Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 22:18, реферат
За прошедшие восемьдесят лет со времени начала первых массовых коммуникаций посредством радиоволн роль радио менялась неоднократно. В начале единственная (если не считать кинематографа) альтернатива публичному печатному слову. Затем самое влиятельное средство массовой информации (ведь не даром во время политических переворотов первой половины двадцатого века первостепенной мишенью повстанцев была радиостанция), после самое массовое из всех средств массовой информации (существует возможность вещать из одной точки на весь земной шар)…
Роль радио в современном мире 3
Специфика радиовещания 5
Системные особенности современного радиовещания 7
Список литературы 16
В начале 90-х гг. коммерческие вещатели почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости станций. Однако к концу десятилетия радиорынок оказался радикально поделенным, и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми станциями — и государственными, и негосударственными. Резко обострилась конкурентная борьба за частоты, за качество звучания (а это связано с проблемой технического оснащения — с переходом на цифровую аппаратуру, компьютерным сбором информации и компьютерным монтажом, спутниковой связью и спутниковым вещанием и т.д.), за рекламу, за доступ к информации и максимально оперативную передачу ее в эфир, борьба за слушателя, рейтинг станции и др.
Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания — образование мощных вещательных корпораций. В мультимедийный холдинг «Медиа-Мост» В. Гусинского наряду с НТВ, НТВ плюс, НТВ Кино, НТВ Профит, НТВ Дизайн, телесетью ТНТ, Бонум — частным спутником цифрового вещания, Бонум-1 — одним из крупнейших в стране операторов спутниковой связи, Издательским Домом «7 дней» и различными печатными изданиями входят популярные радиостанции «Эхо Москвы» и РДВ.
Таким образом, сложился полноценный издательско-телера-диоконцерн, в рамках которого проводятся единая информационная политика, совместные мультимедийные акции.
Сформировалась также «империя СМИ» Б. Березовского, объединяющая пакеты акций ОРТ, ТВ-6, радиостанцию «Наше радио», ряд газет и журналов, Издательский Дом «Коммерсантъ». Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй сетевых музыкальных и музыкально-информационных станций «Европа плюс», «Русское радио», «Ностальжи» и др., выходящих в FM-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд станций имеет дочерние предприятия, например недавно зазвучавшие станции «Монте-Карло», «Динамит» — проект «Русского радио».
В процессе монополизации, охватившем сферы как государственного, так и негосударственного вещания, сформировались своеобразные полугосударственные полукоммерческие образования. Такого же рода акционерные общества с участием властных государственных структур (смешанная форма собственности) создаются в регионах.
Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа.
На региональном уровне работают:
• Франчайзинговые (от англ. franchise — привилегия) коммерческие сетевые FM станции - ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Например, в Екатеринбурге существует пять станций, транслирующих московские музыкальные коммерческие станции и информационную, общественно-политическую и развлекательную радиостанцию «Эхо Москвы». Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс»,например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио».
• Местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более). Так, например, в Екатеринбурге работают четыре местные коммерческие станции с небольшим капиталом, с минимальной техникой, многие из региональных станций прочно обосновались в радиоэфире, расширили свои возможности, укрепили связи с аудиторией1.
• В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге — компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и рекламная группа), вошедшая в «Медиа Мост».
По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом: • Общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:
— государственные радиостанции: «Радио России», вещающее по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети, занимает 1-е место по охвату аудитории (по данным Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ)), его слушают 41% мужчин и 49% женщин; «Маяк», чьи передачи идут по второму каналу проводного вещания и общенациональной радиосети, занимает 3-е место по охвату аудитории — 26% мужчин и 25% женщин.
— коммерческие каналы: «Русское радио», программы которого слушают 29% мужчин и 25% женщин, прочно занимает 2-е место, а на 4-м месте — передачи радиостанции «Европа плюс» — к ним обращаются 25% мужчин и 21% женщин. Таким образом, чаще других станций россияне слушают «Радио России». Его основные респонденты — люди старших возрастных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры. Радиостанцию «Маяк» слушают люди среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающие в сравнительно небольших городах.
К «Русскому радио» и «Европе плюс» обращаются чаще всего молодые, высокообразованные люди, студенты, а также респонденты со сравнительно высоким уровнем дохода, предприниматели, домохозяйки.
Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.
Среди многообразия вещателей следует выделить:
•Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию. В системе государственного радиовещания — это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски — «Вести», информационно развлекательный канал. Остальное вещательное время отдано каналу «Домашняя академия», включающему разнообразные тематические рубрики (литературные чтения, советы юриста, врача, календарь садовода, секреты домашней кухни), музыкальным и музыкально-развлекательным программам, молодежным, радиотеатру, передачам для детей и подростков, каналу «Невский проспект» и др.
На волнах «Радио России» звучат также социально-ориентированные передачи для незрячих (это единственная радиостанция, которая готовит программы совместно с Всероссийским обществом слепых), для людей, находящихся в местах заключения, на темы борьбы со СПИДом и наркоманией.
Близок к универсальным по содержанию и жанровому спектру канал «Радио-1. Доброе радио», сочетающий выпуски новостей с публицистикой, музыкальными, литературно-драматическими, спортивными, детскими, молодежными, развлекательными передачами.
Совершенно уникальное явление FM-диапазона — радио «Эхо Москвы», которое также тяготеет по характеру вещания к станциям универсального, или общего, типа. В его программах удачно сбалансированы информация, общественно-политические, аналитические, культурно-просветительские и развлекательные программы, музыка, спорт, передачи для детей, игры и ток-шоу.
•Особый сегмент эфира составляют информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения.
Примером может служить ветеран эфира круглосуточная информационно-музыкальная радиостанция «Маяк» (основана в августе 1964 г.). Информация чередуется с музыкой. Каждые полчаса после позывных и джингла «Маяк-новости» звучат выпуски новостей, включающие самую оперативную информацию собственных корреспондентов и информационных агентств. Кроме этого, «Маяк» ежесуточно передает 50—55 оригинальных звуковых материалов — репортажей, интервью, комментариев и т.д., аналитические программы, в которых на вопросы радиослушателей отвечают политики, депутаты, ведущие политологи.
С информационной радиостанцией «Маяк» успешно соперничает «Эхо Москвы», в программах которого оперативной информации и аналитике отведена важнейшая роль, особо выделены утренний, дневной и вечерний информационные каналы, расширенные выпуски новостей — «Эхо» и краткие выпуски, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики, новости стран Европы и др., а также параинформационные передачи «Эхономи-ка», «Эхонет», «Проезжая часть», «Московские старости», «Мед-инфо» и др. Существенная часть программ «Эха» — серьезные аналитические передачи, ток-шоу, игры, например Большая ко-нандойлевская игра, «Коровьевские штучки» и др.
К концу 90-х гг. «Эхо Москвы», являясь практически единственным полноценным информационным каналом в коммерческом эфире, прочно заняло свою вещательную нишу. Концепция канала — дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объем точной и не только оперативной, но и опережающей информации. Именно в силу этого «Эхо Москвы» совмещает черты универсальной и одновременно информационной радиостанции.
Можно также выделить музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции.
В начале 90-х гг. пионерами коммерческого эфира стали молодежные музыкальные радиостанции разного типа. Опираясь на успешный опыт SNC-радио и канала «Европа плюс», музыкальные радиостанции осваивали новое поле музыкального вещания, целый пласт музыкальной культуры, который оставался за пределами программ государственного радио и в советские времена подвергался гонениям и запретам — европейские и американские шлягеры 80-х гг., такие направления, как ритм-энд-блюз, рэп, тяжелый металл и др., музыкальные произведения отечественных неформальных групп и исполнителей.
Из музыкальных форматов (определенного типа составления и верстки программ по жанровым, тематическим и другим признакам, рассчитанного на соответсвующую аудиторию) западного Радиоэфира особенно популярны в отечественном вещании АС (Adult Contemporary) — мягкая музыка с ненавязчивым звучанием, «хиты» — современные и недавнего прошлого. Формат CHR (Contemporary Hit Radio) — современная популярная музыка 90-х гг., традиционная рок-музыка.
В российском музыкальном эфире FM-диапазона редко можно встретить тот или иной формат в чистом виде. Так, «Европа плюс» использует в значительном объеме (до 70% вещания) CHR, остальное место в эфире занимает музыка формата АС, западная ретро-музыка 60—80-х гг. и др.
