Речевые манипуляции и речевое воздействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

При создании данного реферата моей целью было рассмотреть явление речевой агрессии в СМИ.
Задачи, поставленные мной, заключались в следующем:
Выяснить, как именно проявляется агрессия в СМИ
Классифицировать речевую агрессию по видам
Определить последствия речевой агрессии
Определить случаи применения речевой агрессии в СМИ.
Рассмотреть речевые манипуляции и речевое воздействие в СМИ

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1.Различные определения понятий речевой агрессии в СМИ…………………….4
Виды речевой агрессии……………………………………………………….4
Способы речевой агрессии…………………………………………………6
2.Случаи речевой агрессии в СМИ……………………………………………….....8
Речевая агрессия на телевидении…………………………………………8
2.2Последствия применения речевой агрессии…………………………….13
3. Речевые манипуляции и речевое воздействие…………………………………16
3.1Языковые манипуляции и воздействие в СМИ……………………………16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………20

Файлы: 1 файл

речевая агрессия.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

1.Различные определения понятий речевой агрессии в СМИ…………………….4

    1. Виды речевой агрессии……………………………………………………….4
    2. Способы речевой агрессии…………………………………………………6

2.Случаи речевой агрессии в СМИ……………………………………………….....8

    1. Речевая агрессия на телевидении…………………………………………8

2.2Последствия применения речевой агрессии…………………………….13

3. Речевые манипуляции и речевое воздействие…………………………………16

3.1Языковые манипуляции и воздействие в СМИ……………………………16

Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………………20

 

 

 

Введение

 

В современном мире средства массовой информации занимают достаточно большую нишу в духовной жизни общества. И, к сожалению, сейчас стало повсеместно проявляться явление речевой агрессии. Это происходит по многим причинам: снижение контроля за соблюдением речевых, лексических, этических норм; социальные, психологические предпосылки; падение культурного уровня населения. Речевая агрессия в СМИ проявляется по разному: жаргонизация, упрощение языка СМИ до бытового уровня (нередко это делается с целью показаться читателю «своим»), использование недопустимых этическими нормами речевых средств.

При создании данного реферата моей целью было рассмотреть явление  речевой агрессии в СМИ.

Задачи, поставленные мной, заключались в следующем:

Выяснить, как именно проявляется  агрессия в СМИ

Классифицировать речевую  агрессию по видам

Определить последствия  речевой агрессии

Определить случаи применения речевой агрессии в СМИ.

Рассмотреть речевые манипуляции и речевое воздействие в СМИ

Обнаружение связи между  инвективной лексикой и различными понятиями речевой агрессии (эти понятия не определены однозначно по указанным ниже причинам). По ходу содержания реферата я привожу примеры из различных печатных российских СМИ.

 

 

 

  1. Различное определение понятий речевой агрессии в СМИ

Речевая агрессия - явление многогранное, которое может затронуть практически все сферы жизни человека по причине того, что общение фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия» по-разному трактуется исследователями.

Речевая агрессия - осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно явное и настойчивое навязывание собеседнику (читателю) определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты.

Речевая агрессия как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т. д.) или поражение в полемике».

Речевая агрессия - намеренная нацеленность на оскорбление или  причинение вреда человеку посредством речевых различных речевых способов.

Сделав вывод из данных определений, я склоняюсь к определению, так как речевая агрессия осуществляется при помощи речи и влияет на сознание человека. А изменения личностных установок причинение вреда человеку это уже следствие негативного влияния на сознание

1.2 Виды речевой агрессии

Психологическая трактовка  видов речевой агрессии.

Активная прямая агрессия. К этому виду вербальной агрессии относятся командные высказывания. Хaрaктеристики: 1) требует немедленного подчинения); 2) угрожает неприятными последствиями; 3) использует словесное оскорбление или унижение другого человека (группы лиц), проявляет сарказм или высмеивает.

Активная непрямая агрессия - распространение неверной информации касательно объекта агрессии.

Пассивная прямая агрессия - ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.

