Психоаналитическая трактовка культуры З. Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:23, реферат

Описание работы

Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.

Содержание работы

Введение 3
Основные понятия и идеи Фрейдизма 4
Философия и психоанализ 11
Культурологическая теория З.Фрейда 17
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Psikhoanaliticheskaya_traktovka_kultury_Z_Freyd.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ – филиал РАНХиГС»

Кафедра философии

Факультет ГиМУ

Специальность Менеджмент организации

 

Реферат

 

Психоаналитическая трактовка  культуры З. Фрейда.

 

 

Выполнил:

 

Проверил

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

Введение 3

Основные понятия  и идеи Фрейдизма 4

Философия и психоанализ 11

Культурологическая  теория З.Фрейда 17

Список использованной литературы 22

 

 

 

Введение

Известно, что главным  регулятором человеческого поведения  служит сознание. Фрейд открыл, что  за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться  причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств  избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский  метод исцеления души, названный  психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в  учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие  на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство  и литературу”, а фрейдовская  методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих  в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла  в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой  является психоанализ, продолжает и  углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих  позиций стремится объяснить  личностные, культурные и социальные явления.

Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют  о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько  упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между  психоанализом и отдельными направлениями  современной философии.

 

Основные понятия и  идеи Фрейдизма

 

Психоанализ 3.Фрейда.

Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провести разграничение основных понятой  используемых в ходе работы.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и  излечения истерии. Затем он был  переработан Фрейдом в психологическую  доктрину, направленную на изучение скрытых  связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область  господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и  облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его  мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы  при беседе ("анализе") можно  было свободно вызывать эти комплексы  из глубины бессознательного и устранять  их (путем беседы или соответствующих  действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом  как сферу господства бессознательных  сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать  на трех уровнях:

  • психоанализ - как метод психотерапии;
  • психоанализ - как метод изучения психологии личности
  • психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический  смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как  мировозренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию  психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные  психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая  охватывает все прирожденное, генетически  первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна  и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих  адаптироваться к среде, справляться  с ее требованиями.

Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так  и из глубин организма, с одной  стороны, и ответными двигательными  реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий  в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось  сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных  чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального  опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает  в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие  годы. Сверх-Я образуется благодаря  механизму идентификации ребенка  с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение  или совершит действие в угоду  Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в  виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию  от ид, постольку сверх-Я часто  действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением  различных сил, Я (эго) спасается  с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область  бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более  примитивный уровень поведения  или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная  сексуальная энергия, перемещаясь  на несексуальные объекты, разряжается  в виде деятельности, приемлемой для  индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в  тайники бессознательного, или, как  иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом  сложных, конфликтных отношений  между сознанием и неосознаваемыми  психическими процессами, бурлящими  за поверхностью сознания, по которой  скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет  перед собой прозрачной, ясной  картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его  течениями, бурями, взрывами. И здесь  на помощь призван прийти психоанализ  с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего  вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической  догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как  сфера, насыщенная энергией либидо, слепого  инстинкта, не знающего ничего, кроме  принципа удовольствия, которое человек  испытывает, когда эта энергия  разряжается. Подавленное, вытесненное  сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при  его кажущейся нелепости не что  иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в  книге "Психопатология обыденной  жизни" (1901). Различные ошибочные  действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые  мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В  другой работе "Остроумие и его  отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают  на сознание индивида различные социальные нормы.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает  естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к  родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как  соперника, который вызывает и ненависть  и страх.

В период первой мировой  войны Фрейд вносит коррективы в  свою схему инстинктов. Наряду с  сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к  смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в  себя и инстинкт самосохранения. Под  именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась  в ранг известного, заложенного в  самой природе человека биологического побуждения.

Особенности воззрений  последователей З. Фрейда.

Фрейда окружало множество  учеников. Наиболее самобытными из них были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937), создавшие собственные направления. Первый назвал свою психологию аналитической, второй индивидуальной. Их имена в  психоанализе были так тесно связанны, что когда Юнг, представляясь  хранителю Британского музея, назвал свою фамилию, тот переспросил: "Фрейд-Юнг-Адлер?", и услышал в ответ извинительное: "Нет, только Юнг"1.

По выражению К. Юнга последователи  Фрейда учились у своего "отца" не тому что он наставлял, а тому, что он делал". Неудовлетворенность  психоаналитическими методами и  необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели  его ближайших последователей к  личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом.

Первым нововведением  Юнга было понятие о "коллективном бессознательном". Если по Фрейду, в  бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные  из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет "нащупать" этот дар, образуемый несколькими потаенными психическими структурами, которые  Юнг назвал архетипами. Архетипы действуют  в человеке инстинктивно. В своей  знаменитой работе "Архетип и  символ" Юнг следующим образом  поясняет суть этого понятия: "Под  архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые  передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью  наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные  архетипические образцы могут спонтанно  воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта  бесчисленного ряда предков. Это, так  сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".

Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном, он проводит четкое разделение между  индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые  когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас  и народов. Оно представляет собой  скрытые следы памяти человеческого  прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано  в мифологии, народном эпосе, религиозных  верованиях и проявляется, то есть выходит  на поверхность, у современных людей  через сновидения. Поэтому для  Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.

Утверждая, что "теория сексуальности  чрезвычайно важна для меня и  в личностном, и в философском  смысле" Юнг, тем не менее отрицает ее, как единственное выражение психической  целостности личности и приводит многочисленные примеры "неврозов, в которых проблема сексуальности  играла подчиненную роль, а на передний план выходили другие факторы, например, проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображений престижа и т.д."2.

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в  качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Если Фрейд в объяснении мотивов  поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины  действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать  конечную цель его устремлений, "бессознательный  жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности  или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться  среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат  психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции  на чувство неполноценности. В "комплексе  неполноценности" Адлер видит  источник неврозов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия и психоанализ

Многие западные, да и  российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских  идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к  абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался  к философским трактатам.

Информация о работе Психоаналитическая трактовка культуры З. Фрейда