Роль музыки в молодёжной субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

С точки зрения российских социологов, основными причинами возникновения молодежных субкультур в России являются:
1. Смена социальных ориентиров, переоценка традиционных ценностей. Конкуренция национальных и так называемых “западных” ценностей на уровне массового сознания непосредственным образом повлияла на ценностный мир молодежи.
2. Кризисное состояние современной российской культуры.

Содержание работы

Введение
Немного о Западной Европе и США
Некоторые направления в музыке
а) Рок
б) Металл
в) Рэп
г) Рейв
д) Эмо
Влияние музыки на потребление наркотиков
Роль музыки в неонацистской пропаганде среди молодёжи
Российский контекст
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Роль музыки в молодёжной субкультуре.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

Какую музыку слушает – такую дурь и кушает.

  Или Влияние

музыки  на потребление наркотиков

Музыка всегда играла свою роль в  формировании некого идеологического  имиджа потреблению определенных видов  наркотиков. Начиная с древних  времен, когда наркотические ритуалы  с употреблением природных галлюциногенов обязательно проводились под  ритмичную музыку примитивных ударных  инструментов, звуковые композиции и  по сей день сопровождают наркотики  как в прямом смысле (на "кислотных" вечеринках, оупен-эйрах и т.д.), так и в виде легенд и мифов, связанных с наркотиками.

Вот и сегодня представители  молодежных субкультур нередко пытаются навязать поклонникам мнение, что  без наркотиков определенные направления  музыки должно не воспринимаются. Во многом, например, можно обвинить исполнителей стилей "рэп", "хип-хоп" и аналогичных  с ними музыкальных направлений: практически во всех пропагандирующих продвижение рэп-культуры композициях  современных исполнителей и коллективов  говориться о курении травы, "гидропоники", гашиша. Зато исполнители танцевальной музыки частенько напоминают о "колесах", "шайбах" и прочих наркотических  атрибутах клубной культуры.

Отметим при этом, что проблема привязки наркотиков к музыке в России – не настолько значительна, чем  в развитых странах западного  мира. Так, сообщает РБК, британскими  социологами было проведено интересное исследование, которое выявило связь  между музыкальными предпочтениями и наркотическими пристрастиями  людей. Например, утверждают исследователи, пагубное пристрастие к наркотикам свойственно не только клубной молодежи, но и любителям классической и  оперной музыки.

Среди потребителей наркотиков британцы отмечают в первую очередь любителей  клубной музыки - House, Trance и других направлений клубной культуры, например, R&B. Интересно, что больше четверти любителей классической музыки пробовали гашиш, а любители оперной сцены периодически употребляют галлюциногенные грибы.

Любители "хип-хопа", по мнению исследователей, наиболее антисоциальны и криминальны. Мало того, что они входят в группу с одним из самых высоких показателей  пристрастия к наркотикам, но при  этом еще ведут беспорядочную  половую жизнь и склоны к преступности. Возможно, это связанно с тем, что  это направление изначально создано  и особо любимо представителями  черной расы, которые за рубежом  занимают, в основном, наиболее маргинальные социальные слои. В России же "хип-хоп" все больше ассоциируется с движением  в защиту легализацию конопли, возможно, из-за семантики текстов.

По мнению британских социологов, люди, воспринимающие спокойно все  музыкальные направления, наименее склонны к злоупотреблению вредными веществами, в том числе наркотиками, и ведут наиболее размеренный  образ жизни. Учитывая, что в опросе принимало участие свыше 2500 человек, эти данные вполне выражают реальную обстановку на Туманном Альбионе. Как заявил автор исследования, доктор Адриан Норт, полученные результаты показали, как музыка влияет на человеческую жизнь: "Выводы не утешительные, так как современные музыкальные течения способствуют росту наркомании и преступности".  

Как оно и  водится, все вредные тенденции  Запада постепенно впитываются российской молодежью, переиначивая их на российский лад. Оттого во многом растет клубная  наркомания, самоидентификация молодежи по музыкальным и "тусовочным" принципам, моральное разложение в  компаниях юных приверженцев музыкальных  культур. Возможно, музыка – это  то, на что в первую очередь должны обратить внимание родители подростков. Может, ребенок слишком сильно увлекся  каким-нибудь музыкальным направлением? Не скрываются ли за этим наркотики?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  музыки в неонацистской пропаганде среди молодёжи

 

Основные  постулаты неонацистской идеологии, которые и пытаются донести до слушателей крайне правые музыканты:

1) жесткое  иерархическое построение общества  во главе с элитой и единоличным  лидером; 

2) культ насилия,  используемого как одно из  основных средств политической  борьбы;

3) расизм, в  котором объявляется высшей ценностью  нордическая арийская раса;

4) антисемитизм;

5) апелляция  к истории Третьего Рейха как  идеала для подражания.    

