Реквием. Общая характеристика замысла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:37, реферат

Описание работы

Реквием» Моцарта - последнее создание, «лебединая песня» великого композитора - принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.

Содержание работы

Введение.
1. Жизнь и творчество Моцарта.
2. История создания «Реквиема»
3. Реквием: общая характеристика.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 48.22 Кб (Скачать файл)

А «в письмах  Моцарта открываешь совершенно другого  человека. Не нежного и веселого певца любви, но человека, исхлестанного  бурями и страстями, терзаемого внутренними  голосами, гордого, весело-страстного, всегда помнящего о тени смерти над  собой. Моцарта — сильно, до крайности  захваченного сознанием своего предназначения и послушного ему, полного переизбытка  силы, находящего разрядку в задорной шутке и спасающегося бегством в  ребячество» — это мнение Шпехта.

 

 

 

 

 

  1. История создания «Реквиема»

 

Широко известно, что ни одно из музыкальных произведений Моцарта  не вызвало столь бурных дискуссий  и мнений, как его последнее  сочинение - так называемый "Реквием". Трудно сейчас отличить, что в истории  написания "Реквиема" и отравлении Моцарта вымысел, а что правда.

«Реквием»— последнее, незавершённое произведение великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью — траурная заупокойная месса, исполняемая на традиционный принятый в католической службе латинский текст.

«Реквием» был последним произведениям, над которым работал в своей жизни Моцарт. Толчком для его написания послужила весьма загадочная история.

…Тяжелым выдался и 1791 год. Еще более, нежели прежде, Моцарт страдал от безденежья. Констанца ожидала ребенка и тяжело болела. Доктора настаивала на поездке ее в Баден для лечения на минеральные воды.

Моцарт  тогда трудился над "Волшебной  флейтой". С некоторых пор ему нездоровилось, но он с азартом сочинял, находя в этом занятии силы. Как-то раз июле, перед отъездом в Чехию, к композитору явился «серый посланец» с известием от анонимного заказчика (это был Антон Лайтгеб, управляющий графа Вальзегга-Штуппаха). От этого визита Моцарт пришел в неописуемое волнение.

Вряд  ли заказ Реквиема мог так потрясти композитора. Георг Ниссен, второй муж Констанции, писал об этом так: «Да, о странном появлении и заказе Неизвестного Моцарт выражал даже иные, весьма диковинные мысли, а когда его пытались отвлечь от них, он замолкал, так и оставаясь при своем». Первый биограф композитора Ф. Немечек приводит слова Моцарта неизвестному адресату на итальянском языке, вероятнее всего либреттисту Лоренцо да Понте в Триест: «…Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образ неизвестного, постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует от меня работу. Продолжаю, потому что сочинение мне менее утомительно, нежели праздность. Впрочем, мне нечего опасаться. По всему чувствую: час пробил; я готов умереть; я кончил прежде, чем воспользовался своим талантом. Жизнь была столь прекрасна, карьера начиналась при столь счастливых предзнаменованиях, но изменить собственную судьбу нельзя. Никому не измерить своих дней, нужно смириться. Пусть будет то, чего желает провидение... Кончаю, передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной».

Душевное  состояние великого композитора  глубоко и точно передал Пушкин в своей драме "Моцарт и Сальери": «Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек. За мною всюду как тень он гонится. Вот и теперь мне кажется, он с нами сам-третей сидит...»

На Моцарта  это событие произвело глубокое впечатление, оно показалось ему  предвестием его скорой смерти. Как  и случилось в действительности.

Несмотря  на зловещее предчувствие, идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта.

В последнее  время он все чаще бывал в великолепной библиотеке барона ван Свитена, где  имелось много редких изданий  и рукописей. Здесь он знакомился с монументальными произведениями для хора Иоганна Себастьяна Баха, которые в то время были мало кому известны и вовсе не исполнялись. Глубоко драматические образы кантат и ораторий Баха произвели на Моцарта  сильное впечатление. Согласившись писать реквием, он был рад случаю, позволившему ему обратиться к крупным  хоровым формам. Однако завершить  эту работу удалось не так скоро. Много сил и времени отнимал  заказ, сделанный Шиканедером, директором маленького театра в одном из венских  предместий.