Пассивная непрямая агрессия - отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения.

Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:

Эксплицитная речевая  агрессия - ярко выраженное влияние  на сознание с целью навязывания  своих идей, точки зрения.

Имплицитная речевая агрессия - скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих идей, точки зрения.

По интенсивности речевой  агрессии можно выделить следующие 2 вида:

- Сильная речевая агрессия - явная брань или ругательства (такое можно нередко увидеть в публичных дискуссиях В.В. Жириновского), когда говорящий не скрывает своего желания оскорбить оппонента.

- Слабая (стертая) речевая агрессия - агрессия по отношению к оппоненту наблюдается, но при этом соблюдаются все нормы вежливости (в качестве примера можно привести иронию)

По степени целенаправленности речевой агрессии и её осознанности:

- Осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая агрессия. Данный вид речевой агрессии характеризуется тем, что агрессор хотел именно повлиять (оскорбить) оппонента, и это было его главной целью.

- Неосознанная или осознанная недостаточно речевая агрессия. Данная речевая агрессия характеризуется тем, что оскорбление или оказание влияния на оппонента не является главной целью невольного агрессора (например это используется при попытке говорящего своей репликой повысит себе самооценку, самоутвердиться, что может привести к оскорблению других). К данному пункту можно отнести агрессию как способ защиты (часто наблюдается в телевизионных дискуссиях).

1.3  Способы речевой агрессии

 

- Немотивированное, затрудняющее понимание текста использование иноязычной лексики

-  Экспансия жаргонизмов

- Инвективная лексика (Инвективная лексика - лексика, уничижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами ;может быть использована словесно или письменно)

- Языковая демагогия

- Излишняя метафоризация

- Использование устойчивых выражений, пословиц и поговорок, связанных с негативно оцениваемыми ситуациями

- Использование имен нарицательных, соотносимых с определенными отрицательно оцениваемыми явлениями

- Выражение состояния адресата, свидетельствующего о его отношении к определенному событию, поступку, ставшему причиной этого состояния.

В газетной речи одним из самых распространенных средств выражения субъективного негативного отношения к кому, чему-либо является экспрессивная лексика, а также тропы - метафоры и сравнения, которые явно преобладают над нейтральными синонимами, выражающими то же понятие. Часто в газетном тексте, кроме экспрессивных (в том числе грубых) слов, активно используются метафоры и сравнения на основе лексики, называющей опасных животных, общественно порицаемые или явно «низкие» реалии жизни. Эффект агрессии здесь вызван радикализмом оценки и тем, что тексты чрезмерно насыщены «негативной» риторикой. В газетных текстах, направленных на отрицательное влияние на сознание,происходит искусная замена аргументов на эмоции автора, а здоровая полемика - критикой не позиций, а личностей.

Отдельно в этом пункте стоит сказать об употреблении инвективной лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у читателя, также становящегося в этом смысле жертвой агрессии. К указанной лексике относятся слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном содержании желание унизить, оскорбить, даже опозорить адресата речи в наиболее резкой форме

Из-за частоты проявления речевой агрессии, лингвисты стали  всесторонне изучать, как именно это явление проявляет себя в различных сферах общественной жизни. Л.П. Крысин пишет: «Вообще, если пользоваться не строго лингвистическими терминами, а оценочными, в наши дни чрезвычайно высок уровень агрессивности в речевом поведении людей. Необыкновенно активизировался жанр речевой инвективы, использующий многообразные образные средства негативной оценки поведения и личности адресата - от экспрессивных слов и оборотов, находящихся в пределах литературного словоупотребления, до грубо просторечной и обесценной лексики. Все эти особенности современной устной и, отчасти, книжно-письменной речи - следствие негативных процессов, происходящих во внеязыковой действительности; они тесно связаны с общими деструктивными явлениями в области культуры и нравственности». Исследования вербальной агрессии ведутся в разных направлениях. Вербальная агрессия осмысляется в аспекте экологии языка как выражение антинормы, как средство засорения речи. Проявления речевой агрессии исследуются в жанрах разговорной речи как факторы, оказывающие отрицательное эмоциональное воздействие на адресата, как коммуникативная стратегия в ситуации конфликта.

