Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 13:57, курсовая работа
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в различных учреждениях культуры. Различные хореографические коллективы при Дворцах и Домах культуры, а также хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ….3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО», «ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ»…………………………………………………………………… 5
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗЦОВОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «ФЕЙЕРВЕРК» ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ МЕТАЛЛУРГОВ Г. ЖЛОБИНА)……………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………..………………..……………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30
Руководитель призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности коллектива. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять триединство деятельности коллектива, то есть жить перспективой и учитывать развитие по спирали, следовательно, уметь планировать свою работу так, чтобы в нее входили психолого-педагогические и художественно-технологические компоненты.
Руководитель должен уметь гармонично сочетать разнообразные формы занятий с чередованием интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность - с расслабленностью. Правильно организованные занятия приносят всем чувство удовлетворения и радость от встречи с искусством, друг с другом.
От компетенции, художественно-педагогической подготовленности и способностей руководителя во многом зависит будущее любительских коллективов. Повышение удельного веса руководителей со средним и высшим специальным образованием, улучшение системы их переподготовки, более целенаправленная и систематическая помощь со стороны профессиональных коллективов, неуклонное повышение качества информационно-методической помощи - таков неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно-педагогической квалификации.
Педагогическое самообразование руководителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности самодеятельного коллектива.
Профессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в профессии руководителя как педагога личностный рост - непременное условие достижения профессионализма.
По мнению Т.В.Тарасенко для начала деятельности в хореографическом коллективе необходимо выполнение ряда важных условий:
Первое из обозначенных условий может быть выполнено тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т. е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек. Объясняется это тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяя вместе с тем наилучшим образом распределить обязанности между членами группы и скоординировать их действия.
Для того чтобы выполнить второе условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый и разнообразный опыт, усваивать различные формы ролевого поведения, выстраивать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньшей по величине должна стать группа, в которой все это происходит.
Третье из названных
условий будет соблюдено, если
отношения между группой и
каждым отдельно взятым ее
членом будут строиться на
равноправной, демократичной основе.
Это в данном случае означает,
что каждый ребенок в группе
получает такие же права, как
группа в целом, и если его мнение
расходится с мнением большинства других
членов группы, то за самим ребенком остается
право поступить в том или другом случае
по-своему.
Нередко
то, чем на практике заняты детские группы
и коллективы, бывает достаточно интересно
для детей как развлечение, но настолько
оторвано от социальной действительности
и взаимоотношений взрослых людей, что
практически не готовит ребенка к жизни.
Для того чтобы коллективные формы детского
существования стали для них настоящей
школой жизненней подготовки, необходимо
обеспечить выполнение четвертого условия.
Здесь без активной помощи взрослых, без
совместной творческой работы социологов,
психологов и педагогов, по-видимому, не
обойтись. Составляя программу коллективного
воспитания детей, необходимо позаботиться
о том, чтобы в нее вошли групповые дела,
связанные с решением наиболее сложных
жизненных проблем. В их число обязательно
должны органически войти те виды совместной
деятельности детей, в которых решаются
проблемы нравственного, политического,
экономического и культурного характера.
Виды деятельности, в которые практически
включаются дети, должны не только готовить
их к жизни, но и психологически развивать.
В общении со сверстниками ребенок не
просто удовлетворяет свои потребности
– такая единственная функция совместной
деятельности не имела бы особой ценности,
но развивается, а настоящее развитие
возможно лишь в процессе постановки и
решения разнообразных задач. Детские
группы и коллективы должны создаваться
для решения определенных, развивающих
задач и находиться в зоне ближайшего
(потенциального) развития ребенка.
Рассмотрим особенности работы руководителя в образцовом ансамбле танца «Фейерверк» Дворца культуры Металлургов города Жлобина.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого, оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». [ 2, c. 317]
Образцовый ансамбль танца «Фейерверк» был создан в 1994 году под руководством Сосновой Елены Емельяновны. В состав ансамбля входят подготовительная, младшая и старшая группы, в которых занимаются мальчики и девочки в возрасте от 6 до 16 лет. На занятиях дети учатся основам хореографии, артистизму, музыкальности. Большое значение отводится знакомству с белорусским танцевальным творчеством. Репертуар образцового ансамбля «Фейерверк» разносторонний. В него входят народные, эстрадные, стилизованные танцы. В 2000 году ансамбль получил звание «Образцовый».
