Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 22:18, реферат
За прошедшие восемьдесят лет со времени начала первых массовых коммуникаций посредством радиоволн роль радио менялась неоднократно. В начале единственная (если не считать кинематографа) альтернатива публичному печатному слову. Затем самое влиятельное средство массовой информации (ведь не даром во время политических переворотов первой половины двадцатого века первостепенной мишенью повстанцев была радиостанция), после самое массовое из всех средств массовой информации (существует возможность вещать из одной точки на весь земной шар)…
Роль радио в современном мире 3
Специфика радиовещания 5
Системные особенности современного радиовещания 7
Список литературы 16
Заметное явление современного эфира — религиозные станции, представляющие разные конфессии: «Радонеж», «Радио Алеф», «Радио Кришналока», радиостанция «София», радио «Теос» (Санкт-Петербург).
Немаловажным показателем для анализа структуры радиовещания является рейтинг радиостанции. Конечно, это величина переменная, и тем не менее она отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы.
Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четверку основных лидеров по рейтингу популярности: «Радио России» — 19%, «Русское радио» — 13%, «Маяк» — 11% и «Европа плюс» — 10%'.
В Москве, по данным социологической службы КОМКОН-2, по объему ежедневной аудитории в число наиболее популярных каналов входят «Радио России» (17,8%), «Русское радио» (13,2%), «Маяк» (11,7%), «Европа плюс» (11,1%), «Хит FM» (8%), «Радио 7. На семи холмах» (6,3%), «Эхо Москвы» (5,9%), «Максимум» (5,6%), «Авторадио» (5,3%), «Наше Радио» (4,4%), «РДВ» (4%)2. Среди коммерческих станций практически сразу после выхода в эфир вот уже несколько лет первое место принадлежит «Русскому радио». Рост рейтинга этой самой популярной в стране коммерческой станции объясняется не только ее программной политикой, но и расширением региональной сети, охватывающей всю Россию, страны СНГ и Балтии, США (всего около 400 городов).
Что касается слушательских предпочтений по отношению к видам передач, то в столице на первом месте находятся музыкальные передачи (79,2%) (процент аудитории эфира), на втором — новости (64,6%), далее общественно-политические программы (23,3%), концерты по заявкам (21,5%), образовательные, научно-популярные программы (17,6%), спектакли и драматические передачи (10,8%), коммерческие и развлекательные (9,1%), хит-парады (9%)3. Среди опрошенных в регионах Центра России 38,9% слушают музыку, 20,7% — информационные программы, 14,1% ~~ ждут радиопостановок. Показательно и то, что 13,4% населения видят в прямом эфирном вещании возможность поговорить с любимыми музыкантами, ведущими, задать вопросы по телефону1. И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания.
Конкуренция заставляет станции вырабатывать свой индивидуальный стиль, формировать эфирный имидж. И те станции, которые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей.
В последнее время «Радио России», несмотря на сложности с финансированием, осуществляет ряд совместных проектов с ведущими радиостанциями Украины, Белоруссии; в рамках сотрудничества с Европейским вещательным союзом готовится рубрика «Концерты Еврорадио»; не остался незамеченным радиослушателями цикл «Ни дня без Пушкина», а также цикл программ о шедеврах крупнейших музеев страны.
«Маяк» не только реформировал информационную часть вещания, расширив ее объем, географию, жанровую палитру, но и изменил музыкальное вещание, в сетке появились новые передачи. Больше времени уделяется классической музыке.
В 1997—2000 гг. многие московские станции и FM-станции других городов начали вещание в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) и в записи. «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы», «Станция 2000», радио «Ракурс» и др., санкт-петербургские «Северная столица», «Модерн», «Балтика», канал «Мелодия», вещают в прямом эфире. Радиостанция «Голос России» (Иновещание) ведет свои передачи в записи и в режиме реального времени. Вещание в Интернете — важное явление, ибо компьютер — рабочее место современного специалиста, и радиостанции, ведущие передачи в глобальной сети, не просто расширяют свою аудиторию, но и дают радиослушателю возможность получать необходимую оперативную информацию в течение рабочего дня. В таком же режиме звучат передачи «Радио Рандеву» (Нижний Новгород), радио «Август» (Тольятти), радио VBC (Владивосток), Пульс-Радио (Улан-Удэ), Инта-Радио (Иркутск) и др.
Кризис 1998—1999 гг. отразился на отечественном вещании — как на государственном, так и на разветвленном негосударственном. Далеко не все станции устояли в борьбе с финансовыми труд, конкурентами. За это время перестали существовать «Радио Арт», «Радио 101», после многократных смен учредителей радиостанция «Роке» имеет одну из наименьших в FM-диапазоне аудиторию. Информационно-музыкальное радио «Престиж», купленное Издательским домом «Коммерсантъ», было закрыто, и на его частоте появилось «Наше радио», вошедшее в «информационную империю» Б.Березовского. Радио-1 сначала было приобретено известным певцом и бизнесменом И. Кобзоном, а сейчас спонсируется фондом Горбачева. Прекратила вещание радиостанция «Спорт». Ее частоту в FM-диапазоне получил по конкурсу «Маяк». Многие коммерческие станции сократили объемы вещания, перешли на музыкально-информационный формат, отказавшись от более сложных, трудоемких и затратных программ.
И все же развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в системе средств массовой информации страны. Ведь исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в регионах России. Поэтому оно выполняет важнейшую интегрирующую функцию. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных центров России слушают радио. Причем 77% опрошенных удовлетворены работой радиовещания. В среднем время прослушивания радиопередач в будние дни составляет 2 часа 42 минуты, а в выходные — 2 часа 36 минут. Радио слушают дома, в автомобиле, на дачном участке. Большинство (33,7%) опрошенных радиослушателей, проживающих в областных городах Центра России, слушают УKB-FM-диапазон, 25,3% предпочитают средние волны. В столице FM-частоты пользуются большей популярностью, чем в Центре России.
Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.
В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.
Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.
Список литературы
Книги:
1. Аудиокультура 20 века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. Шерель А.А. Москва, 2004
2. Радиожурналистика: Учебник / Под редакцией Шерель А.А. Москва, 2000
3. Система средств массовой
4. Средства
массовой информации
2