности любителя. [8, c. 21-25]

Тем самым, можно сказать, что «любительство» сегодня - это такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного творчества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результате ими создаются материальные и духовные ценности.

По нашему мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессиональной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности человека, его профессией. Любитель - творец - «сам себе хозяин», «сам себе режиссер», создающий свой собственный мир, проявляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.

Определим, что же такое непосредственно сам любительский художественный коллектив?

Согласно закону о культуре Республики Беларусь, любительским художественным коллективом признается коллектив, который складывается с физических лиц, совместно занимающихся художественным творчеством, как правило, на общественных началах, за исключением, руководителя любительским коллективом, который работает на профессиональной основе. Статус коллектива подтверждается паспортом любительского коллектива. [9, c. 25]

Коллективы любительского творчества осуществляют свою деятельность на базе государственных, профсоюзных, ведомственных учреждений культуры, высших, средних специальных, средних учебных заведений, учреждений внешкольного образования и воспитания, воинских частей, предприятий разных форм собственности, общественных объединений, творческих союзов и др.

Основными принципами деятельности коллективов любительского художественного творчества являются добровольность, общность  интересов, доступность, сочетание личной инициативы, организации и самоорганизации. [12, c. 688]

В зависимости от целей и задач, стоящих перед любительскими художественными коллективами,  доктор педагогических наук Е.И. Смирнова классифицирует их по следующим основным признакам:

I. По ориентации на  основные пласты художественной  культуры:

1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей и т.д.);

2. Художественная самодеятельность, ориентированная на виды, школу, стили профессионального (академического) искусства (академические и народные хоры, оркестры, театральные, хореографические коллективы, литературные объединения, фотостудии и т.д.);

3. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.)

II. По типам творчества:

1. Исполнительская художественная  самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы);

2. Авторская и авторско-исполнительская  самодеятельность (самодеятельные  композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства  и т.п.);

3. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.)

III. По степени организованности  и субъекту организации:

1. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);

2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);

3. Самодеятельность, организованная  в стабильные объединения разных  типов на базе различных социально-культурных  институтов, социально-контролируемая  и педагогически-направляемая.

IV. По преобладающему виду  деятельности:

1. Объединения учебного  типа (студии);

2. Объединения познавательного  и художественно-исследовательского  типа (объединения искусствоведческой  направленности, дискуссионный клуб  «Культура и духовный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака  и т.п.);

3. Художественно-пропагандистские  и художественно-организаторские (агитбригады);

4. Объединения игрового  типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я – спортивная семья»);

5. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности);

6. Объединения комплексного  типа.

V. По месту локализации (расположения):

1. Сельская художественная  самодеятельность;

2. Художественная самодеятельность  малых городов (со слабым художественно-профессиональным  фоном);

3. Художественная самодеятельность  крупного города (с сильным художественно-профессиональным  фоном).

VI. По возрастному составу:

1. Детская художественная  самодеятельность (дошкольный, младший  школьный возраст, подростки, юношество);

2. Художественная самодеятельность  взрослых (молодежь и старшие  возрастные группы);

3. Разновозрастные по  составу коллективы художественной  самодеятельности. [14, c. 205]

Тем самым хотелось бы отметить, что коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей, отличается внутренним единством, организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью. В нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается.  Вступая в коллективные связи,  личность приобретает благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребности в творческой самореализации, применения способности и дарований, для самопроявления и самосовершенствования.

Таким образом, любительский художественный коллектив - это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех, и в которых межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной художественно-творческой деятельности.

 

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗЦОВОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «ФЕЙЕРВЕРК» ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ МЕТАЛЛУРГОВ ГОРОДА ЖЛОБИНА)

    На первых этапах  своего существования любой хореографический  коллектив состоит из руководителя  коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения  числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу  программы, мюзиклы) увеличивается  и штат педагогов. Появляются  собственный костюмер, дизайнер  костюмов, менеджер, продюсер, финансовый  директор. Хотелось бы заметить, что на первоначальных этапах  формирования коллектива, а также  в коллективах организованных  на любительской основе руководитель  совмещает в себе все вышеперечисленные  должности. Для того чтобы успешно  осуществлять     процесс  педагогической деятельности в  хореографическом коллективе, руководитель  должен обладать следующими функциями:

  1. Коммуникативная. Очень важная функция, которую руководителю необходимо формировать и развивать. Ее специфика состоит в непосредственном общении руководителя и участников коллектива между собой, включающее их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях  такое общение руководителя с участниками устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других – в процессе обсуждения конкурсов и соревнований.
  2. Организационная функция. Руководителю также необходимо иметь и организаторские способности. Прежде всего, они сказываются в умении планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные компоненты работы с участниками; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха. Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у участников чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное. [17, c. 45]

 Организаторские способности  руководителя непосредственно влияют  на эффективность каждого учебного  занятия и всего процесса обучения  в целом. В самом деле, если, например, руководитель – прекрасный исполнитель  танцев и любит работать с  детьми, но не обладает организаторскими  способностями, то его занятия  могут оказаться малопродуктивным.

 Чтобы добиваться успехов  в осуществлении поставленных  целей и быть готовым к преодолению  трудностей, возникающих в учебном  процессе, руководитель должен вырабатывать  у себя необходимые волевые  качества. Целеустремленность, настойчивость, упорство, умение владеть собой, все это  позволяют руководителю  даже при создавшихся неприятных  обстоятельствах успешно справиться  с возникшими затруднениями, сохранить  выдержку и терпение.

Обязательное для руководителя качество - гуманизм, т. е. отношение к человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности участника коллектива, из сочувствия, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Участники любительских коллективов видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Руководитель - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как самодеятельный коллектив, обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Руководитель - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец. Профессионально необходимыми качествами руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности руководителя участники не должны чувствовать и видеть. Еще А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина. [10, c.244] Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на участников, не нервничать по пустякам.

Информация о работе Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива