Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:05, реферат
Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.1 Происхождение и значение термина «культура»…………………………. 4
1.2 Структурная целостность культуры…………………………………………...7
1.3 Структура культуры……………………………………………………………10
1.4 Основные социальные функции культуры………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………...27 Список литературы………………………………………………………….29
Каждое
понятие содержит в себе предшествующее,
а устойчивость и тесную связь всех звеньев
в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль
традиции в том, что она создает непрерывность
культуры и преемственность потребностей,
интересов и т.д. Так традиция выступает
как потребность в самой культуре. Ее можно
представить как «генетику культуры». Однако традиции иногда могут восприниматься
как пережитки, то есть как препятствия
дальнейшему развитию культуры. Они могут
исчезать, а затем вновь возрождаться.
Традиции могут быть позитивными, когда
что-то воспринимается, но могут быть и
негативными, когда что-то отвергается,
поскольку это «не в традиции», как говорят,
для данного общества или группы людей.
Время производит
отбор традиций, но вечные из них, как,
например, почтительное отношение к родителям,
к женщине, являются всегда современными.
Не смотря на то, понятие культура имеет множество значений, любая культура вбирает в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: материальной культуры и духовной культуры.
Материальная культура — одна из частей целостной человеческой
культуры, воплощенная в форму вещи духовность
человека, результаты творческой деятельности,
в которых природный объект и его материал
воплощены в предметы, свойства и качества
и которые обеспечивают существование
человека. В материальную культуру входят
разнообразные средства производства
— энергетические и сырьевые ресурсы,
орудия труда, технология производства
и инфраструктура среды обитания человека,
средства коммуникации и транспорта, здания
и сооружения бытового, служебного и развлекательного
назначения, разнообразные средства потребления,
материально-предметные отношения в сфере
технологий или экономики.
Духовная культура — одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.
Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
Художественный
образ — это суть искусства, это чувственное
воссоздание жизни, сделанное с субъективных,
авторских позиций.Художественный образ
концентрирует в самом себе духовную энергию
создавшей его культуры и человека, проявляя
себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином
зрительном толковании. Иными словами,
художественный образ может быть воплощен
в глине, краске, камне, звуках, фотографии,
слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное
произведение, картина, роман, а также
фильм и спектакль в целом.
Как всякая
развивающаяся система, искусство отличается
гибкостью и подвижностью, что позволяет
ему реализовывать себя в различных видах,
жанрах, направлениях, стилях. Создание и
функционирование произведений искусства
происходит в рамках художественной культуры,
которая объединяет в исторически изменяющееся
целое художественное творчество, искусствознание, художественную
критику и эстетику.
Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Следовательно, искусство имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые, создает искусство. Эторетроценности, которые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее.
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Главное почти во всякой религии — это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому сплочение, и связь — главные ее регулятивы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде всего, через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Основу религии составляет та или иная культовая система, т. е. система обрядовых действий, связанная с определенными представлениями о сверхъестественном и возможностью общения с ним. В ходе исторического развития в обществе происходит институционализация культовых систем, обретение ими формы той или иной организации. Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь — объединение верующих и служителей культа на основе определенного вероучения и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди которых на первом плане - формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию ценностей, придает им святость и безусловность, это ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» — от земных и обыденных до божественных и небесных.
Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир—человек» дополнительное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям, и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, т. е освобождения культуры из-под влияния религии. Эти процессы в первую очередь, связаны с усиливающейся потребностью людей в создании собственной картины мира, через его постижение и осмысление. Так появляется еще один структурный элемент культуры - философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»).
Философия возникла как духовное преодоление мифа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.
Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Самый важный результат научного прогресса — возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями - это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизующая сила, а культура — как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешились и по сей день, поэтому, в определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технитизированные формы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая цивилизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Поэтому можно говорить о том, что ценность научного знания пропорциональна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание — сила!» — утверждал Ф. Бэкон. Но для каких целей, и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки — истина, в то время как высшая ценность для культуры — человек.
Таким образом,
только при синтезе культуры и науки возможно
построение гуманистической цивилизации.
Подводя
итог, можно говорить о том, что культура
- это сложная многоуровневая система,
вбирающая и отражающая противоречия
всего мира, которые проявляются:
1. в противоречии
между социализацией и
2. в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.
3. в противоречии
между традиционностью
Эти и другие
противоречия составляют не только сущностную
характеристику культуры, но и являются
источником ее развития.
На формирование
и развитие культуры конкретного общества
или отдельных его групп влияют самые
разные факторы. Так каждая культура вбирает
в себя социальные или демографические
особенности жизни, зависит от природных
и климатических условий, а также от уровня
развития общества в целом. Внутри различных
общественных групп рождаются специфические
культурные феномены. Они закрепляются
в особых чертах поведения людей, сознания,
языка, формируется мировоззрение и ментальность,
свойственная лишь конкретным носителям
культуры.
В глобальном
понимании культура включает в себя все
достижения человечества в мировых масштабах.
Этот синтез лучших достижений всех национальных
культур различных социальных групп и
народов, населяющих нашу планету, называется
мировая культура. Мировая культураимеет достаточно сложную структуру,
которую следует рассматривать, по крайней
мере, на нескольких уровнях:
1)мировая культура как целое;
2)мировая
культура как совокупность
3)культурная
эпоха как объединение
4)культура конкретных народов и стран на каком-то конкретном отрезке времени;
5)конкретная
культура конкретного общества
в его историческом развитии этническая
и национальная культура.
Однако, несмотря
на включенность в историю мировой культуры,
каждого отдельно взятого общества, ему
присущи свои особые характеристики, отличительные
черты, придающие ему уникальность и выраженные,
как уже отмечалось в ценностях, традициях,
достижениях и т.д. Совокупность ценностей,
верований, достижений, традиций, которыми
руководствуется большинство членов конкретного
общества, называется господствующей, или доминирующей,
культурой.
1.4 Основные
социальные функции культуры
На основе
обобщения всех полученных в ходе работы
знаний о культуре, ее структуре и компонентах
можно определить ее основные социальные
функции.
1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания. У растений и животных это происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише). Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулись способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования - культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, политических и социальных отношений выполняют адаптивную роль.
2. С адаптивной
функцией тесно связана интегра
Ко второму
уровню социальной интеграции следует
отнести обеспечение культурой основных
форм интегрированного существования
сообществ людей. Культура объединяет
народы, социальные группы, государства.
Любая социальная общность, в которой
складывается своя культура, скрепляется
этой культурой, потому что среди членов
общества распространяется единая совокупность
взглядов, убеждений, ценностей, идеалов,
образцов поведения, характерных для данной
культуры. На этой основе осуществляется
консолидация и самоидентификация людей,
формируется чувство принадлежности к
данной социальной общности — чувство
«мы»;
Информация о работе Происхождение и значение термина «культура»