Речь и ее коммуникативные качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:04, реферат

Описание работы

Среди различных подходов к оценке речи (и ее эффективности в частности) наиболее продуктивным представляется подход с позиций анализа степени соответствия речи условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть с позиций коммуникативной целесообразности. Именно такой подход может осуществляться при оценке речи с позиций коммуникативных качеств речи (термин Б.Н. Головина, введенный им в 1976 г. в работе «Основы культуры речи»). По определению ученого, «коммуникативные качества речи — это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи». Б.Н. Головин по-новому рассмотрел каждое из известных ранее достоинств речи и систематизировал их, проследив зависимость речи от неречевых структур по каждому из аспектов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Речь и ее особенности
Глава II. Коммуникативные качества речи
2.1. Уместность речи
2.2. Богатство речи
2.3. Чистота речи
2.4. Точность речи
2.5. Логичность речи
2.6. Выразительность речи
2.7. Правильность речи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 59.12 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АКМУЛЛЫ"

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ КУЛЬТУРА РЕЧИ

НА ТЕМУ:

 

РЕЧЬ И ЕЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Христофорова Л.Н

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013г

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Речь и ее особенности

Глава II. Коммуникативные  качества речи

2.1. Уместность речи

2.2. Богатство речи

2.3. Чистота речи

2.4. Точность речи

2.5. Логичность речи

2.6. Выразительность речи

2.7. Правильность речи

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Критерии оценки эффективности  того или иного акта коммуникации продолжают оставаться одной из наиболее актуальных проблем современного русского языка, ибо вне анализа речевых  произведений, строящегося на четких постоянных критериях, нельзя добиться более высокого уровня владения речью.

Среди различных подходов к оценке речи (и ее эффективности  в частности) наиболее продуктивным представляется подход с позиций  анализа степени соответствия речи условиям общения и коммуникативным  задачам речевых партнеров, то есть с позиций коммуникативной целесообразности. Именно такой подход может осуществляться при оценке речи с позиций коммуникативных  качеств речи (термин Б.Н. Головина, введенный им в 1976 г. в работе «Основы  культуры речи»). По определению ученого, «коммуникативные качества речи —  это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система  этих свойств определяет степень  коммуникативного совершенства речи». Б.Н. Головин по-новому рассмотрел каждое из известных ранее достоинств речи и систематизировал их, проследив  зависимость речи от неречевых структур по каждому из аспектов.

Коммуникативная ситуация и  ее составляющие оказались тем самым  тесно связанными с коммуникативными качествами речи. Коммуникативные качества речи охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень  проявления в тексте зависят от жанра  и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов. Основные коммуникативные качества речи - уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность и правильность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и в различных соотношениях с другими свойствами речи.

Таким образом, цель данной работы – объяснить, что же представляет собой речь; рассмотреть основные коммуникативные качества речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Речь и  ее особенности

 

Слово «речь» обозначает специфическую  человеческую деятельность, поэтому  для характеристики обеих ее сторон это слово в лингвистике употребляется  в двух основных значениях: речью  называется и сам процесс говорения (в устной форме) или письма (в  письменной), и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые представляют собой  звуковой или графический продукт (результат) этой деятельности.

Язык и речь теснейшим  образом взаимосвязаны, поскольку  речь – это язык в действии, и  что для достижения высокой культуры речи язык и речь необходимо различать.

Чем же речь отличается от языка?

Прежде всего тем, что  язык – это система знаков, а  речь – это деятельность, протекающая  как процесс и представленная как продукт этой деятельности. И  хотя речь строится на том или ином языке, это самое главное отличие, которое по различным основаниям определяет и другие.

Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего – коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности (в том числе и речевые), поэтому она в отличие от языка преднамеренна и ориентирована на определенную цель.

Речь прежде всего материальна – в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств (иногда отличных от данного языка, например, в другой графической системе (латинице, кириллице, иероглифическом письме) или с помощью значков, формул, рисунков и пр.). Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве.

Речь создается конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека (аудитории), следовательно, она всегда конкретна и неповторима, потому что, даже если она воспроизводится с помощью тех или иных записей, меняются обстоятельства и получается то же самое, про что обычно говорят: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». При этом теоретически речь может длиться бесконечно долго (с перерывами и без них). По сути, вся наша жизнь с тех пор, как мы начинаем говорить, и до тех пор, когда скажем последнее слово, - одна большая речь, в которой меняются обстоятельства, адресат, предмет речи, форма (устная или письменная) и пр., но продолжаем говорить (или писать). И с нашим последним словом речь (только уже письменная или не наша устная) будет продолжаться. В этом плане речь развертывается линейно, т.е. мы произносим одно предложение за другим в определенной последовательности. Процесс устной речи характеризуется те, что речь протекает в определенном (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т.п.

Письменная речь также  может быть быстрой или медленной, четкой (разборчивой) или нечеткой (неразборчивой), более или менее объемной и  т.д. То есть материальность речи можно  иллюстрировать разными примерами. Язык же в отличие от речи, как  считается, идеален, т.е. он существует вне речи как целое только в  сознании говорящих на этом языке  или изучающих этот язык, а также  как части этого целого – в  различных словарях или справочниках.

Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека – говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека. Следовательно, речь изначальносубъективна, потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает в ней свое индивидуальное сознание и индивидуальный опыт, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа.

Кроме того, речь всегда индивидуальна, поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящие. Вследствие этого значения слов в речи могут расходиться с теми, что строго определены и зафиксированы словарями. В речи возможны ситуации, в которых слова и даже отдельные предложения получают совсем другой смысл, чем в языке, например, с помощью интонации. Речь может быть охарактеризована и через указание на психологическое состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к собеседнику, искренность.

Речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых  средств входят также те, что относятся  к неязыковым (несловесным, или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т.д.

Все эти отличия речи от языка относятся прежде всего  в речи как процессу использования  языка, поэтому, хотя и с натяжкой, являются основаниями для их противопоставления, поскольку в этом плане создание речи как процесс протекает во многом поэтапно и частично совпадает  с границами самой большой  единицы языка: с границами предложения. Если же говорить о речи как результате этого процесса, т.е. как о тексте. То описание речи на этом уровне в принципе не может иметь общих критериев  с языком, поскольку они к языку  совершенно не применимы.

Речь бывает внешней (произнесенной или написанной) и внутренней (не озвученной и не зафиксированной для других) Внутренняя речь используется нами как средство мышления или внутреннего проговаривания (речь минус звук), а также как способ запоминания.

Речь-высказывание протекает в определенных речевых жанрах, например, письмо, выступление, доклад и т.д.

Речь-текст должна строиться в соответствии с тем или иным стилем: научным. Официально-деловым, публицистическим, разговорным или художественным.

Речь как текст отражает действительность и может рассматриваться с точки зрения своей истинности и ложности (истинно / частично истинно / ложно).

К речи-тексту применимы эстетические (красиво / некрасиво / безобразно) и этические оценки (хорошо / плохо) и т.д.

Таким образом мы видим, что  все функции языка реализуются  в речи. И язык оказывается главным, но не единственным средством ее создания. Речь всегда представляет собой результат  творческой деятельности индивида, поэтому  и подходить к анализу, оценке и способам создания речи нужно совсем иначе, чем к языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Коммуникативные  качества речи

 

Для того чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. Таких качеств традиционно выделяется семь: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность  и правильность. В данной главе  рассмотрим, что предполагает каждое из этих качеств и, кроме того, отметим, какие ошибки мы как носители языка  чаще всего допускаем на уровне каждого  из них.

 

2.1 Уместность  речи

 

Уместность – это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В условиях общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному – положительно или отрицательно.

Например, писатель не сумеет создать «местный колорит», передать речевые особенности лиц определенной профессии, строго следуя требованиям  чистоты речи, значит, в таком  случае положительно будет оцениваться  не соблюдение требований чистоты речи, а, наоборот, их нарушение.

Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры  условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру  и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.

Уместность – функциональное качество речи, в его основе лежит  идея целевой установки высказывания. А.С. Пушкин так сформулировал функциональное понимание уместности речи: «Истинный  вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

В лингвистической литературе последних лет принято выделять уместность стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологическую  или уместность, обусловленную: а) внеязыковыми и б) внутриязыковыми факторами.

Стилевая уместность

Каждый функциональный стиль  характеризуется специфическими для  него закономерностями отбора, организации  и употребления языковых средств, и  вопрос об употреблении той или иной языковой единицы, о ее уместности (или  неуместности) в каждом стиле решается по-разному. Так, если в официально-деловом  и научном стилях, как правило, используются общеупотребительные, нейтральные  и книжные языковые средства, то в публицистике с особым стилистическим заданием могут употребляться и  разговорные элементы (в ограниченных пределах – даже жаргонно-просторечные).

Например: Недавно в переулке Козлова в Минске задушили еще  одного «извозчика». За что? Чтобы приобрести очередную партию спиртного. Вычистив карманы жертвы, убийцы преспокойно  продолжили пирушку (из газет).

Свои особенности имеет  представление об уместности языкового  факта в стиле художественной литературы. Здесь допустимы отступления  от норм общелитературного языка. Главный  критерий их уместности в том или  ином произведении – обоснованность целевой установкой автора, функциональная целесообразность. Поскольку употребление языковых средств в произведениях  художественной литературы подчинено  авторскому замыслу, созданию художественного  образа, функции эстетического воздействия, уместными могут быть самые разнообразные  языковые средства.

Ситуативно-контекстуальная  уместность – употребление языкового материала в зависимости от ситуации общения, стиля высказывания, речевого окружения языковой единицы. Основным критерием ситуативно-контекстуальной уместности являются ситуация и задачи речевого общения. «Нельзя говорить одними и теми же словами, одними и теми же предложениями с ребенком пяти лет и со взрослым человеком: необходим отбор языковых средств, соответствующих возможностям ребенка и уровню развития взрослого человека; нельзя обойтись одним и тем же набором языковых средств, создавая лирическое стихотворение и роман в прозе».

Выбор языковых средств определяется темой, жанром, целевой установкой автора. Немаловажное значение имеет также  адресат речи: автор должен четко  представлять себе того, кому он адресует свою речь (возраст адресата, его  социальное положение, культурный и  образовательный уровень).

Ситуативно-контекстуальная  уместность тесно связана со стилевой. В общих чертах она определяется последней. Однако в конкретных условиях общения она не совпадает с  ней: языковые средства, не характерные  для какого-то стиля, в определенном контексте, в определенной ситуации, оказываются уместными, даже необходимыми, единственно возможными. Так, например, образ деда Щукаря в романе «Поднятая целина» М. Шолохова был бы неполным, нереальным без диалектизмов в речи этого персонажа. Стилистически уместно использование жаргонизмов в речи бывшего уголовника Заварзина (роман В. Липатова «И это все о нем…»), когда он теряет веру в то, что к прошлому возврата нет: - Замазался я, - тихо признался Заварзин, - однако я бармить буду, что не сбрасывал Столетова на железку.

Информация о работе Речь и ее коммуникативные качества