Роль радио в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 22:18, реферат

Описание работы

За прошедшие восемьдесят лет со времени начала первых массовых коммуникаций посредством радиоволн роль радио менялась неоднократно. В начале единственная (если не считать кинематографа) альтернатива публичному печатному слову. Затем самое влиятельное средство массовой информации (ведь не даром во время политических переворотов первой половины двадцатого века первостепенной мишенью повстанцев была радиостанция), после самое массовое из всех средств массовой информации (существует возможность вещать из одной точки на весь земной шар)…

Содержание работы

Роль радио в современном мире 3

Специфика радиовещания 5

Системные особенности современного радиовещания 7

Список литературы 16

Файлы: 1 файл

obrazets_titulnika.docx

— 48.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

 

 

 

 

ДИСЦИПЛИНА:  «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

 

 

«РОЛЬ РАДИО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка II курса,

факультета иностранных языков,

заочного обучения,

кафедры английского языка

Щеголева Елена Николаевна

                                      ___________________

 

Проверила:

Доктор филологических наук,

профессор

Колодина Нина Ивановна

___________________

 

 

 

Воронеж - 2015

 

 

Содержание

 

Роль радио в современном мире          3                                                                         

 

Специфика радиовещания                     5                                   

 

Системные особенности современного радиовещания    7         

 

Список литературы     16                                                            

 

 

Роль радио в современном мире

 

За прошедшие восемьдесят лет со времени начала первых массовых коммуникаций посредством радиоволн роль радио менялась неоднократно. В начале единственная (если не считать кинематографа) альтернатива публичному печатному слову. Затем самое влиятельное средство массовой информации (ведь не даром во время политических переворотов первой половины двадцатого века первостепенной мишенью повстанцев была радиостанция), после самое массовое из всех средств массовой информации (существует возможность вещать из одной точки на весь земной шар)…

Благодаря своим преимуществам над телевидением, радио для своих слушателей превратилось в друга. Именно друга, который ненавязчиво расскажет между делом о мировых новостях, поставит любимую песню, просто «поговорит за жизнь». Также и общение слушателя с радиостанцией строится на доверительности – оно также официально как письмо в газету, но при этом не требует такого нервного напряжения как телевизионное выступление. Нередко слушатель становится основным ведущим на радиостанции. На Западе существует популярный формат talk-radio, строящийся на звонках слушателей. О положительности такого опыта говорит то, что многие популярные развлекательные каналы взяли его на вооружение, именно в радийном виде звонка в студию. Эта форма ни к чему не обязывает, не требует четкого оформления мысли, с точки зрения теории речевой коммуникации – это полностью императивное общение, построенное не на сообщении информации, как провокативное в прессе, а на передаче эмоций. Ведь традиционный «Привет» или поздравление на радио – это сугубо ритуальные сообщения, которые не несут в себе никакой смысловой нагрузки, кроме оповещения всех о факте собственного благополучного пребывания в этом мире.

Другой интересной формой общения на радио является vox populi – краткий опрос общественного мнения на заданную тему. Если печатному средству массовой информации в данном случае пришлось бы ограничиться простой статистикой или пересказом мнений, то радио может дать человеку возможность высказаться напрямую. А ведь сами интонации, произношение слов и построение фраз несут на себе большую часть информации. В то же время, как было сказано, выступление на телевидении требует от непрофессионала большого эмоционального напряжения, о чем свидетельствует множество казусов (высказывания не по теме, смущение перед камерой, истерический смех). Поэтому многие телевизионные программы, практикующие vox pop («Сегоднячко» на ТВЦ, «Этажи» на СГТРК, различные программы новостей), перешли на Интернет режим подсчета звонков, либо на радийный режим звонка в студию.

Радиостанции внесли значительный вклад в освещение жизни и деятельности маргинальных и оппозиционных общественных групп. Существование многочисленных этнических радиостанций на Западе (например, баскские радиостанции в Испании, курдские в Турции, и наконец, некоммерческие российские радиостанции в Израиле), подпольных радиостанций, коротковолновых радиостанций в советский период (руководство СССР заявило, что будет сбивать любой западный телерадиовещательный спутник, ведущий трансляцию на его территорию, с радиостанциями оно этого сделать не могло) доказало, что радио может быть единственной альтернативой государственной пропаганде.

Как заметил Н.С. Барабаш во введении к учебнику «Радиожурналистика»: «Свободу выбора информации дал коротковолновый радиоэфир».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика радиовещания

 

Современный человек существует в мире звуков, порожденных жизнью. Электронные массовые коммуникации выхватывают из ее бурного потока и превращают в некие акустические символы-сигналы, сочетания и комбинации которых, благодаря новому уровню тренированности сознания, пробуждают у человека обширные пласты представлений и ассоциаций, активизируют глубокие сферы освоения им смыслов и эмоциональных переживаний. Радиовещанию в этом процессе принадлежит одна из главных ролей.

