Психоаналитическая трактовка культуры З. Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:23, реферат

Описание работы

Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.

Содержание работы

Введение 3
Основные понятия и идеи Фрейдизма 4
Философия и психоанализ 11
Культурологическая теория З.Фрейда 17
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Psikhoanaliticheskaya_traktovka_kultury_Z_Freyd.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика  и  индивида - участника ритуала  Фрейд  развивал в работах "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907) и "Будущность одной иллюзии" (1927). Обосновывая  близость психологической структуры  невроза и религиозного ритуала, Фрейд отмечал, что в обоих  случаях присутствует внутреннее принуждение, интенсивный страх при отступлении  от религиозного или невротического церемониала. Таким образом, религия  и невроз, согласно его точке зрения, - это защита против неуверенности  и страха, порожденных подавленными влечениями. В соответствии с этим религия - универсальный невроз навязчивости, а невроз можно рассматривать  в качестве личной религии индивида.

Последующую систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе “"Я" и "Оно"” (1923). В ней  З.Фрейд  дополняет "принцип удовольствия", влечение к Эросу стремлением  к смерти (Танатос) как второй полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная  модель личности, в которой Я, Оно  и Сверх - Я борются за сферы  влияния. Оно (id) - глубинный слой бессознательных  влечений, сущностное ядро личности, над  которым надстраиваются остальные  элементы. Я (Ego) - сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью (культурной и природной). Сверх - Я (SuperEgo) - сфера долженствования, моральная  цензура, выступающая от имени родительского  авторитета и установленных норм в культуре.

 

Заключение

Я пытается подчинить себе Оно, вытесняя в область бессознательного неприемлемые желания и идеи (сексуальные, агрессивные, антисоциальные). Вытесненные  желания, тем не менее, сохраняют  свою активность и, маскируясь, усыпляют бдительность сознания. Столкнуться  с бессознательным можно в  сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх-Я  также может господствовать над  Я, а через него над Оно, выступая в роли совести, чувства вины, комплексов. В отдельных случаях столкновение бессознательного с Я и Сверх-Я  может привести к неврозам и душевным болезням.

Фрейд не только использовал  своё глубокое знание историко-философской  традиции (Платон, Аристотель, И.Кант, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), но и предложил собственную  оригинальную, хотя и несколько эклектичную  систему философской культурологии.

З.Фрейд подменил проблему смерти, тождественной ей по сути, но не уводящей в трансцендент проблемой  рождения. Понятие «смерть» и «рождение» при этом действительно сливаются  воедино, а задача культурологии  в рамках классического психоанализа может быть обозначена как исследование трех важнейших этапов, рождения-смерти субстанциональной системы «человек-культура»:

1. Культура рождения вместе  с первым прачеловеком как  система его фобийных (фобия-страх)  проекций, функционально распадающаяся  на свод провоцирующих запретов  и набор навязчивых ритуалов  символического их нарушения.

2. Культура поворачивается  своей продуктивной стороной, выступая  в качестве отработанной веками  программы вочеловечивания, символического  ряда «древних соблазнов», приманок  индивидуаций. Она пробуждает в  поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при  помощи их символического реального  или же фантазийного повторения  в период раннего детства - в сказках, играх, сноведениях.

3. Культура проявляет  себя исключительно репрессивно;  целью её является защита общества  от свободного индивида, отринувшего  и биологические, и массовидные  регуляторы, а средством - тотальная  фрустрация, перегонка свободы в  чувство вины и ожидания кары, толкающее индивида либо к  обезличенности массовидных идентификаций,  либо - к аутоагрессивнойневротичности, либо - к агрессии направленной  вовне, что усиливает культурное  давление и усугубляет ситуацию. Культура консолидируется в качестве  врага любых проявлений человеческой  индивидуальности. З.Фрейд разработал  универсальную методологию контроля  за мерой репрессивности культуры, названную им «метапсихологией».

Придавая большое значение действиям инстинктов, Фрейд выделяет в качестве основного так называемый инстинкт размножения (сексуальный), поскольку  он единственный, который вырабатывает энергию (либидо).

 

Список использованной литературы

  1. В. Лейбин. "Психоанализ и современная западная философия". М., 2010.
  2. З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.
  3. З. Фрейд. "Основные психологические теории в психоанализе". М., 1923.
  4. З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.
  5. З. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.
  6. Краткий очерк истории философии (под ред. М. Иовчука и др.). М., 2009.
  7. Л. Шерток. "Непознанное в психике человека". М., 2010.
  8. М. Г. Ярошевский. "Краткий курс истории психологии". М., 2011.
  9. С. Цвейг. "Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд". М., 2008.
  10. Современная западная философия. Словарь (под ред. В. Лекторского и др.). М., 2011.

 

 

 

 

 

 

1З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. СоставительМ. Г. Ярошевский. М., 1989. – с. 198.

2В. Лейбин. "Психоанализ и современная западная философия". – с. 301.

3З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989. – с. 201.

4Л. Шерток. "Непознанное в психике человека". – с. 188.

5З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". – с. 299.

 


Информация о работе Психоаналитическая трактовка культуры З. Фрейда