Реквием. Общая характеристика замысла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:37, реферат

Описание работы

Реквием» Моцарта - последнее создание, «лебединая песня» великого композитора - принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.

Содержание работы

Введение.
1. Жизнь и творчество Моцарта.
2. История создания «Реквиема»
3. Реквием: общая характеристика.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 48.22 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет  Культуры и Искусств

заочное отделение

кафедра СКД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему  «Реквием. Общая характеристика замысла».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.277а

                  Краснопёрова В.В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

 

 

Содержание.

 

Введение.

  1. Жизнь и творчество Моцарта.
  2. История создания «Реквиема»
  3. Реквием: общая характеристика.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

27 января 2006 года исполнилось 250 лет со  дня рождения Вольфганга Амадея  Моцарта, одного из любимейших  композиторов человечества. Моцарт известен своей трагической судьбой и ранней смертью. Он создал множество великих произведений, был одним из первых детей-вундеркиндов, настоящим гением, великим человеком своей эпохи.

"...Моцарт  есть высшая кульминационная  точка, до которой красота досягала  в сфере музыки. Никто не заставлял  меня плакать, трепетать от  восторга, от сознания близости  своей к чему-то, что мы называем  идеал, как он. (Петр Чайковский).

"Какая  глубина! Какая смелость и какая  стройность!" Так выразил Пушкин  сущность гениального искусства  Моцарта. Действительно, подобного  сочетания классического совершенства  с дерзновенностью мысли, такой  бесконечности индивидуальных решений  на основе четких и ясных  закономерностей композиции мы  не найдем, наверное, ни у одного  из творцов музыкального искусства.  Солнечно ясным и непостижимо  загадочным, простым и безмерно  сложным, глубоко человечным и  вселенским, космическим предстает  мир моцартовской музыки.

Творчество  великого австрийского композитора  отразило передовые идеи собственной  эпохи, неиссякаемую веру в празднество  света и справедливости. В музыке Моцарта доминируют веселые тона, ясная, неомраченная лирика; тогда как  она имеет много страниц, насыщенных страстью, душевным переполохом, драматизмом.Наследие, оставленное композитором, поражает многогранностью и богатством. Воистину неисчерпаем диапазон затронутых им тем и образов.

О гениальности Моцарта и более того о его  Гении написано масса книг и статей, помимо прочих талантов Вольфганг Амадей Моцарт обладал музыкальной памятью, которую иначе как «природным чудом» и не назовёшь.

Несомненным остается уникальный, непостижимый талант Моцарта, запечатленный на века в его знаменитом творчестве. Тогда как образ великого композитора окружен множеством легенд и домыслов. Его судьба полна загадок. Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было, вероятно, подорвано длительным перенапряжением творческих сил и трудными условиями последних лет жизни, таинственные обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось, анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф. Вальзаг-Штуппаху, намеревавшемуся выдать его за свое сочинение), захоронение в общей могиле - все это дало повод к распространению легенд об отравлении Моцарта, не получивших никаких подтверждений.

Творчество  Моцарта стало для многих последующих  поколений олицетворением музыки вообще, ее способности воссоздать все стороны  человеческого бытия, представляя  их в прекрасной и совершенной  гармонии, наполненной, однако, внутренними  контрастами и противоречиями.

 

 

  1. Жизнь и творчество Моцарта.

 

Во́льфганг  Амаде́й Мо́царт (полное имя - Йога́нн Хризосто́м Вольфганг Теофи́л Мо́царт) родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит „возлюбленный Богом“. Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Одиниз главных его учителей, отец юного Вольфганга, Леопольд Моцарт, был скрипачом и придворным композитором архиепископа Зальцбургского. В 1756 году, в год рождения сына, он издал труд «Опыт основательной скрипичной школы», который около 90 лет (!) считался лучшим учебным пособием для обучения игре на скрипке.

Словно  почувствовав величие врученного ему  дара, Леопольд с неординарной жизненной  практичностью и бесконечным  терпением педагога и сурового отца принялся воспитывать в своем  сыне музыканта. Он учил Вольфганга играть на скрипке, клавесине и органе, серьезно изучал с ним музыкальную композицию, а также арифметику, историю и  географию, латынь и итальянский  язык. С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (в 8-9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10-11 - первые произведения для музыкального театра). В 1762 году начались гастроли Моцарта и его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. Моцарт выступал как пианист, скрипач, органист, певец.

Но главное, Леопольд Моцарт показывал своему сыну, как рождается музыка в душе, и  помогал мальчику не мешать себе быть музыкантом. Искренность, внутренняя чистота  — эти качества Моцарт тоже получил  от отца. И этим дарам нет цены. Ведь благодаря им Моцарт всегда был  открыт тому, что его окружало. Благодаря  им в нем всегда звучала музыка. Он даже не запоминал ее, а чувствовал в себе во всей ее красоте и соразмерности.

