Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Говорят, встречают по одежке... Наша речь и есть не что иное, как «одежда» наших мыслей. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Культура устной и письменной речи сегодня становится не только неотъемлемой частью имиджа делового человека, но и немаловажным условием профессионального успеха в любой сфере деятельности.

Содержание работы

Введение
3
1. Этикет речевого общения
4
2. Этика деловой и административной речи
8
3. Элементы этикета административной речи
14
Заключение
17
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по русс. языку.docx

— 42.37 Кб (Скачать файл)

5. Деловая речь должна  быть предельно информативной,  строгой и сдержанной, что возможно  лишь при выполнении предыдущих  условий. Также для обеспечения  информативности необходимо четко  определить основной предмет  и тему речевого общения: заявление  о предоставлении услуг, требование  к качеству их выполнения, жалоба на это качество и пр.

Если при устном общении  ситуация все же выходит из-под  контроля, и угроза скандала возникает  несмотря на все усилия соответствовать  нормам делового этикета, следует или прекратить данное общение, или перейти к «сухому языку документа» буквально – т.е. вступить в официально-деловую переписку. Тогда субъектам деловых отношений, коими являются стороны –участники делового общения, будет весьма затруднительно выйти за рамки официально-делового стиля. Если же это произойдет, то неправота и некомпетентность какой-либо из сторон, участвующих в конфликте, станет очевидной и доказуемой в соответствующих инстанциях, ибо будет документально подтверждена.

Соответствие вышеперечисленным  условиям позволяет избежать недопонимания  между участниками деловых отношений, способствует немедленному обнаружению  некомпетентности, сводит к минимуму причины возникновения двусмысленных  ситуаций, пресекает возможности  проявления грубости. Таким образом, в границах официально-делового стиля  поводы для конфликтов практически  исключены – кроме, конечно, тех, что обусловлены непосредственно производственными проблемами. Но и в этом случае, ограничив речевое общение «сухим я зыком документа», будет весьма затруднительно раздуть скандал из уже возникшего предметного производственного конфликта и таким способом уйти от его подлинной причины.

Следовательно, если мы хотим  избежать конфликтных ситуаций, то в отношениях с коллегами, с чиновниками, с сотрудниками и представителями  тех или иных организаций не надо бояться строгости делового этикета  и сухости официально-делового языка. Требования официально-делового стиля  отнюдь не исключают из практики общения  доброжелательных, дружелюбных и  приветливых отношений между  людьми. Напротив, правила официально-делового стиля только способствуют установлению на рабочих местах здоровой, нравственной атмосферы взаимного уважения, что  в конечном итоге благотворно  сказывается на качестве и производительности трудовой деятельности.

Другими словами, залог успеха делового человека – умение правильно  и адекватно вести себя во время  делового общения. Человек, желающий научится бесконфликтно и продуктивно  провести процесс делового общения, обязан обладать знаниями таких областей, как этика и этикет, чтобы уметь  с честью выйти из любых ситуаций деловых переговоров и деловых  контактов.

Кроме того, он должен уметь  управлять процессом, воздействуя  на людей таким образом, чтобы  не возникло напряженной или конфликтной  ситуации. Для этого существует ряд  условий, соблюдение которых позволяет  наиболее эффективно вступать в переговоры с людьми, уметь убеждать и достигать  тем самым поставленных целей  и задач, ради которых начинался  процесс беседы. Выбрав цель беседы, нужно уметь убедить партнеров  в правильности вашей точки зрения, без давления и не навязывая свою точку зрения.

Для того, чтобы общение, как процесс, происходило без проблем, оно должно проходить по следующим этапам:

установление контакта;

ориентирование в ситуации общения;

обсуждение поставленной задачи;

поиск решения поставленной задачи;

завершение контакта.

Для повышения средств  выразительности деловой речи используются следующие средства.

1. Варьирование тональностью  выступления. Деловая речь не  должна быть монотонной, напротив, следует использовать различной  тональности: мажорной и минорной, торжественной и упрекающей, предупреждающей  и просящей, шутливой и строгой. 

2. Выделение главных мыслей. Следует использовать такие речевые  элементы, как короткие паузы  (не нарушающие, однако, общего хода  выступления), смена темпа речи, высоты  голоса и т.п. Наиболее важные  моменты речи следует представлять  более громким, твердым голосом.

К средствам выразительности  деловой речи относятся и некоторые  стилистические формы. Среди них можно выделить семь:

1) постановка в ходе выступления риторических вопросов;

2) использование форм диалога;

3) призыв к действиям;

4) включение образных сравнений, поговорок и других форм;

5) использование примеров;

6) применение повторов;

7) демонстрация заинтересованности и убежденности.

Подводя итог сказанному, хочется  отметить, что принципы делового общения  заключаются как в знании лексических, грамматических и орфографических  норм современного русского языка и  правил этикета, так и в умении выбрать и грамотно использовать слова и словосочетания, характерные  для деловой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Элементы этикета административной  речи

 

Административная речь относится  к официально-деловому стилю русского языка и используется в канцелярской переписке, в административных актах, распоряжениях, договорах, различной  документации (заявления, доверенности, автобиографии, расписки, характеристики, протоколы и т.д.).

