Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:50, курсовая работа
При создании данного реферата моей целью было рассмотреть явление речевой агрессии в СМИ.
Задачи, поставленные мной, заключались в следующем:
Выяснить, как именно проявляется агрессия в СМИ
Классифицировать речевую агрессию по видам
Определить последствия речевой агрессии
Определить случаи применения речевой агрессии в СМИ.
Рассмотреть речевые манипуляции и речевое воздействие в СМИ
Введение………………………………………………………………………………3
1.Различные определения понятий речевой агрессии в СМИ…………………….4
Виды речевой агрессии……………………………………………………….4
Способы речевой агрессии…………………………………………………6
2.Случаи речевой агрессии в СМИ……………………………………………….....8
Речевая агрессия на телевидении…………………………………………8
2.2Последствия применения речевой агрессии…………………………….13
3. Речевые манипуляции и речевое воздействие…………………………………16
3.1Языковые манипуляции и воздействие в СМИ……………………………16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………20
В самом агрессивном виде это может проявиться в прямом указании на профессиональную некомпетентность оппонента в данном вопросе (например: «Вы ничего в этом не понимаете потому что вы никогда этим не занимались»), также могут задаваться различные провокационные вопросы, цитаты и ссылки на несерьезные для данной дискуссии темы (анекдоты, реклама и так далее).
Следующий прием может быть применен и как способ агрессии на телевидении, и как способ защиты от использования профессиональной кодировки. Это прием намеренно нечеткого определения его вида деятельности, который понижает профессиональный статус оппонента и ставит вопрос о его компетенции в вопросе, обсуждаемом участниками дискуссии. Этот способ особенно эффективен на фоне контраста статуса говорящего и его позиции по предмету обсуждения (вы грамотный политик, а говорите о создании утопичного государства).
Другим способом подавления оппонента является фактор коммуникативной компетенции. Присуждение оценочных характеристик чужому высказыванию напрямую показывают степень его коммуникативной компетенции. Поэтому если дать негативную оценку оппоненту, то это, возможно, подавит его инициативу, что приведет к захвату коммуникативного пространства. Также негативная оценка, которая эмоционально подана правильно, дискредитирует коммуникативную компетенцию партнера и, следовательно, обесценивает всю изложенную им информацию. Приведем в пример некоторые способы обесценивания информации
Оценка высказывания партнера с точки зрения его значимости и уместности в данной дискуссии (выражение мнения о том, относится это к теме или нет).
Оценка высказывания партнера с точки зрения жанровой особенности дискуссии («Это серьёзный разговор, а не балаган!»).
Оценка лингвистических средств, применённых партнером (указание на неправильное значение слова или термина).
Данные способы обесценивания информации приводят к полному или частичному игнорирования содержания высказывания оппонента, следствием этих действий опять же становится коммуникативный дисбаланс
Прямо высказанная негативная оценка об истинности информации, ярко эмоционально выраженная (это все наглая ложь!).
Негативная оценка высказывания оппонента, высказанная посредством собственного аффективного состояния (я очень сильно потрясен тем, что вы здесь говорите!).
В телевизионных дискуссиях могут применяться различные имплицитные способы речевой агрессии. Так , например, существует способ выражения своей негативной оценки оппоненту - «обезличивание» партнера. Обезличивание может выполняться следующими способами:
Обращение к оппоненту по половому признаку (мужчина, что вы говорите?!).
Обращение по профессиональному признаку (Тут представитель нефтяной промышленности говорит о невероятных преобразованиях экономики).
Обращение к оппоненту по его принадлежности к какой-либо организации (Послушаем, что нам скажет член партии «Единая Россия»).
Обращение с использованием имен прилагательных (Уважаемый, вы не понимаете то, что вы говорите).
Данный способ речевой агрессии на телевидении используется для демонстрации незначимости партнера при обсуждении темы дискуссии. Это дистанцирует оппонента от других участников дискуссии и понижает его статус в глазах телезрителей.
Таким образом, смысловые способы создания коммуникативного дисбаланса можно свести к ряду обобщения. По мнению говорящего, речевой партнер не имеет «права на речь», т.к. он: а) профессионально некомпетентен; б) не обладает достаточной коммуникативной компетентностью; в) сообщает неистинную информацию; г) не обладает должным авторитетом и потому не имеет права на идентифицирующее обозначение.
Борьба за захват речевого пространства может осуществляться и через структурно-смысловое нарушение речевого процесса. Речевая интервенция над остальными партнерами по дискуссии становится одной из главных целей, поставленной участниками. Данное коммуникативное намерение реализуется как на структурном, так и на смысловом уровне. Для этого используются различные способы нарушения структуры диалога: перебивание оппонента, попытка «заглушить» его собственными репликами, увод от главной темы дискуссии. При этом дискредитация речевого партнера может происходить и на содержательном уровне внеочередного высказывания. Перехват речевого хода обусловлен намерением сбить программу коммуникации и тем самым получить коммуникативное преимущество. Высказывание агрессора несет в себе сразу 2 цели: 1) выразить прямо или косвенно отношение к адресату; 2) захватить коммуникативное пространство. Но проблема применения речевой агрессии на телевидении (для тех, кто её применяет) состоит в том, что на телевидении присутствует определенная законом и этическими нормами цензура. Поэтому если речевая агрессия будет применяться слишком активно, то это может вызвать отвращение у зрителя и у других участников дискуссии.