Леопольд  не хвалил сына попусту, и Моцарт не хвалил себя, а слушал Бога и музыку. Отец дал сыну надежную защиту от славы, которая многим, даже менее талантливым, вскружила голову.

Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так  и дилетантами. В 1763 году изданы в  Париже первые сонаты Моцарта для  клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770—1774 годы  Моцарт провёл в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при  противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера  Моцарта «Митридат, царь Понтийский»  (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была  принята публикой с большим  энтузиазмом. С таким же успехом  была дана и вторая его опера,  «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для  Зальцбурга Моцарт написал «Сон  Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по  поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу  «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет,  среди его произведений насчитывались  уже 4 оперы, несколько духовных  стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не  говоря о массе более мелких композиций.

В 1775—1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в  Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных  сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 году Моцарт получил место придворного  органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом  была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа  лирико-драматического искусства. В  этой опере видны ещё следы  староитальянской opera seria (большое число  колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах  и в особенности в хорах  ощущается новое веяние. Большой  шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене  Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов Моцарта проявлялись всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.

Несмотря  на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив  место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами  венского двора, Моцарт для обеспечения  своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и  даже пьесы для стенных часов  с музыкой, играть на вечерах венской  аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы  «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.

В 1783—1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра  и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени  относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).

С 1786 года начинается необычайно плодовитая и  неустанная деятельность Моцарта, которая  была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной  быстроты сочинения может служить  опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и тем не менее  поражающая мастерством формы, совершенством  музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро»  прошла почти незамеченной, но в  Праге она вызвала необычайный  восторг. Не успел соавтор Моцарта  Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить  с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро».

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора, с содержанием  в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда  в 1789 году, посетив Берлин, получил  приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с  содержанием в 3 тысячи талеров, то всё  же не решился оставить Вену. После  «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор  «Юпитер» (KV 551), написанные в течение  полутора месяцев в 1788 году; из них  в особенности знамениты две  последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому  королю струнный квартет с партией  концертирующей виолончели (ре мажор).

После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось  настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований  кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» (1790 год), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие  Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что  была написана в 18 дней, для коронации  императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая  колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в  старых изданиях скромно названная  опереттой, вместе с «Похищением  из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной  деятельности Моцарта опера занимает самое видное место.

Мистик по натуре, Моцарт много работал для  церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме  «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (1791 год) и величественно-горестный Реквием, над которым Моцарт неустанно, с  особенной любовью, работал в  последние дни жизни. Весьма интересна история написания «Реквиема».

Умер  Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским  композитором — Антонио Сальери). За свою недолгую жизнь (умер, не достигнув 36 лет), Амадей Моцарт написал 19 опер, 41 симфонию, 27 концертов для фортепиано с оркестром, 5 концертов для скрипки с оркестром, 27 струнных квартетов, 17 сонат для клавиров, оратории, кантаты, мессы, серенады, дивертисменты, "Реквием" и многие другие сочинения.

Похоронен в Вене, на кладбище Святого Марка  в общей могиле, поэтому само место  захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый  день после его смерти в Праге  при огромном скоплении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием»  Антонио Розетти.

Спустя  более 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое представление о его личности. По-видимому, в натуре Моцарта парадоксально сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к едкому сарказму, ребячливость и житейская искушенность, веселость и склонность к глубокой меланхолии – вплоть до патологической, остроумие (он безжалостно передразнивал окружающих), высокая нравственность (хотя он не слишком жаловал церковь), рационализм, реалистический взгляд на жизнь. Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами. Отец однажды написал ему: «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины», прибавив, что Вольфганг либо слишком терпелив, слишком ленив, слишком снисходителен, либо – временами – слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом. И по прошествии столетий личность его представляется нам подвижной и неуловимой, как ртуть.

Одни  видели и видят в нем необыкновенно  талантливого, но чрезвычайно легкомысленного  и поверхностного человека, балагура и остряка, сочинявшего веселую  музыку. «Как природа могла потратить  большой талант на такого мелкого  и пошлого человека?» — выразил  мнение его критиков Эрнст Нейман.

Другие  считают его музыкальные произведения воплощением самого духа музыки, ее величайшим и совершеннейшим ликом. В них есть все: сила, страсть, трагическое  чувство и в то же время нежность, глубина и "Моцарт — величайший из композиторов... Музыка Моцарта так  чиста и прекрасна, что возникает  ощущение, будто он ее просто „находил“, в то время как она существовала вечно, как часть врожденной красоты  Вселенной, ждущей, чтобы ее выявили  и показали миру», — писал Альфред  Эйнштейн.

Информация о работе Реквием. Общая характеристика замысла