Язык административного  подстиля заслуживает особого внимания, так как знание его важно для каждого гражданина, поскольку такие деловые бумаги, как заявление, расписка, объяснительная записка и многие другие, постоянно сопровождают нас в работе и даже на отдыхе. Умение написать нужную «бумагу» является неотъемлемой чертой грамотности, культуры речи человека. Однако назначение административного подстиля шире, чем составление обиходно-деловой документации. Сфера функционирования административного подстиля – это административно-ведомственные отношения, с которыми связаны различного рода канцелярии, ведающие служебной перепиской, оформлением документации. У административного подстиля две функции: информационно-содержательная (повестка, объявление) и организационно-регулирующая (распоряжение, приказ, деловая переписка). Административный подстиль включает в себя много жанров. К ним относятся так называемые подзаконные (то есть издаваемые на основании и во исполнение законов) документы, выпускаемые исполнительно-распорядительными органами (административные акты, циркуляры, приказы, распоряжения), и договорные документы, а также различная канцелярская документация: заявление, характеристика, автобиография, доверенность, расписка и т.п.

Административные документы  выделяются на фоне других деловых  текстов некоторыми особенностями  в использовании языковых средств.

В составлении и оформлении деловой документации не последнее  место занимает административный речевой  этикет, некоторые элементы которого требуют особого внимания.

Наиболее распространенные формы обращения: Уважаемый..., или  Уважаемый...! Следует помнить, что  запятая после обращения придает  документу (письму) будничный характер; знак восклицания указывает на то, что факту обращения к данному  лицу или затронутому вопросу  придается особое значение. Если в  обращении указывается имя и  отчество, а фамилия не называется, то обращение приобретает личный характер. Включение в формулу  обращения фамилии адресата придает  тексту документа вежливо-официальный  оттенок.

Текстовое употребление слов: товарищ (т.), господин (г-н), гражданин (гр.) имеет свою специфику.

Слово товарищ, преимущественно  употреблявшееся в нашей стране до 90-х годов, уже вытеснено словом господин, используемым в мировой  практике. Слово гражданин применяется  тогда, когда то или иное лицо рассматривается  как субъект гражданских правоотношений.

В ведомственной письменной речи имеет место тенденция к  утрате местоимения я. Например: вместо «я прошу» – пишут «прошу». Вместо «я выполнил» – пишут «мною выполнено». Однако нельзя сказать – «мною решено». Правильно – «я решил». В целом местоимение я употребляется только в докладных и объяснительных записках.

Административный речевой  этикет предусматривает умение пользоваться местоимением он. Оно может быть средством и обезличивания, и  фамильярности, поэтому требует  особой осторожности, даже ограниченности при пользовании им в служебных  документах. Вполне очевидно, что в  приказе, постановлении, решении, распоряжении, характеристике следует указывать  фамилию лица и его инициалы. В  характеристике в каждом абзаце повторяются  фамилия и инициалы лица, на которое  она составляется.

Следует учитывать, что служебные  документы пишутся в нейтральном  доброжелательном тоне, не допускается  иронизирование, проявление грубости, использование вычурных оборотов с выражением чрезмерной вежливости и т.п.

Разумеется, никакой список рекомендуемых выражений не позволит полностью решить проблему административного  речевого этикета. Только внутренний такт и объективность в оценке тех  или иных производственных ситуаций могут подсказать выбор слов и  выражений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, выполнив данную работу, мы пришли к выводу, что деловое  общение – процесс речевого взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом с целью достижения определенного результата. Оно является неотъемлемой частью нашей жизни, имеет свои правила и приемы.

Следует выделить три формы делового общения.

1. Деловая беседа – устный контакт между собеседниками. Ее участники должны иметь полномочия для принятия и закрепления выработанных позиций. К функциям деловой беседы относятся: решение стоящих перед участниками задач, общение между работниками одной деловой среды, поддержание и развитие деловых контактов.

2. Деловая переписка – деловое письмо (служебное послание в виде официального документа, а также в форме запросов, предложений, претензий, поздравлений и ответов на них).

При составлении делового письма нужно, чтобы оно было актуальным, кратким, логичным, убедительным с отсутствием  излишней солидарности.

Этика деловой речи учит не только с уважением относиться к партнеру, но и находить адекватные словесные формы выражения всей гаммы нравственных чувств к собеседнику. В любом случае этика общения должна стоять на первом месте при разговоре, даже с незнакомым человеком. Этика делового общения поможет Вам настроить сотрудников на дружественный лад. Профессиональная этика поможет в общении с сослуживцами и сгладит некоторые неровности. Бизнес этикет поможет в работе с клиентом и заказчиком, учитывая, что этика бизнеса на данный момент ценится превыше всего.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия «Высший балл». – Ростов н/Д.: Феникс, 2002 – 384 с.

2. Веселов П.В. Аксиомы делового письма культура делового общения и официальной переписки. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993 – 74 с.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. Пособие. – М.: Высш. школа, 1980 – 330с.

4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие – 4-е издание. – Флинта: Наука, 2001 – 496 с.

5. Культура русской речи. Учебник для вузов/Под ред. проф. П.К. Траудиновой и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: изд. НОРМА – ИНФРА. М, 2000 – 560 с.

6. Максимова В.И. Русский язык и культура речи: Практикум. – M.: ГАРДАРИКИ, 2001 – 413 с.

6. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. проф. В.И. Максимова.

7. Формановская И.И. Речевой этикет и культура общения: Науч-попул. – М.: Высш. шк., 1989 – 159 с.


Информация о работе Речевой этикет