Ориентированность радио исключительно на слуховое восприятие – это первая и главная особенность радиовещания. В этом его слабые и сильные стороны. Преимуществом акустичности радио являются: сравнительная (по отношению к написанному тексту) легкость создания и восприятия устного текста.

Следующим по важности отличием радио от других средств массовой информации и коммуникации является синхронность. «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь», - эту пословицу более всего следует отнести к радиовещанию. Очевидно, что газету можно перечитать несколько раз, а радио часто приходится бежать на перегонки со временем, поскольку любое слово, сказанное радиожурналистом в прямом эфире, сразу же становится свершившимся фактом, законченным высказыванием. Это дает преимущество в оперативности, но вместе с тем, налагает на журналиста дополнительную ответственность за неизбежные случайные ошибки, оговорки и тому подобное. Оперативность, которую дает радиовещание, позволяет слушателю при желании вести прямой диалог с журналистом, не предъявляя при этом к нему (слушателю) таких требований как переписка с газетой или журналом. Современный радиослушатель имеет массу возможностей высказать свое мнение не только с помощью различных опросов, передач типа «Слушатель в эфире», звонков в студию, но и просто использовать радио как эфирный вариант трибун в лондонском Гайд-парке, как доску объявлений, или стену лифта, где каждый пишет то, что захочет.

Отличительной особенностью радиовещания также является его распространенность. И не мудрено. На данный момент, радио является самым доступным и дешевым средством массовой информации из всех существующих в современном мире.

Также стоит заметить, что радио ненавязчиво. Его можно слушать и не терять контакта с внешним миром, управлять автомобилем, например. То есть радио можно слушать в фоновом режиме, оно не столь требовательно к людям, чтобы те в свою очередь предельно концентрировали свое внимание, даже радионовости практически лишены аналитических материалов, а основные радийные вопросы «Что? Где? Когда?» ориентированы на безусловное, не критическое восприятие. Также и от радиослушателя требуется не окончательное, точно аргументированное мнение, а всего лишь осведомленность о существовании предмета передачи.

Радио оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе средств массовой информации радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.

Таковы основные свойства радио, позволяющие ему успешно взаимодействовать (при хорошем организационном уровне) с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей.

 

 

Системные особенности современного радиовещания

 

К концу девяностых годов 20 века сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций.

Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6—7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

Структура радиовещания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов.

Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы — создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ-FM.

До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания - «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности.

Однако реорганизация не сработала и прежде всего в силу консерватизма старых вещательных организаций, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской и информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности да и отсутствия необходимости каких-либо серьезных изменений в вещании.

 

Помимо этого важного психологического фактора, сыграла свою роль объективная ситуация — не только недостаточное финансирование электронных масс-медиа, но и невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура слушания радиопередач, появился прочный интерес аудитории к радиовещанию и, наконец, сказалось отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, как это было до последнего времени.

Главное государственное «Радио России», оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера.

В августе 1997 г. Указом Президента «О совершенствовании структуры радиовещания в Российской Федерации» было ликвидировано Радио-1 как государственная станция, в результате акционирования переместившаяся в сектор негосударственного радиовещания в качестве канала Радио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность».

«Радио России» в значительной степени изменило свою программную концепцию и прежде всего в информационной части эфира: новости «Радио России» выходят в эфир под тем же названием «Вести» и с той же заставкой, что и информационная программа РТР.

В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятия   ВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственной компании на местах. Таким образом воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны. Конечно, финансовый, экономический и политический кризис 1998—1999 гг. не мог не отразиться на положении государственного радио, резко сократилось его финансирование, процесс формирования единого вещательного комплекса идет сложным противоречивым путем, подвержен политическим влияниям.

В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них 292 государственные.

К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается более трехсот, причем число их постоянно уменьшается.

По наблюдениям Ф. Вильямса, консультанта Би-би-си МРМ по региональным вопросам, судьба муниципальных вещателей достаточно сложна, ибо соответствующие власти мало или совсем не финансируют их деятельность. Отсюда низкий уровень программ, устаревшая техника, ограниченное время вещания. Муниципальное вещание постепенно вытесняется другими видами станций. Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и другим организациям.

И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-БМ-диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например, функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 — 20, при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC — радиостанция известного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые.

Вначале, на рубеже 80-90-х гг., стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах.

В целом по стране сейчас насчитывается 1103 коммерческих вешателя. Определяющим фактором динамичного развития коммерческого радиовещания стали экономические преобразования, появление частного капитала. Как правило, учредителями станций являются либо компании, принадлежащие частным лицам, либо частные лица.

На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство, бесспорно, принадлежит «Европе плюс», которая сумела профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась и российско-американская станция «Максимум». Весьма популярное «Радио 7. На семи холмах» — также российско-американский проект. С помощью американских и иных капиталовложений создаются некоторые местные коммерческие станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик +» (Калининград). В Москве сейчас работает более 30 негосударственных станций, из них 23 — в УКВ-FM-диапазоне, в Санкт-Петербурге насчитывается 11 коммерческих станций.

Информация о работе Роль радио в современном мире