"Волшебная  флейта" Моцарта - новый для  своего времени тип сказочной  оперы. Ее поэтический замысел  и светлая лирика глубоко связаны  с прекрасным миром народной  австрийской поэзии. В опере отразилось  оптимистическое мировоззрение  великого композитора, которому  были близки просветительские  идеи передовой части европейского  общества конца XVIII века. В своей  "Волшебной флейте" Моцарт предстает  перед нами как истинный художник-гуманист.

Премьера "Волшебной флейты" состоялась 30 сентября 1791 года. В этот вечер  композитор сам дирижировал оперой. Однако первое представление не принесло успеха. Моцарт был глубоко потрясен этой неудачей. Вернувшись домой, он почувствовал такой упадок сил, что слег в постель.

Между тем  Моцарт под влиянием мысли о роковом  для него значении реквиема все слабел и слабел. Недомогание, впервые обнаружившееся в Праге, все усиливалось: веселый  и беспечный Моцарт стал мрачным, его преследовала мысль, что его  отравили, тем не менее он продолжал  работать даже ночью.

Жена, с  постепенно возрастающим ужасом следившая  за развитием непонятного ей недуга, всячески старалась развлечь Моцарта, собирала вокруг него друзей, возила его  за город, надеясь на благотворное влияние  природы, и вот однажды, во время  прогулки, он решился сообщить ей то, что таким гнетом лежало на его  душе.

Со слезами  на глазах он ей сказал: «Я знаю, что  пишу реквием для себя. Я чувствую себя слишком плохо, и долго не протяну. Наверное, мне дали яд —  я не могу отделаться от этой мысли».

Испуганная  Констанция прибегла кэнергической  мере: она немедленно отняла у него партитуру и тем самым принудила  его отдохнуть. Во время этого  насильственного отдыха Моцарт написал  кантату для масонской ложи, членом которой он состоял. Блестящий успех  кантаты, исполненной под личным управлением автора, благотворно  отразился на угнетенном состоянии его духа. Он объявил жене, что чувствует себя лучше, что отравление — не более чем плод его расстроенного воображения, и просил вернуть ему ноты.

Успокоенная жена, поверив его словам, исполнила  его желание, но как только он принялся за реквием, то опять впал в уныние, заговорил об отравлении и наконец  слег в постель. Руки и ноги у него распухли и он не мог сделать почти  ни одного движения. Две недели пролежал он больной, с необыкновенным терпением  и кротостью перенося свои страдания: ни единой жалобы не вырвалось у  него, напротив того, он старался быть приветливым, веселым и с неудовольствием  позволил перенести в другую комнату  свою любимую канарейку, пение которой  ему мешало. Часто вечером он переносился  мысленно в театр и, глядя на часы, говорил: «Вот теперь поет царица ночи!»  За день до смерти он сказал жене: «А я  бы хотел еще раз послушать  ее!» И стал напевать чуть слышным  голосом арию Папагено.

Реквием продолжал его занимать: накануне смерти он попросил друзей своих спеть  с ним реквием и сам пел  партию альта, но по, легенде, при первых же нотах заплакал от мысли, что реквием не будет окончен. «Разве я не говорил, что пишу его для себя?»

 Незадолго  до смерти Моцарту принесли  заявление о назначении ему  тысячи флоринов ежегодно по  подписке от венгерского дворянства; другое заявление из Амстердама  о назначении ему еще большей  суммы за несколько музыкальных  произведений в год. Мало того, ему принесли назначение его  капельмейстером в церковь св. Стефана; эта должность давала  помимо большого содержания и  большие доходы.

