В противовес политическим
верованиям бедуинов в Аравии рождается
другая культура – культура единобожия (монотеизма). Её основу составили
иудаизм, зороастризм и христианство.
Носителями этих религий были иноземные
купцы, проповедники – миссионеры, воины
соседних государств, неоднократно вторгавшиеся
в пределы Аравии. В среде арабов наблюдались
общественные и идеологические перемены.
Интенсивно велась торговля, что вело
к укреплению межплеменных связей и способствовало
общению арабов с другими народами. Вместе
с тем в VI – VII вв. наблюдается разложение
родовых отношений, усиление социального
неравенства. В сознании простого общинника
последнее зачастую объяснялось «неправильной»
верой. Поисками «истинной» религии занимались
многие. В то время на Аравийском полуострове
возникло так называемое «пророческое
движение».
Проповедники Мусайлима, Саджжах,
ал-Асвад, ибн Сайад, которые убеждали язычников отказаться от идолов
и призывали к единобожию. Чаще других
фигурировали имена богов Рахман и Аллах.
Пророчица Саджжах из племени талим действовала
исключительно методом мирной проповеди.
Впоследствии она приняла ислам. Другие
действовали силой оружия. Мусайлима,
например, пытался установить свою власть
в Йемаме, ал-Асвад – в Йемене. Проповедников
единобожия называли ханифами (благочестивыми),
а их верования – ханифством. В 10-е гг.
VII в. начинает свою проповедническую деятельность
купец Мухаммед – основатель ислама. Аравийские
проповедники, несомненно, испытали влияние
иудео-христианской религиозной системы,
которая была им хорошо известна. Однако
они не копировали Ветхий и Новый Завет.
Это учение переносилось на арабскую духовную
почву, из которой произрастали оригинальные
религиозные учения, в том числе и ислам.
Таким образом возникновение
ислама связано прежде всего с развитием
духовного мира аравийских племён I – VII вв. от политических к
монотеистическим религиозным воззрениям.
В исламе националистические
тенденции не имеют никакого основания.
Ислам распространился среди наций, не только
относящихся к различным расам, но и не
имеющих ничего общего в плане языка, образа
мышления, экономики, среды обитания и
исторического опыта. Он расценивает эти
внешние признаки как не имеющие ни малейшей
ценности и признаёт все народы и всех
людей равными. Под сенью ислама человек
может почувствовать вкус свободы и независимости.
Исламская вера каждого жителя исламских
стран является лучшим залогом обретения
свободы и независимости.
Религия и нравственность
– это близкие, взаимосвязанные сферы культуры,
их схожесть наиболее заметна в духовных
проявлениях. Однако церковь несравненно
сильнее воздействовала на нравственность
общества, нежели мораль на религиозный
культ и внутрицерковную практику.
Моральное и нравственное
начало особенно выражено в мировых
религиях. Например, в буддизме согласно
Палийскому канону, движение по пути спасения
начинается с соблюдения моральных заповедей.
Затем следует сосредоточение, в котором
достигается спасительное знание, неразрывно
связанное с освобождением. Для достижения
состояния сосредоточения необходимо
обуздание органов чувств, бодрствование
духа и постоянный самоконтроль. Этому
и должно способствовать соблюдение нравственных
заповедей, без чего просто невозможно
даже вступление на путь, ведущей к конечной
цели – нирване.
Пять начальных требований:
не убивай никакого живого существа, не
бери тебе не принадлежащего, не говори
неправды, не прелюбодействуй, не употребляй
опьяняющих напитков – были обязательны
как для монахов, так и для принявших буддизм мирян.
Для послушника и монаха эти заповеди
дополнились ещё пятью: не посещай зрелищ;
не используй мазей благовоний, украшений;
не спи на широкой и высокой постели; не
имей золота и серебра; не ешь после полудня.
Позднее в число моральных требований были включены
доброжелательность, скромность, помощь,
уважение, преодоление зависти и т. д. В
круг добродетелей, улучшающих карму,
вошли слушание и проповедь учения Будды,
практика медитации, а к числу пророков
дополнительно отнесены невежество, жадность,
легкомыслие, оскорбление и пр. Из этого
следует, что нравственный кодекс буддизма
близок к моральным заповедям других религий,
в нём отражается глубокая общность исходных
этических взглядов разных народов.
