Религия как форма культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 09:21, реферат

Описание работы

Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “богооткровения”? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………….…
II. Основная часть
Верования и ранние формы религии первобытной эпохи.
Возникновение и значение мировых религий.
Религия и нравственность.
III. Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Религия как форма культуры.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

По существу, буддизм – это грандиозный социокультурный  комплекс, включающий в себя как религиозное мировоззрение и культ, так и философские системы, этнические взгляды, традиции и обычаи, жанры искусства, методы практической деятельности и отношение к миру. Это мощная культурная традиция долгое время развивалась на собственной основе, в отрыве от христианской и мусульманской культур (хотя отдельные моменты можно обнаружить). Поэтому человеку Запада трудно разобраться в представлениях и взглядах буддийского Востока, так как жизненные ценности находят здесь весьма своеобразное выражение и воплощение.

В середине I тысячелетия до н.э. в Индии сформировался сословно – кастовый слой. Образовывались сравнительно крупные государства, которые охватывали территории многих племён, всё дальше отходивших от прежних традиций. В новых условиях существовавшие ранние племенные религии уже не могли удовлетворить назревшие вопросы в сфере идеологии. По стране бродило множество проповедников, предлагавших свои религиозные системы.

Считается, что буддизм является самой древней из всех мировых религий. Более двух с половиной тысяч лет назад её возвестил людям странствующий проповедник Сиддхартхи, прозванный Шакьямуни («отшельник из племени шакьев») и назвавший себя Буддой (санскр. buddha), что означает «просветленный высшим знанием», «осенённый истиной». Он проповедовал своё учение в течение 40 лет, которое широко распространилось в Индии и вышло за её пределы. Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались монахами своим ученикам. После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Появление  буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально - политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Эта религия  в своих истоках связана с брахманизмом и с другими религиозно – философскими системами  древней Индии. Поэтому можно считать, что сначала он представлял собой секту, а точнее, ряд близких по своему характеру к брахманизму сект. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и социальными процессами, и подготовлено идейно. Буддизм не был порождён «откровением» достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством талантливого проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился механическим набором имевшихся идей. Он внёс в них много нового, порождённого  именно общественными условиями эпохи его возникновения.

  VI - I вв. до н.э. были временем борьбы и попыток объединения различных более или менее близких по характеру религиозных учений. Эти процессы отражены в буддийской литературе в форме сообщений о так называемых буддийских соборах, которые созывались якобы с целью восстановления первоначального учения Шакьямуни, нарушенного отступниками и еретиками. Очевидно, в действительности эти соборы преследовали цель выработать единое вероучение для организационного слияния близких по взглядам сект и течений.

Значение этой религии заключается в том, что буддизм дал универсальную «теорию спасения» для всех людей, вне зависимости от их социальной и сословной принадлежности, имущественного положения, расы, языка, ступени развития. Он отрицал ценность «высокого» рождения, уравнивая всех людей своим учением о перерождении, в ходе которого каждый может достигнуть конечного спасения или быть ввергнутым в самые «неблагоприятные» формы бытия. Утверждение ценности каждого человека в условиях, когда рабы вообще за людей не считались, было отчасти прогрессивным, но это уравнивание было равенством в грехе. Буддизм, как и каждая религия, отрывал человека от конкретных социальных условий существования и перекладывал тяжесть ответственности за страдания на самого человека. Учение о том, что мир -  «иллюзия сознания» приводило к требованию отказа от вторжения в мир с целью изменить его, представляло самопознание главным средством раскрытия «истины» и победы над страданием.  Во многом именно это помогало ему укрепиться и получить дальнейшее развитие в Индии, а впоследствии за её пределами, стать мировой религией. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл  не меньшую роль, чем христианство.

Христианская религия является одной из самых распространённых в мире, объединяя свыше миллиарда верующих. В значительной степени благодаря христианству определяется культурное развитие человечества в последние две тысячи лет.