В европейском формате EHR — Europian Hit Radio — работает радио «Максимум», «Радио 7. На семи холмах».
Формат «Nostalgie» — музыка прошлого, вызывающая воспоминания, представлен радиостанциями «Ретро» (российская музыка) и «Ностальжи» (западная музыка).
Среди других музыкальных форматов можно выделить AOR (Album Oriented Radio) — альбомный рок, EL (Easy Listening) — легкая музыка, MOR (Middle of the Road) — музыка для всех.
Классическую музыку в коммерческом эфире можно услышать на радиостанциях «Радио 7», «Эхо Москвы», «Радио-1. Доброе радио».
Среди музыкальных станций FM-диапазона четко ориентированных на определенный формат нет. Программная политика этих каналов основывается на сочетании разных типов вещания, популярных у слушателей.
Особое внимание следует уделить музыкальной радиостанции «Русское радио». Начав свою работу в августе 1995 г., эта станция резко вырвалась в лидеры коммерческого вещания. Феномен «Русского радио» заключается в том, что это первая национальная станция, воплотившая новый принцип: в ее эфире звучат музыкальные произведения только на русском языке. Профессиональный состав станции, отличное качество звучания и прежде всего «Музыка для души» (отечественная музыка минувшего времени и наших дней) — все это обеспечило почти мгновенный успех «Русского радио». Вместе с тем погоня за рейтингом не всегда идет на пользу радиостанции, в ее эфире есть откровенно пошлые программы.
Программная политика «Русского радио» оказала влияние и на другие коммерческие станции, которые также пошли по пути частичной и полной переориентации на российскую музыку.
Радио «Хит FM» также выдерживает соотношение российской и ритмичной европейской музыки (около 40%), передает поп- и диско-музыку, «хиты» 80-90-х гг., ориентируясь, как и другие музыкальные станции, прежде всего на молодежную аудиторию до 30 лет.
Таким образом, московский FM-эфир предлагает аудитории богатую палитру музыкальных станций.
Говоря о новостном формате передач музыкальных радиостанций коммерческого диапазона, следует отметить, что информационные выпуски имеют практически все, может быть, за исключением «Хит FM», где большую часть эфира составляет «нон-стоп»-музыка. Это выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, информации радиостанции «Эхо Москвы», Интернета, но, как правило, в них нет эксклюзивной информации. Музыкальные станции не располагают разветвленной информационной службой.
Так, на волнах популярного «Радио 7» звучат информационные выпуски — расширенные в начале и краткие в середине часа. Это пришедшие к данному времени сообщения информационных агентств. Более обширной службой располагает радиостанция «РДВ-"Деловая волна"», рассчитанная на радиослушателей, средний возраст которых 25—30 лет, — деловых людей, предпринимателей, соответствующим образом направленно строит и информационную часть вещания: обзоры деловой прессы, оперативные новости с горячих линий, освещение событий в политике, экономике, бизнесе, культуре. Особое место уделяется проблемам российской экономики по сообщениям ведущих агентств в режиме реального времени.
Но как бы выигрышно ни
выглядело с точки зрения
Развлекательные, игровые программы существуют на всех без исключения коммерческих станциях. Но особенно велик их объем на музыкальных станциях. Примером могут служить автомобильная игра «Русская формула», «Игра без слов», где лишь по нескольким тактам вступления нужно угадать мелодию, игра-загадка «Чехарда ассоциаций», развлекательные музыкальные программы «Русские гвозди» — хит-парад наоборот и «Доброе утро, Вьетнам», выходящие на «Русском радио». Целый каскад подобных развлечений — от игр на везение «Дозвонитесь седьмым» или «Друзья «Радио 7» до познавательных «Да или нет», «Московская викторина», музыкальной «Три кита» и многих других — предлагает своим слушателям «Радио 7. На семи холмах».
Существуют также специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории. Интересен, например, опыт московского узкоспециализированного «Авторадио», рассчитанного на автомобилистов. «Авторадио» стремится максимально оперативно предоставить водителям всю необходимую информацию: о состоянии дорог, аварийности, преступности, экологической обстановке и т.п. Именно узкая функциональность и определила успех этой станции.