Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:23, реферат
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.
Введение 3
Основные понятия и идеи Фрейдизма 4
Философия и психоанализ 11
Культурологическая теория З.Фрейда 17
Список использованной литературы 22
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ – филиал РАНХиГС»
Кафедра философии
Факультет ГиМУ
Специальность Менеджмент организации
Реферат
Психоаналитическая трактовка культуры З. Фрейда.
Выполнил: |
|
Проверил |
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение 3
Основные понятия и идеи Фрейдизма 4
Философия и психоанализ 11
Культурологическая теория З.Фрейда 17
Список использованной литературы 22
Известно, что главным
регулятором человеческого
Многочисленные суждения
различных авторов, чаще всего западных,
о психоанализе свидетельствуют
о наличии разноплановых, иногда
противоположных точек зрения на
существо фрейдовского учения. И хотя
престиж и авторитет
Психоанализ 3.Фрейда.
Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провести разграничение основных понятой используемых в ходе работы.
Психоанализ (от греч. psyche-душа
и analysis-решение) - часть психотерапии,
врачебный метод исследования, развитый
З. Фрейдом для диагностики и
излечения истерии. Затем он был
переработан Фрейдом в
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировозренческой системе.
В результате творческой эволюции
З. Фрейд рассматривает
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.
Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).
Особое значение придавалось
сверх-Я (супер-эго), которое служит
источником моральных и религиозных
чувств, контролирующим и наказующим
агентом. Если ид предопределен генетически,
а Я - продукт индивидуального
опыта, то супер-эго - продукт влияний,
исходящих от других людей. Оно возникает
в раннем детстве (связано, согласно
Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается
практически неизменным в последующие
годы. Сверх-Я образуется благодаря
механизму идентификации
Учение Фрейда прославилось
прежде всего тем, что проникло в
тайники бессознательного, или, как
иногда говорил сам автор, "преисподнюю"
психики. Однако, если ограничиться этой
оценкой, то можно упустить из виду
другой важный аспект: открытие Фрейдом
сложных, конфликтных отношений
между сознанием и
Идея о том, что на наше
повседневное поведение влияют неосознаваемые
мотивы, рассмотрена Фрейдом в
книге "Психопатология обыденной
жизни" (1901). Различные ошибочные
действия, забывание имен, оговорки,
описки обычно принято считать случайными,
объяснять их слабостью памяти. По
Фрейду же в них прорываются скрытые
мотивы, потому что ничего случайного
в психических реакциях человека
нет. Все причинно обусловлено. В
другой работе "Остроумие и его
отношение к бессознательному"
(1905) шутки или каламбуры
Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.
В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.
Особенности воззрений последователей З. Фрейда.
Фрейда окружало множество
учеников. Наиболее самобытными из
них были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937),
создавшие собственные
По выражению К. Юнга последователи
Фрейда учились у своего "отца"
не тому что он наставлял, а тому,
что он делал". Неудовлетворенность
психоаналитическими методами и
необходимость пересмотра ряда постулатов
ортодоксального фрейдизма
Первым нововведением
Юнга было понятие о "коллективном
бессознательном". Если по Фрейду, в
бессознательную психику
Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.
Утверждая, что "теория сексуальности
чрезвычайно важна для меня и
в личностном, и в философском
смысле" Юнг, тем не менее отрицает
ее, как единственное выражение психической
целостности личности и приводит
многочисленные примеры "неврозов,
в которых проблема сексуальности
играла подчиненную роль, а на передний
план выходили другие факторы, например,
проблема социальной адаптации, давление
трагических обстоятельств
Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В "комплексе неполноценности" Адлер видит источник неврозов.
Многие западные, да и российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философским трактатам.
Информация о работе Психоаналитическая трактовка культуры З. Фрейда