Христианство возникло у иудеев в I в. н.э. Появление новой монотеистической религии можно рассматривать как один из «ответов» иудейской цивилизации на кризис, в котором она оказалась, будучи насильственно вовлечённой в орбиту античного мира. После греко-македонского завоевания Палестины на землях иудеев появляются античные города, часть иудеев перенимают язык, верования и образ жизни завоевателей. Но в 130-х гг. до н.э. в результате успешного восстания было восстановлено независимое иудейское царство. Оживились надежды на осуществление божественной миссии народа Израилева. Однако в начале новой эры религиозное инакомыслие в иудаизме переживало трансформацию. Некоторые приверженцы мессианизма покидали общины и обращались с проповедью к непосвященным. Одним из таких миссионеров был реально существовавший Иоанн Креститель. Согласно библейской легенде, именно он окрестил Иисуса в водах реки Иордан. Вероятно, проповедь Иоанна оказалась связующим звеном между мессианским иудаизмом и христианством. В основе образа Иисуса Христа лежит реально существовавшая личность. В первой половине I в. странствующий проповедник из галилейского (на севере Палестины) городка Назарет выступил призывами к духовному очищению и раскаянию перед скорым наступлением Божьего суда. Он обращался к самым широким в социальном отношении слоям населения. Христос не стремился к созданию строгой организации. Ученики почитали его как мессию, что, по-видимому, и явилось главным основанием для осуждения Иисуса, поскольку в глазах иудеев мессия должен был стать царём Израиля. Выросшее главным образом на почве иудаизма, учение Христа испытало влияние и других древневосточных религий, а также античной философии. Особую эпоху в истории христианства   составляет период деятельности апостолов («посланников») - I-II в. н.э. К этому времени уже складывается христианская община, появляются «священные книги христианства» - Евангелия (благие вести) - предания о жизни, проповеди и воскрешении Иисуса. В общине господствовал дух уравнительности - общность имущества, трапез и т. д. Основные вопросы решало общее собрание верующих. Текущими делами занималась коллегия пресвитеров («старцев»). Им помогали диаконы («служители»), среди которых встречались и женщины. В общинах существовали постоянные учителя - дидаскалы, а между общинами странствовали апостолы и пророки.        

Епископальный период христианства (конец II - начало IV в.) отмечен ростом популярности евангельского учения. Оно распространяется в Египте, Сирии, Малой Азии, Италии, северной Африке. Исчезают апостолы и пророки, во главе территориальных христианских объединений становятся  епископы (блюстители). Община разделяется на клир (духовенство) и мирян. Наиболее далеко процесс централизации общин зашёл на Западе, где огромным влиянием пользовались римские епископы.   

Следующий этап - IV-VIII в. можно определить как попытку догматической  и обрядовой унификации христианства. На  Церковных Соборах утверждаются основные догматы христианского  учения: о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), о боговоплощении (Иисус Христос - одновременно Бог и человек), об искуплении (своей жертвой  Иисус искупил грехи человечества). Утверждаются семь главных таинств  христианства:  крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, священство,  брак. Признание поклонения святым вызвало почитание икон. Процесс унификации христианства был затруднён появлением ересей (религиозного инакомыслия) и распадом в 395 г. единой  римской империи на два государства. Глубокие цивилизационные  различия между  Западом  и  Востоком  Рима не только вызвали распад государства, но  и обусловили складывание различных ветвей христианства. Хотя объективно  назревший раскол на православие и католичество разразился уже в  1054 г.

Христианство делится на три основных направления: православие, католицизм и  протестантизм.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Православная церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранён принцип автокефалии - самостоятельности национальных церквей (всего их 15). В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу Отцу, и только от него признаётся исхождение Святого Духа. Основными ритуалами культа являются молитва, крёстное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. В Православной Церкви ритуал преобладает над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувствами. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала. Основной праздник православия - Пасха.        

Католическая (пер. с гр. - вселенская) церковь является крупнейшей в христианском мире. Основы веры католицизма составляют книги Ветхого и Нового Завета (Священное Писание). Догмат католичества, во многом  близкий православию, имеет некоторые особенности. Под влиянием арианства утвердилось своеобразное понимание Троицы: исхождение Святого Духа признаётся не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Отсюда повышенное внимание к человеческому пути Иисуса, главный праздник – Рождество, основной символ – распятие. Такое понимание триединой сущности Бога заложило в католицизм огромный гуманистический потенциал, который проявляется, в частности,  и в возвышенном почитании Богородицы Девы Марии.