 

2. Случаи речевой агрессии в СМИ

Речевая агрессия в средствах  массовой информации носит несколько иной характер, чем при межличностной агрессии. Это происходит по причинам, которые будут оговорены ниже. Поэтому Л.М.Майданова выделяет следующие случаи речевой агрессии в средствах массовой информации:

- автор своим материалом прямо призывает адресата к агрессивным действиям против предмета речи;

- автор своим представлением предмета речи вызывает или поддерживает в адресате агрессивное состояние;

- автор агрессивно вводит предмет речи в сферу адресата и побуждает его совершить не агрессивное, но прямо или косвенно выгодное автору действие

 

2.1 Речевая агрессия на телевидении

На телевидении в различных дискуссионных телепередачах, интервью и тому подобных программах очень часто возникает проявление речевой агрессии. Это вполне объяснимо, ведь каждый коммуникант старается повлиять на остальных участников дискуссии, чтобы захватить коммуникативное пространство. Но так как на телевидении есть определенная цензура, то публичный дискусс, а соответственно и речевая агрессия принимает иные формы. Итак, основные отличия дискуссий на телевидении:

- Равноправие коммуникантов, несмотря на социальный статус.

- Примерно одинаковое время, отведенное для высказывания каждого коммуниканта.

- Наличие цензуры.

- Речь всех участников дискуссий должна быть понятна телезрителю и другим коммуникантам.

- Контроль за ходом дискуссии осуществляет ведущий.

Эти правила должны быть обязательны к исполнению на телевидении, но они перестают соблюдаться, как только один или несколько коммуникантов пытаются захватить коммуникативное пространство. И здесь они часто пользуются речевой агрессией как инструментом, который способен повлиять на массовое сознание телезрителей

Если коммуникативный  дисбаланс будет достигнут кем-то из участников дискуссии, то именно этот коммуникант, в пользу которого коммуникативный  перевес, будет иметь реальную возможность  установить свою точку зрения как основную.

Захватить коммуникативное  пространство возможно двумя способами:

Обоснованно и убедительно  подтверждать свою точку зрения фактами

При помощи средств речевой  агрессии подавить оппонентов, тем  самым, оттеснив и нарушить баланс дискуссии  в свою пользу.

Рассмотрим захват речевого пространства путем использования  средств речевой агрессии. Как  упоминалось выше, речевая агрессия бывает имплицитной или эксплицитной, и в публичной дискуссии один участник может правильно сочетать оба данных вида (например, в теледебатах лидер фракции ЛДПР В.Ф. Жириновский искусно сочетает прямые явные оскорбления и скрытую иронию, часто переходящей в сарказм).

Попытки захватить речевое  пространство начинаются еще в завязке  дискуссии, а именно во время представления участников. Именно во время представления озвучиваются профессии или сферы деятельности коммуникантов, что может повлиять на других членов дискуссии из-за так называемого «фактора профессионала». Даже при не использовании данного фактора остальные участники постараются не спорить с данным человеком по теме, которая входит в сферу его деятельности.

В качестве «оттенка» данного  фактора также можно привести какое-либо хобби (в публичных дискуссиях участники нередко акцентируют своё внимание на их увлечении вопросом, который непосредственно связан с предметом дискуссии) или наследственную принадлежность (например, в дискуссиях на изотерические темы часто можно услышать про «наследственных гадалок»).

Способом усиления «фактора профессионала» может быть использована специальная профессиональная кодировка. Это всевозможные профессиональные термины, профессиональный жаргон, юмор. Подача человеку непонятной ему информации лишает его возможности адекватно и аргументировано ответить, а агрессору это наоборот дает возможность расширения коммуникативного пространства за счет подавления оппонента.

Информация о работе Речевые манипуляции и речевое воздействие