Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:23, реферат
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.
Введение 3
Основные понятия и идеи Фрейдизма 4
Философия и психоанализ 11
Культурологическая теория З.Фрейда 17
Список использованной литературы 22
Положение об аналогии, близости
поведения человека-невротика и
индивида - участника ритуала Фрейд
развивал в работах "Навязчивые действия
и религиозные обряды" (1907) и "Будущность
одной иллюзии" (1927). Обосновывая
близость психологической структуры
невроза и религиозного ритуала,
Фрейд отмечал, что в обоих
случаях присутствует внутреннее принуждение,
интенсивный страх при
Последующую систематизацию
и разработку психоаналитическое учение
о культуре получило в работе “"Я"
и "Оно"” (1923). В ней З.Фрейд
дополняет "принцип удовольствия",
влечение к Эросу стремлением
к смерти (Танатос) как второй полярной
силой, побуждающей человека к действию.
Для понимания этой психоаналитической
концепции весьма важна его усовершенствованная
модель личности, в которой Я, Оно
и Сверх - Я борются за сферы
влияния. Оно (id) - глубинный слой бессознательных
влечений, сущностное ядро личности, над
которым надстраиваются остальные
элементы. Я (Ego) - сфера сознательного,
посредник между
Заключение
Я пытается подчинить себе
Оно, вытесняя в область бессознательного
неприемлемые желания и идеи (сексуальные,
агрессивные, антисоциальные). Вытесненные
желания, тем не менее, сохраняют
свою активность и, маскируясь, усыпляют
бдительность сознания. Столкнуться
с бессознательным можно в
сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх-Я
также может господствовать над
Я, а через него над Оно, выступая
в роли совести, чувства вины, комплексов.
В отдельных случаях
Фрейд не только использовал
своё глубокое знание историко-философской
традиции (Платон, Аристотель, И.Кант, А.Шопенгауэр,
Ф.Ницше), но и предложил собственную
оригинальную, хотя и несколько эклектичную
систему философской
З.Фрейд подменил проблему
смерти, тождественной ей по сути, но
не уводящей в трансцендент проблемой
рождения. Понятие «смерть» и «рождение»
при этом действительно сливаются
воедино, а задача культурологии
в рамках классического психоанализа
может быть обозначена как исследование
трех важнейших этапов, рождения-смерти
субстанциональной системы «
1. Культура рождения вместе
с первым прачеловеком как
система его фобийных (фобия-страх)
проекций, функционально распадающаяся
на свод провоцирующих
2. Культура поворачивается
своей продуктивной стороной, выступая
в качестве отработанной
3. Культура проявляет
себя исключительно
Придавая большое значение действиям инстинктов, Фрейд выделяет в качестве основного так называемый инстинкт размножения (сексуальный), поскольку он единственный, который вырабатывает энергию (либидо).
Список использованной литературы
1З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. СоставительМ. Г. Ярошевский. М., 1989. – с. 198.
2В. Лейбин. "Психоанализ и современная западная философия". – с. 301.
3З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989. – с. 201.
4Л. Шерток. "Непознанное в психике человека". – с. 188.
5З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". – с. 299.
Информация о работе Психоаналитическая трактовка культуры З. Фрейда