Теперь, когда было поздно, когда нужда  и неудачи завершили свое роковое  дело, перед Моцартом открывалась  обеспеченная блестящая будущность, которой он не мог воспользоваться. Он просил передать назначение при  церкви св. Стефана Альбрехтебергеру, впоследствии учителю Бетховена, говоря, что «ему перед Богом и людьми принадлежит это место!»

Существует  распространенная версия о том, что  Сальери отравил Моцарта. Слухи об Антонио Сальери были не беспочвенны - он действительно всю жизнь был снедаем черной завистью, и уже после смерти Моцарта она разгоралась все больше и больше. Для итальянского маэстро было мучительной пыткой слышать отовсюду солнечную, изящную, искрящуюся радостью музыку этого "гения света", где в каждой ноте сияет любовь и красота. И когда престарелый композитор после попытки самоубийства принял наконец последнее причастие, под сводчатым потолком палаты для умалишенных, где тот отходил, внезапно раздался чей-то глас: "Пусть успокоится с миром, и да воздастся каждому по заслугам!"Но по прошествии 30 лет то, о чем писалось или говорилось в странах Европы только намеками, стали провозглашать в полный голос. В центре внимания оказался престарелый композитор, придворный капельмейстер Антонио Сальери. Вспомнили все: и то, что итальянский маэстро был соперником, если не врагом Моцарта, вспомнили высказывания последнего о том, что Сальери посягал на его жизнь. А тут еще у Сальери сдают нервы, и он в присутствии свидетелей будто бы признается в убийстве. Бульварная пресса тут же подхватывает и тиражирует новость. Сальери объявляют «душевнобольным».

В 1821 году, первый композитор империи Антонио  Сальери шлет несколько странную депешу графу Г. Гаугвицу следующего содержания: «По получении этого  письма Вашим превосходительством  автор оного уже будет призван  Господом Богом. К письму приложен оригинал моего уже Реквиема; как и обещал, преподношу его Вам с единственной просьбой: чтобы исполнили его  только в Вашей капелле во спасение моей души… и пока я жил в  этом мире…»

Исповедальный тон итальянского маэстро, скорее, подходит самоубийце, нежели человеку, ждущему  приближения смерти от прогрессирующего недуга. Сальери пребывал в здравом уме и твердой памяти и плодотворно трудился на музыкальной и педагогической ниве. В 1822 году у него, к примеру, брал уроки Ференц Лист. Учитывая, что депеша должна была идти из Вены в графский замок максимум три дня, то можно предположить, что доза яда, которую он носил с собой целых «осьмнадцать лет», не убила маэстро — он остался жив. В таком случае понятно, почему в 1823 году Сальери использовал бритву, пытаясь перерезать себе горло.

Упомянутый  Реквием Сальери писал «для себя», следовательно, замысел самоубийства созрел у него давно, и «помутнения  рассудка», как пытались заверить общественность газеты, у него, конечно же, не было. Вот почему все документальные источники  связывают попытку придворного  капельмейстера свести счеты с жизнью, как косвенное подтверждение  причастности его к таинственной гибели Моцарта.

Свет  на эту тайну пролил в свое время  и венский музыкант Иосиф Маркс, поведавший свидетельство известного австрийского историка музыки профессора Гвидо Адлера (1855—1941). При изучении церковной музыки в одном венском  архиве последний нашел запись исповеди (наличие таковой вполне возможно, потому как истории известны факты  записи исповедей прихожан) Сальери. В документе содержались детали того, где и при каких обстоятельствах  Моцарту давали медленно действующий  яд. Адлер дотошно сверил по годам  фактические данные записей и  пришел к заключению, что исповедь Сальери совсем не «горячечный бред умирающего», как пытались представить  дело его сторонники. Понятно, что  апеллировать к вышеназванной «исповеди  Сальери» у нас нет ни морального, ни юридического права. На то она и  существует — тайна исповеди.