Сама постановка данной проблемы возможна и необходима в двух аспектах: общесоциальном (вербальная агрессия как общественное явление) и собственно коммуникативном (вербальная агрессия как явление речи).
Опасность применения речевой агрессии в средствах массовой информации состоит в том, что люди со склонностью к внушаемости (а таких людей на зеле большинство) могут проецировать речевую агрессию в реальную жизнь, а это уже может привести к агрессии физической. Так, например, после показа телесериала «Бригада» органами внутренних дел были задержаны несколько подростковых банд, которые именовали себя «бригадой». К тому же многие жаргонизмы, услышанные на телевидении, люди часто употребляют в жизни.
Другая проблема заключается в том, что очень часто в обыденной жизни агрессия слова не осознается общественным сознанием как абсолютно неприемлемая и действительно опасная. В связи с этим данное понятие заменяется неоправданно смягченными либо вовсе искаженными определениями: «речевая несдержанность», «резкость выражений» и т.п.
Одна из главных опасностей речевой агрессии в СМИ является то, что молодое поколение с неокрепшим сознанием начинает воспринимать это как речевую норму, а не как исключение из правил, которое употреблять, вообще не следует.
Таким образом, мы наблюдаем широкую распространенность речевой агрессии. При этом наблюдается относительная лояльность к этому явлению со стороны современного общества.
Все сказанное позволяет сделать следующий важный вывод:
Основная опасность речевой агрессии в социальном отношении заключается в недооценке ее опасности общественным сознанием.
Непосредственной сферой распространения конкретных форм вербальной агрессии является повседневное речевое общение. Каковы же последствия вербальной агрессии в коммуникативном аспекте?
Лингвисты выделяют следующие три особенности речевого общения:
- Интенциональность (наличие специфического мотива и цели).
- Результативность (совпадение достигнутого результата с намеченной целью).
- Нормативность (социальный контроль над протеканием и результатами акта общения).
Во время проявления речевой агрессии все эти три признаки нарушаются, или вовсе не принимаются во внимание. Коммуниканты, намеренно нарушая речевые и этические нормы, часто отрекаются от оскорбительности сказанного ими, тем самым пытаясь уйти от ответственности за данное нарушение.
Доказательствами применения речевой агрессии являются активное использование инвективой лексики, нарушение фонологических особенностей речи, нарушение очередности реплик(перебивание собеседника), затрагивание запретных или личных тем.
Кроме того, в ситуации речевой агрессии происходит стремительное нарастание эмоционального напряжения, которое захватывает практически всех, даже не имеющих агрессивных речевых намерений участников общения.
Ситуация обидного общения, характерной особенностью которой является крайняя неточность реализации целей общения, делает невозможным также и выполнение первых двух условий эффективного речевого общения - интенциональности и результативности.
Так, в случае проявления
вербальной агрессии происходит своеобразная
подмена или искажение
Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного общения:
- затрудняет полноценный обмен информацией;
- тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга;
- делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.
Важным теоретическим разграничением в науке о речевом воздействии является разграничение речевого воздействия и манипулирования.
Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи с целью побудить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации и т.д.
Речевое манипулирование - это воздействие на человека с целью побудить его сообщить информацию, совершить поступок, изменить свое поведение и т.д. бессознательно или вопреки его собственному мнению, намерению.
Различают два основных аспекта речевого воздействия - вербальный и невербальный.
Вербальное (от латинского verbum - слово) речевое воздействие - это воздействие при помощи слов. При вербальном воздействии имеет значение в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в каких словах, в какой последовательности, как громко, с какой интонацией, что когда кому говорите.
Невербальное воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника и др.)
3.1 Языковые манипуляции и воздействие в СМИ
В современных СМИ используются различные методы манипуляции сознанием граждан, зачастую одни накладываются на другие, либо одновременно используются несколько способов. Единой классификации нет, и специалисты пытаются их систематизировать самостоятельно. С. Зелинский обобщает их следующим образом:
1. Принцип первоочерёдности
– делается ставка на
2. Ложные свидетели и
свидетельства – сообщения от
якобы очевидцев и якобы
3. Образ врага – создаётся
надуманная угроза, на противостояние
которой выделяются
4. Смещение акцентов –
намеренное искажение оценки
какой-либо ситуации за счёт
явного выпячивания одних
5. «Лидеры мнений» –
для оценки ситуации берётся
мнение публичных личностей,
6. Переориентация внимания
– несколько напоминает метод
«смещение акцентов».
7. Эмоциональная заряженность
– подаётся достоверная
8. Показная проблематика – происходит отвлечение аудитории от насущных проблем путём заострения внимания на других, менее значимых проблемах. Например, к первым можно отнести проблему алкоголизма, наркомании, высокого уровня коррупции и других.
9. Информационная блокада
– замалчивание каких либо
событий, проблем в течение
продолжительного времени.
10. Удар на опережение
– данный метод часто
Информация о работе Речевые манипуляции и речевое воздействие