У «Фейерверка» яркий список побед и наград:
- Диплом I степени Международного фестиваля детского творчества “Золотая пчелка”, г. Климовичи, 2006 г.;
- Гран-при международного детского фестиваля «Танцующий Коктебель», 2008 г., Украина, г.Коктебель;
- Диплом I степени III открытого конкурса молодых исполнителей “Шаную цябе, Белая Русь - 2010” (г. Минск);
- Лауреат II степени областного
смотра-конкурса народных и
Также высокое мастерство юных исполнителей было отмечено дипломами разных степеней на международных фестивалях: «Земля под белыми крыльями» (г. Мозырь), «Сожскі карагод» (г. Гомель), «Рождественская музыкальная лестница» (г. Жлобин), «Праздник танца» (г. Мурманск), «Русский портрет в белорусском интерьере» (г. Жлобин), в национальном телевизионном конкурсе юных талантов «Сузорье надзей». По приглашению немецкого фонда «Мы - детям Чернобыля» коллектив выступал с концертами в Германии, а руководитель Елена Соснова получила «Падзячнае пісьмо» областного центра народного творчества за вклад в сохранение и возрождение лучших традиций белорусской национальной культуры в разнообразных её проявлениях, за особый вклад в дело духовного обогащения человека, формирования его эстетических вкусов и культурного кругозора.
Несомненно, именно танец имеет огромное значение в воспитании и образовании участников коллектива. Роль хореографии в любительском художественном коллективе – это воспитание в самом широком смысле слова, воспитание художественно-творческое, средствами искусства, а также формирование подготовленного зрителя.
Каждый коллектив развивается по общим законам и по своим внутренним. Во-первых, общим, что определяет его развитие, являются единые условия социальной жизни, окружающая действительность. Во-вторых, каждый тип коллектива имеет свои, присущие только ему особенности развития. В-третьих, на этот процесс влияют оптимальные меры, которые выделяют данный коллектив из ряда однородных.
Танцевальный коллектив,
как и любой другой, имеет свои
особенности внутренней
Воспитательный и образовательный процесс в любом коллективе специфичен по организационным формам и характеру деятельности, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива. В образцовом ансамбле танца «Фейерверк», педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению детей в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений. Так на занятиях дети не только получают знания, но и учатся в первую очередь общению.
В младшем школьном возрасте происходит формирование начальных детских убеждений и здесь главное не «сломать» ребёнка. На занятиях руководителю коллектива необходимо создавать ситуацию успеха, которая определяется сочетанием условий, обеспечивающих сам успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог. Так же большими помощниками для руководителя являются дети старшей группы.
В подростковом
периоде (11 – 15 лет) у детей формируется
потребность во «взрослом»
Педагогический процесс в образцовом ансамбле танца «Фейерверк» строится по принципу урока - репетиционные, коллективные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение руководителя и участников коллектива.
Урок состоит из ряда этапов, первым из которых является разминка, состоящая из стабильного комплекса упражнений, цель которой - разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения, заторможенности). Этому способствуют привычный, индивидуально подобранный комплекс упражнений.
Следующим этапом урока является непосредственное разучивание новых и отработка, т. е. «оттачивание до автоматизма», уже ранее разученных танцевальных движений и комбинаций. Это способствует развитию у участников коллектива зрительной и двигательной памяти, музыкальности и чувство ритма, выработке эстетически правильной осанки и походки. Кроме этого у участников воспитывается чувство ответственности за общее дело, прививаются навыки культурного поведения и внимательного отношение друг к другу, умение искренне радоваться достижениям своих одноклассников, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Заключительным этапом урока является повторение и отработка уже готовых танцевальных номеров, совершенствование техники и манеры исполнения. Что и отражает главную цель, которую преследует коллектив в ходе учебных занятий - представление освоенных навыков и умений на «обозрение» зрителей.
Отдельно хотелось отметить вопросы подбора репертуара в образцовом ансамбле танца «Фейерверк». Главные проблемы, с которыми сталкивается руководитель в ходе работы – это, прежде всего, взаимосвязь репертуара с учебно-воспитательной работой, тематическая направленность репертуара и положительное отношение к нему участников коллектива, создание оригинальных произведений с целью развития творческой активности участников.
Репертуар коллектива, главным образом, складывается благодаря творческой фантазии его руководителя. Соснова Елена создает самобытное, неповторимое лицо творческого коллектива, а также с большой ответственностью относиться к своей работе. Главным образом, она старается, чтобы репертуар коллектива был разнообразным. Это проявляется в использовании различных жанров, видов и форм танца при постановке хореографических произведений. В связи с этим она использует при формировании репертуара хороводы, пляски, переплясы, кадрили, а также эстрадные номера. Большое внимание она уделяет постановкам стилизованных народных танцев, которые находят положительное отношение у участников коллектива. Это такие номера как «Жавароначкi», «Уличный джаз», «Каханачка» и другие.