Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:23, реферат
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.
Введение 3
Основные понятия и идеи Фрейдизма 4
Философия и психоанализ 11
Культурологическая теория З.Фрейда 17
Список использованной литературы 22
Другие исследователи
считают, что некоторые философские
идеи вполне могли оказать воздействие
на становление различных
Важно отметить, что далеко
не все теоретики разделяют
Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершившего переворота науке. Подобные представления являются распространенными, но весьма далекими от истинного положения дел.
Так для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерным признание существование "неразумной души", "неразумной жизни", протекающей таким образом, что человеку становятся "неподвластны чувства". В ведийской литературе Упанишад говорится о "пране", представляющей собой жизненную энергию, которая является изначально бессознательной. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни.
Будучи знаком с философией
Платона, Фрейд мог почерпнуть оттуда
представления о
В философии XVII-ХVIII столетий на передний план осмысления выдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением роли и места сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос о том, следует ли рассматривать человеческую психику как наделенную исключительно сознанием, можно ли допустить наличие в ней чего-то такого, что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести за пределы психической жизни человека.
У Р. Декарта (1596-1650) этот вопрос
решался однозначно: он провозгласил
тождество сознательного и
Против абсолютизации власти разумного начала в человеке выступил Спиноза (1632-1677), считавший, что "люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума..."4. В противоположность картезианской философии Спиноза выдвинул положение, согласно которому влечение или желание есть сама сущность человека. Эти представления о соотношении разума и страстей, сознания и влечений человека нашли свое отражение в работах ряда философов, высказывавших сомнение по поводу тех или иных положений картезианской философии.
Одним из таких философов
был Юм (1711-1776), который выступил против
расхожих представлений, что любое
разумное существо сообразует свои помыслы
с разумом. Юм предпринял попытку
доказать, что, во-первых, сам по себе
разум не может служить мотивом
волевого акта, и, во вторых, этот разум
отнюдь не препятствует протеканию аффектов.
При этом Юм полагал, что в принципе
разум и аффекты не могут противостоять
друг другу или оспаривать друг у
друга приоритет в управлении
волей человека и, следовательно
нет необходимости говорить о
какой-либо борьбе между ними. В рассуждениях
Спинозы и Юма много сходного
с тем, что позднее было выражено
в психоаналитическом учении Фрейда.
Это, прежде всего, положение о том,
что в жизнедеятельности
Наряду с проблемой
соотношения разума и сластей
важное место в философии XVII-XVIII веков
занимал вопрос о взаимосвязях между
сознательными и
В философии Лейбница (1646-1716)
эта проблема рассматривалась через
призму так называемых "малых
перцепций", "незаметных восприятий".
Согласно его взглядам трудно объяснить
возникновение сознательных представлений
и идей, если не допустить существование
чего-то такого, что не характеризуется
свойством сознательности, но тем
не менее дремлет в человеческой
душе. Способ рассуждения о необходимости
признания бессознательного и аргументация,
к которой прибегает Лейбниц
и Фрейд, во многом идентичны. Так, если
Лейбниц указывает на нарушение
связи между процессами восприятия
в случае непризнания предшествующих
сознанию состояний человеческой души,
то аналогично построена и аргументация
Фрейда. Он исходит из того, что допущение
бессознательного необходимо в силу
существования таких актов
Проблема бессознательного,
облаченная в форму рассмотрения
возможности существования
Одним из философов, отстаивающих
иррационалистическую линию в философской
мысли, был Шопенгауэр (1788-1860). В своем
главном труде "Мир как воля
и представление" (1819) он выдвинул
учение, согласно которому началом
всего сущего является бессознательная
"мировая воля", а первым актом
сознания - представление. В воле находится
источник спонтанного развития, именно
эта необузданная и неуправляемая
сила дает толчок к созиданию всех
реалий жизни. Что касается познания
человеком окружающего мира, то,
в понимании Шопенгауэра, лишь, посредством
представления этот мир становится
доступным человеческому
Аналогичных взглядов придерживается
и Ницше (1844-1900). Конечно, между психоанализом
Фрейда и философией Шопенгауэра
и Ницше нет абсолютного
Особо следует сказать
о немецком философе и психологе
Т. Липсе (1851-1914), который заявил, что
бессознательные процессы представляют
собой особую сферу психического,
требующую изучения. Рассматривая человеческую
психику, Липс выдвинул мысль, согласно
которой основным фактором психической
жизни являются бессознательные
ее проявления, и, следовательно, необходимо
сосредоточить усилия на том, чтобы
понять и раскрыть природу бессознательного,
выявить и объяснить
Таким образом, еще до Фрейда
многие философы обращались к проблеме
бессознательного и их идеи, несомненно,
оказали влияние на становление
психоаналитического учения Фрейда
и, хотя Фрейда чаще рассматривают как
психиатр, его философского наследия
нельзя недооценивать. Э. Фромм в
своей работе "Психоанализ и
религия" писал: "... Фрейд, последний
великий представитель
Культурологическая теория З.Фрейда
Свою культурологическую концепцию З.Фрейд изложил в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913) и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем. В применении к анализу культур он означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие - происхождение). Этот теоретический принцип был применен З.Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между "психологией первобытных народов" и "невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии.
С чего же начинается культурная
история по Фрейду? Для ответа на
этот вопрос З.Фрейд первоначально
характеризует докультурное состояние
человечества, используя гипотезу шотландского
этнографа Аткинсона о "циклопической"
семье. Согласно Аткинсону первоначальной
формой организации жизни человека
была "циклопическая" семья, состоявшая
из самца и самок с детенышами.
Самки находились в безраздельном
пользовании у самца. Повзрослевших
самцов изгоняли из семьи. Они жили
поодаль, пока один из них не сменял
одряхлевшего главу семьи. Дальнейшее
течение событий З.Фрейд
Но после отцеубийства
сыновьями овладело чувство раскаяния,
страха, стыда, вины за содеянное. Сыновья
наложили запрет на повторение подобного
действия, а для устранения самого
повода к раздорам запретили брачно-половые
отношения с женщинами своего
клана (кровнородственное
Таким образом, З.Фрейд стремится объяснить происхождение религии. "Тотемическая религия произошла, - писал он, - из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами, в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну цель - реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству".
В подкрепление своей версии
начала культуры Фрейд приводил примеры
фобий (боязни) детей к определенным
видам животных, даже домашних (корова,
лошадь и т. д.). Он объяснял эти явления,
распространенные в различных культурах,
тем, что боязнь по отношению к
отцу (первоотцу) переносится на животное.
Появление фобий в детстве
он рассматривает как повторение
начала культурного процесса, как
отзвук древних событий в генетической
памяти. Аналогичным образом З.Фрейд
объясняет необходимость Бога, власти
государства. "Громадное большинство
людей, - замечал он, - нуждается во
власти, которой они могут восхищаться,
которой они могут подчиняться,
которая господствует над ними...
Из психологии индивида мы узнали, откуда
происходит эта потребность масс.
Это тоска по отцу, живущая в
каждом из нас с детских дней".
Любая религия, согласно Фрейду, представляется
в виде некоего навязчивого
Информация о работе Психоаналитическая трактовка культуры З. Фрейда