 Важность  музыки для распространения своих  идей прекрасно понимают правые  идеологи. Достаточно посмотреть  сайт любой праворадикальной  организации– на каждом существует отдел музыки, где можно скачать песни в формате MP3, заказать музыкальные материалы по почте или просто найти линки на соответствующие музыкальные сайты.      

 Апелляция  к нацистской эстетике часто  используется музыкантами в провокационных  целях, для достижения шокирующего  имиджа. Мы обращаемся к сознательному,  открытому и целенаправленному  использованию неонацистских идей  в лирике и имидже музыкальных  групп.         

 Датский  социолог Рон Эйерман, исследуя неонацистскую субкультуру в Швеции, пришел к такому выводу: «Музыка занимает центральное место также в современных расистских движениях. Она формирует главный инструмент рекрутирования и главный источник пополнения для шведского движения и в то же время связывает это движение с широкой международной сетью, а также с воображаемым прошлым. Музыка – культурная форма – жизненно важна для вырабатывания и выражения движения в социальном и политическом смысле».      

 Чтобы  не быть голословными, приведем  несколько примеров неонацистской  пропаганды в музыке. Можно выделить  из всего разнообразия современных  музыкальных стилей три направления,  которые подпадают под выставленные  нами условия: 

1) White Power/Oi/RAC (Rock Against Communism);

2) National Socialist Black Metal;

3) Нео-фолк.    

 Сейчас приступим к более детальному доказательству вышеприведенного тезиса и остановимся на каждом из этих стилей.     

 1. White Power/Oi/RAC (Rock Against Communism).     

 Сразу оговоримся, что существует несколько синонимичных названий этого музыкального стиля, из которых наиболее общеупотребительное White Power (далее – WP). Эта музыка зародилась в Англии в конце 70-х годов, стилистически уходя корнями в панк-музыку, от которой она недалеко и ушла. Основоположниками этого стиля считают английскую группу SKREWDRIVER, одну из самых популярных скин-групп в мире. Эта группа сыграла важнейшую роль в популяризации неонацистских идей среди субкультуры скинхэдов, которые до этого особо политикой не интересовались. Один из музыкантов этой группы, Ян Стюарт, основал в 1987 г. наиболее известную организацию скинхэдов Blood & Honour (филиал которой имеется и в Беларуси). Обыкновенными темами скин-музыки являются расовая война, города как арена боя с врагами, мужество и окончательная победа белого человека. «WP рок-н-ролл – это больше, чем просто источник развлечения для движения неонацистских скинхэдов. Музыка – это возбуждающее пропагандистское средство, используемое для того, чтобы распространять расистскую идеологию на как можно большую аудиторию. WP рок-н-ролл, кажется, является общим фактором в распространении этой насильственной субкультуры фактически в каждом государстве Запада, а теперь и в Восточной Европе».

       На кассетах издаются пиратские  записи известных зарубежных WP-команд, кроме того, эта сцена стремительно  растет в России, которая традиционно  оказывает огромное культурное  влияние на нашу страну. Среди  российских команд особо стоит  отметить группу КОЛОВРАТ (коловрат – русское название свастики), выпустившую большое количество альбомов и два раза выступавшую с концертами в Беларуси. Один раз это был акустический концерт в лесу под Минском, в другой раз – полноценное выступление в Орше.     

 Естественно,  White Power музыку слушают в основном скинхэды, т.е. представители конткультуры, уже принявшие определенные идеологические концепции. Но нельзя упускать из виду, что она может привлекать и людей со стороны, до этого не задействованных в молодежных группировках. Как заявляет обозреватель правой сцены в журнале «Атеней»: «Когда государство принимает антинародные законы, а масштабы цветной иммиграции замалчиваются, радикальная музыка становится нашим сильнейшим оружием. С каждым днем все сложнее узнать правду о политике, и здесь Белый рок приходит на помощь. Через любопытство, пробужденное музыкой, многие люди пришли к Национальной идее».     

 2. National Socialist Black Metal (далее – NSBM).     

 Black Metal зародился в 80-е годы, как музыкальное течение, непосредственно связанное с сатанизмом. Естественно, что ни о каком нацизме тогда и речи не шло. Но в начале 90-х этот музыкальный стиль пережил резкий всплеск популярности после серии поджогов церквей и убийств, прокатившихся волной по Норвегии, в которых непосредственное участие принимали и музыканты. В это время одна из наиболее авторитетных и влиятельных фигур на этой сцене, талантливый музыкант Варг Викернес (отбывающий срок в тюрьме за убийство) сделал резкий уклон в сторону язычества, расизма и неонацизма. После этого эти идеи все более и более стали распространяться в среде Black Metal музыки, особенно в Восточной Европе. Сидя за решеткой, Варг Викернес, тем не менее, сумел организовать неонацистскую организацию Norsk Hedensk Front, одной из главной задач которой стала пропаганда. Музыканты немецкой Black Metal группы ABSURD, также отбывая срок в заключении, основали немецкий филиал будущей паневропейской организации Allgermanische Heidnische Front (позже распространившей свои организационные структуры и на территорию Беларуси и России).  Под конец 90-х сформировалось четкое единство сцены, получившей название NSBM. Уже из названия видно, что в качестве основного содержания лирики команд этого стиля выступает неонацистская идеология. По наследству от классического Black Metal осталась мощная антихристианская направленность, эту религию обвиняют в еврейских корнях и возлагают ответственность за духовное разложение арийских народов.    