Католицизм, как и православие, признаёт семь таинств христианства (крещение, миропомазание (конфирмация), причащение, покаяние, брак (венчание), соборование, священство). Однако крещение здесь осуществляется обливанием, а конфирмация отделена от крещения и проводится по достижении ребёнком 7-8 лет. Языком литургии и «священных книг» до последнего времени являлась латынь, а теперь – национальные языки. Современный католицизм уделяет серьёзное внимание образованию детей и юношества – в мире существуют около 30 тыс. католических учебных заведений – от начальных школ до университетов. Влияние католицизма распространяется с помощью тысяч периодических изданий, многочисленных телерадиостанций. Он является одной из влиятельнейших духовных сил современного мира.                  

Протестантизм – особенно пестрое по своей структуре направление христианства. В XVI в. Европу охватила Реформация – движение за преобразование церкви в духе евангельских идеалов. Распространившийся в части Европы, Северной Америке и некоторых других регионах, протестантизм стал вторым по влиянию направлением в западном христианстве. Несмотря на наличие в нём множества церквей и конфессий, можно выделить общие для всех особенности вероучения, культа и организации. Библия признаётся у большинства протестантов единственным источником вероучения. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Уделяя большое внимание человеческому воплощению Иисуса Христа, протестанты,  в большинстве своём, в качестве праздника признают Рождество. Основные богослужения – чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Как правило, отвергается культ Богородицы, святых, икон и мощей. Основной организационной структурой является община. Иерархия священнослужителей не развита.             

В  Россию  протестантизм  проник  ещё   с допетровских времён, главным образом с заезжими иностранцами, среди которых он не находил заметного распространения. Со второй половины XIX в. в стране резко усиливается пропаганда баптизма, евангелизма, а позднее – адвентизма, пятидесятничества, иеговизма и других протестантских конфессий. Всех их отличает особенно активное миссионерство среди молодёжи и студенчества.

Христианская вера сформировала картину мира древнерусского человека. Важнейшая для христианской веры идея личного спасения ориентировала человека на самосовершенствование и способствовала развитию индивидуальной творческой деятельности. Принятие христианства в России сыграло немаловажную роль в развитии материальной и духовной культуры древнерусского общества. Неправомерно было бы отрицать, что церковь сыграла вполне определенную положительную роль в развитии на Руси письменности, зодчества и живописи, возвышении Москвы, развитии патриотического и национального самосознания и нравственного возвышения  русского и других народов Руси и России. Не без основания считается, что русское христианство обогатило и европейскую культуру своим вкладом: богословием, философией, литературой, церковной архитектурой, иконописью и т. д.

 Как и христианство, ислам тоже сыграл немаловажную роль в общественной жизни разных стран, в их культуре и искусстве.   

Ислам - одна из трёх мировых религий. Название происходит от арабского ал-ислам, что означает предание себя Богу, покорность. Синоним ал-ислам является арабское муслим (отсюда мусульманин, мусульмане). Религия родилась в среде арабских племён Аравийского полуострова. Большинство аравийцев занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, перегоняя стада верблюдов по пустыням из одного оазиса к другому. Их называли бедуины (от арабского бадв – житель пустыни). В этих условиях  сформировался особый духовный мир кочевников, замкнутый кругом интересов своего рода и племени. Господствующей религией был политеизм. Они поклонялись Луне и Солнцу, верили в всесилие божеств, которых насчитывалось до 350. В языческий пантеон входили Аллах, Узза, Манат. У многих племён Северной и Центральной Аравии Аллах был верховным божеством. Он воспринимался как далёкий от людей создатель мира, не покровительствующий какому-то конкретному племени. Его святилищ почти не существовало. Супругой Аллаха была Узза, дочерью – Манат, иногда обе богини считались его дочерьми.

Наиболее распространёнными среди арабов – бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался в поклонении большим камням, поставленным стоймя в форме жилища (семитская бейт-эл – жилище бога), внутри которого находились идолы – божества. Вокруг бетила два раза в год устраивались культовые процессии. Такой пантеон находился, например, в Мекке. Его возглавлял бог – покровитель рода Курейш Хубал. Душам умерших родственникам совершались жертвоприношения. С культом предков был связан обычай кровной мести. Кочевники считали его своим религиозным долгом, поэтому в Аравии велись постоянные междоусобные войны. Среди арабов того времени были и такие, кто осуждал межплеменные распри, справедливо считая, что они ведут к самоуничтожению родов.    

Информация о работе Религия как форма культуры