Реквием. Общая характеристика замысла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:37, реферат

Описание работы

Реквием» Моцарта - последнее создание, «лебединая песня» великого композитора - принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.

Содержание работы

Введение.
1. Жизнь и творчество Моцарта.
2. История создания «Реквиема»
3. Реквием: общая характеристика.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 48.22 Кб (Скачать файл)

Как уже  было сказано, «Реквием» закончил ученик и близкий друг Моцарта Зюсмайер по эскизам и наброскам композитора, а также на основе того, что Моцарт сам ему играл. Во всяком случае, можно определенно утверждать, что Зюсмайер не написал ни одного такта собственной музыки, а бережно сохранил и мастерски обработал то, что было сочинено Моцартом. Это видно хотя бы из следующего: Моцарт, оставив в набросках значительную часть «Реквиема», не написал конца произведения, а Зюсмайер вместо того, чтобы сочинить собственную музыку (хотя он и был талантливым композитором), целиком повторил музыку первой части вместе с двойной фугой, создав таким образом музыкальное обрамление.

Из двенадцати номеров «Реквиема» девять написаны для хора и три («Tuba mirnum», «Recordare» и «Benedictus») для квартета солистов.

Глубокая  скорбь характерна для первой части («Requiem aeternam» -  «Вечный покой»), начинающейся полифоническим изложением темы сначала в оркестре, а затем в хоре. Трагически-скорбное настроение усугубляется тональностью ре минор.

Некоторое просветление вносится на словах «Et lux perpetua luceat eis» («Да воссияет им вечный свет»), что соответствует содержанию текста, а также в момент вступления сопрано соло. Это просветление создается переменой тональности (вместо ре минора - си-бемоль мажор).

Вторая  половина первой части - это двойная  фуга на словах «Kyrie eleison». В этой фуге, как и в других полифонических эпизодах «Реквиема», Моцарт развивает на новой стилистической основе традиции баховской и генделевской полифонии. Обе темы фуги, контрастируя друг с другом, а потому рельефно выделяясь, звучат одновременно (вторая вступает на втором такте первой темы).

Первая  тема с нисходящей уменьшенной септимой в минорной тональности (ре минор) характерна для музыки XVIII века, воплощавшей  трагические образы. Вторая тема своей  подвижностью, требующей от хора большой  техники, придает музыке напряженность  развития и динамику. Развитие это  захватывает все больший диапазон звучания, обе темы перемещаются в  разные голоса по правилам двойного контрапункта. Высшая кульминация достигается  в конце фуги, когда все голоса останавливаются на драматическом  уменьшенном септаккорде, после  чего следует гармонический каданс, завершающийся тоническим аккордом без терции.

Вторая  часть –«Dies irae» («День гнева») - это грозная картина страшного суда. Могучим потоком несется музыка, развивая необычайную динамику подлинно симфонических масштабов, несмотря на относительную краткость этой части.

На словах «solvet saeclum in favilla» обращает на себя внимание мелодический ход, аналогичный самому началу первой части (на словах «Requiem aeternam»). Но если в первой части это сосредоточенная скорбь, то здесь- возглас отчаяния.

Среди хоровых  номеров «Реквиема» особенно потрясают силой драматической выразительности и трагического пафоса исполняющиеся без перерыва.Им противопоставляются молящие нежные фразы женских голосов («Призови меня»):

Такое постепенное  хроматическое понижение тональностей и ходы басов на тритон в момент вступления уменьшенного септаккорда  производят впечатление все большего погружения. Это изумительный и редчайший  в музыке XVIII века пример колористического использования гармоний.

Через терцквартаккорд  ре минора совершается переход к  следующей части (No 7), этой лирической, или точнее лирико-драматической  кульминации всего произведения. Фигуры скрипок передают стенания, и на этом фоне в хоре звучит полная печали минорная мелодия.

В «Реквиеме» Моцарта, что обусловлено характером самого жанра, преобладают скорбно-трагические настроения. Но есть контрастирующие части, полные просветления, умиротворенности (квартет «Благословен»), торжественного ликования («Свят» и «Осанна в вышних»). Но они лишь еще более оттеняют общую глубоко трагическую концепцию произведения. Трагически-скорбный и проникновенно-нежный “Реквием” Моцарта не знает равных во всей мировой музыке.

 

Заключение.

 

«Реквием» Моцарта - последнее создание, «лебединая песня» великого композитора - принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.

Для меня в творчестве Моцарта ценно то, что в центре его художественного мира — человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. 
На примере «Реквиема» мы видим то, как отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально- характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве.

В современной музыкальной жизни музыка Моцарта до сих пор занимает весьма почетное место. Нет пианиста, скрипача дирижера, не имеющего в своем репертуаре произведении Моцарта; нет певца или певицы, которые не исполняли бы арий из опер или песен Моцарта. Оперы Моцарта идут в разных театрах нашей страны. Музыка великого композитора доставляет огромную художественную радость всему человечеству.

Достаточно  было бы одного «Реквиема», чтобы создать его автору бессмертие. Но оперы Моцарта, симфоническая и камерная музыка, клавирные произведения, песни для голоса и многое другое - все это величайший вклад в мировую сокровищницу человеческой культуры.

 

 

Список литературы.

 

  1. Аберт Г. Моцарт: Пер. с нем. М., 1978-85. Т. 1. Ч. 1
  2. Аберт Г. Моцарт: Пер. с нем. М., 1978-85. Т. 2. Ч. 1

3. Аберт Г. Моцарт: Пер. с нем. М., 1978-85. Т. 2. Ч. 2

4. И.-С.Бах. Моцарт. Шопен. Шуман. Вагнер: Биогр. Повествования /

Сост., общ.ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. – 461 с.: - (Жизнь замеч. людей. Биогр. б-ка Ф.Павленкова. Т.7)

5. Исторический лексикон. 18 век. Энциклопедический справочник./Ред.совет В.Н. Кудрявцев и др. – М.:Знание, 1997. – 800с.

6. Музыкальный справочник - mus-info.ru/

7. Сайт от творчестве Моцарта - wolfgang-mozart.ru


Информация о работе Реквием. Общая характеристика замысла