  Широкое распространение крайне правых идей в Black Metal сцене дает основания могилевскому музыканту Ryks Asirg’у даже говорить о новой моде, «тренде» национал-социализма. Большинство белорусских Black Metal команд положительно относятся к неонацистским идеям, что можно проследить по интервью в андеграундных изданиях. Тем не менее, открыто использовать неонацистскую эстетику и идеологию стремятся немногие. В порядке исключения можно назвать гродненскую группу STURM. Вот как заявляет о своей жизненной позиции один из лидеров этой группы Алекс: «Я в конспирации с Сатаной, используя политическую доктрину фашизма с целью максимального использования фактора уничтожения человеческой сущности». В качестве примера можно привести и строчку, которая рефреном звучит на протяжении песни «Арыйскі штурм” на одноименном альбоме: «Мільярды павінны быць зьнішчаны дзеля нашай улады/ Моцнай Арыйскай улады”.     

 Большинство  же не решается провоцировать  конфликты с законодательством.  Так оршанская группа APRAXIA на обложку  своего последнего альбома “Ideology” поместила закругленную свастику, но в интервью массовым изданиям типа «Музыкальной газеты» стыдливо отмалчивается о своих политических взглядах.      

NSBM обладает  наибольшим пропагандистским потенциалом  среди вышеперечисленных стилей. Основное его преимущество в  аудитории, которая не обязательно  принадлежит к крайне правым  сторонникам (в отличие от WP музыки).     

3. Нео-фолк.     

 Этот  музыкальный стиль нельзя так  же прямолинейно и без тени  раздумий отнести к неонацистским  пропагандистским средствам, как  два предыдущих. Крайне правая  политическая ориентация нео-фолк музыки является предметом оживленных дискуссий, но общая тенденция музыкантов использовать нацистскую эстетику очевидна.      

 В качестве  доказательства можно привести  определение автора крупнейшего  российского сайта, посвященного  данному стилю: «Термином “нео-фолк” называют определенную музыкальную субкультуру, представители которой, объединенные общей идеей, привносят в свою музыку элементы самых разнообразнейших направлений – от милитаристских шумовых коллажей до вагнеровских симфоний, от возвышенной поэзии до языческих песнопений.     

 Отличительной  особенностью эстетики “нео-фолка” являются аллюзии на темы национал-социализма, эзотерического фашизма или традиционализма; некоторые считают это просто эпатажем, некоторые воспринимают всерьез. Так или иначе, “нео-фолки” отвергают все расовые или антисемитские теории, свойственные былым представителям данных направлений. Кредо “нео-фолка” - “Против современного мира”; новые герои, мистические Избранные, восставшие против деградирующей современности».      

 Немецкий  антифашистский деятель и социолог  Альфред Шоберт в скандальной статье в журнале «Шпигель» выступил с гневными нападками против «нео-фолка», призывая начать «крестовый поход против нацистской пропаганды» (очевидно, что основания для таких громких заявлений у него все же были). После этого на Западе развернулись шумные дебаты и споры, продолжающиеся до сих пор. Основанием для данного утверждения может послужить информация, полученная от редактора журнала «Стигмата», единственного отечественного издания, затрагивающего подобную стилистику, о том, что практически весь тираж этого журнала уходит в Россию. Отсутствие  белорусских «нео-фолк» групп и записей зарубежных команд на музыкальном рынке служат этим словам достаточным подтверждением.     

 Несколько  слов необходимо сказать о  конвергенции стилей. Музыкально  они совершенно различны, что  долгое время препятствовало  объединению сцен. Но в последнее  время заметна сильная тенденция  к объединению  WP музыки и NSBM, предпосылкой чему служит общая неонацистская идеология. Нормой становятся журналы, компиляции, сплит-альбомы, лейблы, концерты, связывающие эти два стиля. Ничего удивительного нет в том, что группы КОЛОВРАТ и APRAXIA, которые играют разную музыку, выступают на одном концерте. Нео-фолк по-прежнему остается в гордом одиночестве, упорно отбиваясь от обвинений в «фашизме». Тем не менее, в третьем номере журнала «Стигмата» опубликованы редакторская статья о NSBM и интервью с двумя командами этого стиля (KRISTALLNACHT и SHADOW ORDER), в гродненском Black Metal фэнзине «Blasphemy and Desecration» также можно найти интервью американской нео-фолк группы HERRENVOLK. Делаются первые шаги по сближению, но пока только на уровне музыкальной прессы.      

Информация о работе Роль музыки в молодёжной субкультуре