Моральное начало
в исламе пронизывает идею единого Бога –
Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного
и мудрого существа. Упования на милость
и милосердие Бога лежат в основе исламского
вероучения. Это свойственно и шариату
– своду мусульманских культовых, правовых
и нравственных установлений. Мусульманин
обязательно должен, например, совершать
ежедневную пятикратную молитву; считать
сатану своим врагом; остерегаться греховных
поступков, внушаемых ему; честно и справедливо
содержать жену; рекомендуется знать весь
Коран наизусть, оказывать помощь калекам,
бездомным, воспитывать сирот; совершать
хаджж; не таить обиду более трёх дней
(если это не вредит вере) и т.п. Ислам в
отличие от христианства не знает какой
– либо церковной организации. В мусульманском
мире не было соборов, догматизирующих
вероучение и культ. Поэтому большую
роль в сохранении единства мусульман
играет право.
Однако именно в христианстве
идея Бога наиболее морально насыщена.
Всемогущий и всеведущий Бог одновременно
и всеблагой, и всемилостивый. В ипостаси
Бога Отца он выступает в роли заботливого
защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси
Бога Сына он приемлет на себя грехи
людей и отдаёт себя в жертву за них. Лаконичная
формула «Бог есть любовь» (I Иоанн, 4, 8,
16) особенно выразительно передаёт моральную
суть этой мировой религии. Вопросы морали
занимают ведущее место в храмовой проповеди,
а нравственное богословие – наиболее
распространенная отрасль христианской
теологии.
Многие исследователи этики
полагают, что мораль и нравственность
порождены религией и неотделимы от неё. При этом нередко
приводят высказывание великого мыслителя
И. Канта о божественной природе присущего
человеку «категорического императива»
- властного внутреннего проявления следовать
моральным требованиям. Ещё чаще ссылаются
на древнейшие тексты «священных книг»,
насыщенные нравственными поучениями,
и на то, что сама по себе идея Бога и загробного
воздаяния сильнейшим образом воздействует
на поведение личности, её моральные устои.
Наконец, указывают на особую роль церкви,
взявшую на себя функцию нравственного
института. На церковь верующий смотрит
не только как на храм богослужения: он
воспринимает ее как учреждение нравственности,
очаг, святилище и школу морали. Он
исповедуется здесь в своих провинностях
и получает отпущение грехов, подкрепляется
в готовности избегать их впредь, а потому
видит в Церкви своего рода «корабль спасения».
Именно церковь (а
в доклассовом обществе – жречество)
принимает на себя роль учреждения,
обеспечивающего мораль и нравы
в жизни общества. В этом убеждает
история всех цивилизованных стран.
Церковнослужители оберегали сложившиеся
в практической жизни общества нравственные
установления, пропагандировали их.
Назидания пастве, духовный надзор за
соблюдением заповедей, а нередко и личный
пример, особенно благочестивых подвижников,
бесспорно, способствовали поддержанию
и функционированию моральных норм. Впрочем,
и поныне нравственные проповеди воспринимаются
верующими не просто в качестве напоминаний
о морали с точки зрения определенного
уважаемого лица, но в качестве повелений
от имени Бога, что придает моральным нормам
особую значимость. Религиозный человек
видит в этих нормах не только целесообразность,
смысл, но нечто освященное, сакральное.
Для него преступить эти нормы недопустимо
как по земным, так и по религиозным
законам. Мораль для верующего сливается
с религией.
Все религии мира
имеют единые корни и равно
участвовали в формировании культуры
своего народа. В вероучениях
и «священных книгах» содержатся
переходящие общечеловеческие ценности
культуры и морали, которые одинаково
дороги верующим и неверующим согражданам.
Эти ценности являются средоточием культуры
каждого народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод, к которому мы подошли
заключается в следующем. Наука — это
одновременно мощный созидательный и разрушительный
инструмент в руках образованного человечества.
Направить этот инструмент во благо мы
способны, лишь сохранив в себе чувство
непосредственной сопричастности миру,
космосу и той высокой реальности, которую
человек именует как Божество. Наука и
религия — две чаши весов, и для баланса
сил в этом мире необходимо их равновесие
как единство знания и веры, без которых
немыслимо культурное развитие человечества.
С помощью религиозной символики
полученный человечеством опыт встраивается
в глубинные мировоззренческие пласты,
формируя религиозное мировоззрение в
его целостности и всеохватности. Как
и наука, религия может быть понята как
символическая модель мира, обобщающая
и по определённым принципам упорядочивающая
весь опыт отношения человека к природе
и космосу, к самому себе и всему человечеству.
Как остроумно заметил Н. Бор,
“человечество сделало два величайших
открытия, одно — что Бог есть, второе
— что Бога нет”. И, возможно, не столь
важно, какой из этих точек зрения придерживается
каждый из нас в своём самоопределении
в мире, а важно найти ту дорогу, которая
приведёт нас к Храму.