Еще одна загадка «Реквиема» - по сей день ведутся споры о том, какая в точности часть принадлежит Моцарту, а какая — Францу Ксаверу Зюсмайеру и Йозефу Айблеру, дописавшим произведение.

После смерти Моцарта, незавершенный «Реквием» стал неотложнейшей заботой его вдовы. Обеспокоенная тем, что неизвестный заказчик может  отказаться от незаконченного произведения и потребовать уже выплаченный гонорар обратно, она вместе со своими консультантами пришла к выводу, что  нужно дополнить имеющийся материал и таким образом удовлетворить заказчика. Аберт, знаменитый исследователь Моцарта пишет, что сперва это было поучено Йозефу Айблеру. Он начал с того, что дополнил инструментовку в Confutatis и продолжил два такта Lacrimosa. Затем он отказался от этой проблематичной работы. После него  рукопись, вероятно,была отклонена еще и другими музыкантами, поканаконец не попала к Зюсмайеру. Последнее время он был учеником Моцарта по композиции и уже помогал ему во время работы над «Милосердием Тита», а затем проходил с Моцартом готовые пьесы из Реквиема. Он был досконально посвящен мастером в ход произведения (в частности то, что касалось инструментовки), так что при знакомом ему методе работы Моцарта он, пожалуй, насколько это вообще было возможным, мог составить себе представление о его намерениях.

Все вместе – обе первые части в моцартовском оригинале, остальное  в рукописи Зюсмайра – было передано заказчику.

 

  1. Реквием: общая характеристика произведения.

 

Ре́квием (лат. Requiem) — служба (месса) в католической и лютеранской церквях. Соответствует  панихиде в Православной церкви.Называется по начальному слову интроита «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй  им, Господи»). Начиная с XVII в. некоторые  реквиемы (Генрих Шютц, Иоганнес Брамс  и др.) создавались на соответствующий  немецкий текст.

Реквием — многочастное траурное хоровое  произведение, обычно с участием солистов, в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст, но позже утратило обрядовый характер и перешло в концертную практику.

Реквием состоит из нескольких традиционных разделов, среди которых, помимо обычных частей любой мессы («Kyrie eleison» - «Господи помилуй», «Sanctus» - «Свят», « Agnus Dei»- «Агнец божий»), обязательны части, принадлежащие только траурной мессе: « Requiem aeternam» («Вечный покой»), «Dies irae» и «Tuba mirum» («День гнева» и «Чудесная труба», где изображается страшный суд господень), «Lacrimosa» («Слезная»).

Таким образом  «Реквием» состоит из 14 частей в следующем порядке:

  1. Introitus: Requiem aeternam (вечныйпокой) — хор
  2. Kyrie eleison (Господи, помилуй) — хор

Секвенция Судный день:

  1. Dies irae (день гнева) — хор
  2. Tuba mirum (чудесная труба) — соло для сопрано, альта, тенора и баса
  3. Rex tremendae majestatis (царь потрясающего величия) — хор
  4. Recordare, Jesu pie (вспомни, Иисусе милосердный) — соло четырех голосов
  5. Confutatis maledictis (посрамив нечестивых) — хор
  6. Lacrimosa dies illa (слезный день) — хор
  7. Offertorium:
  8. Domine Jesu Christe (Господи Иисусе Христе) — хор и соло четырех голосов
  9. Versus: Hostias et preces (Жертвыимольбы) — хор
  10. Sanctus:

Sanctus (свят) —  хор и соло

Benedictus (благословен)  — соло четырех голосов, затем  хор

  1. AgnusDei (Агнец Божий) — хор

Communio:

  1. Lux aeterna (вечный свет) — хор

Несмотря  на культовый текст, «Реквием» Моцарта далек от богослужебного культа. Средствами музыкальной выразительности Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих переживаний - душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий. Все произведение проникнуто высоким гуманизмом, страстной любовью к человеку, горячим сочувствием к его страданиям.

Информация о работе Реквием. Общая характеристика замысла