Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:20, контрольная работа
Описание работы
В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей в разных странах и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………… 4 1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ ……………………………………. 5 1.1. Франция ………………………………………………….. 6 1.2. Испания …………………………………………………... 7 1.3. Италия ……………………………………………………. 7 1.4. Германия и Англия ……………………………………… 10 2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ …………………………………… 11 2.1. Французская готика ……………………………………... 11 2.2. Английская готика ………………………………………. 13 2.3. Готическая архитектура в других странах …………….. 15 2.4. Светские сооружения эпохи готики ……………………. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….. 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….. 21
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Заочный факультет
Кафедра Философии,
истории и социологии
Контрольная работа
по дисциплине
«Культурология»
Тема: «Романский
и готический стили в архитектуре»
Выполнила студентка 1 курса
заочного факультета
направления «Социальная работа»
Срок обучения 3,5 года
Зачетная книжка № 14158
Будзь Людмила Андреевна
Проверила:
Турова Е.И.
Тюмень – 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
4
1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ …………………………………….
5
1.1. Франция …………………………………………………..
6
1.2. Испания …………………………………………………...
7
1.3. Италия …………………………………………………….
7
1.4. Германия и Англия ………………………………………
10
2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ……………………………………
11
2.1. Французская готика ……………………………………...
11
2.2. Английская готика ……………………………………….
13
2.3. Готическая архитектура
в других странах …………….. 15
2.4. Светские сооружения
эпохи готики ……………………. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
………….. 21
ВВЕДЕНИЕ
Образно-смысловая система
средневекового искусства выражала центральную
идею картины мира средневекового человека
- христианскую идею Бога. Искусство воспринималось
как своего рода библейский текст, легко
«читаемый» верующими посредством многочисленных
скульптурных и живописных образов. «Архитектура
и скульптура средних веков были «Библией
в камне»... Живопись выражала те же библейские
темы в линии и свете».[1].
Строго следуя универсальным
церковным канонам, средневековые художники
призваны были в образной форме явить
божественную красоту. Эстетический идеал
средневекового искусства был противоположен
античному, отражая христианское понимание
красоты. Идея превосходства духа над
телесным, плотским представлена в аскетизме
образов монументальной живописи и скульптуры,
их суровости и отрешенности от внешнего
мира. В развитии европейской архитектуры
раннего средневековья можно выделить
два периода, два стиля: романский (XI-XII
вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих
двух стадий – готическая – возникла
путем эволюции романской архитектуры
и означала переход ее на новую, более
высокую стадию развития. И романское,
и готическое зодчество развивались в
одних и тех же в основном социально-исторических
условиях.
В настоящей работе будут охарактеризованы
особенности этих архитектурных стилей,
представим также наиболее яркие и значимые
объекты данных стилей в разных странах
и их роль как архитектурных доминант
облика средневековой Европы.
1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
В 11 в. в Европе начинается экономический
подъем, с которым совпали два столетия
романской архитектуры. Тогда еще не существовало
национальных государств в сегодняшнем
понимании этого понятия, однако феодальная
раздробленность и развал системы римских
дорог способствовали самостоятельному
развитию территорий.
Романская архитектура сложилась
в результате совмещения исконных местных
и византийских форм. Она являлась самым
ранним этаном развития западноевропейской
архитектуры. Определились новые типы
сооружений - феодальный замок, городские
укрепления, большие городские церкви,
соборы. Возник и новый тип городского
жилого дома.
Романский стиль совершенно
отверг пропорциональные каноны и формы
античной архитектуры, свойственный ей
арсенал орнаментально-декоративных средств.
То немногое, что сохранилось от архитектурных
деталей античного происхождения, было
чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.
Основным строительным материалом
романского зодчества был камень. Сложнейшим
процессом была выработка рациональной
и соответствующей ритмике плановых решений
массивной каменной конструкции культовых
сооружений. Эволюционировала система
сводов и поддерживающих их каменных опор.
Процесс протекал неодинаково в различных
архитектурных школах Франции, Германии,
Италии и других стран.
Несмотря на наличие ряда общих
черт, и конструктивного сходства, принято
различать романский стиль Бургундии
и Испании, Прованса и Оверни, Сицилии
и Ломбардии.
1.1. Франция
В Бургундии, на родине Клюнийского
ордена, где возникло романское искусство,
применяли самые разные конструкции свода.
Собор аббатства Клюни имел цилиндрический
свод в центральном нефе и крестовые в
боковых, а в церкви Сен Филибер в Турню
главный неф был перекрыт поперечными
цилиндрическими сводами, разделенными
арками. В Везле же пространство храма
перекрыто крестовыми сводами. Порталы
бургундских церквей были богато украшены
скульптурой, а колонны увенчаны сложными
резными капителями.
Севернее Тулузы, в Аквитании,
сложился собственный тип церкви. В Сен
Фрон в Перигё был взят за основу план
собора Сан Марко в Венеции в форме греческого
креста, с пятью куполами. [2]
По своей конструктивной схеме
соборы Оверни похожи на те, что строили
в Провансе, но их трансепт и средокрестие
иногда повышены. Над средокрестием –
двухъярусная башня, увенчанная пирамидальной
кровлей.
Романский стиль юго-восточной
Франции получил воплощение в архитектуре
церкви Сен Трофим в Арле. Зодчие остановили
свой выбор на простейшем цилиндрическом
своде для главного нефа и полуцилиндрических
сводах для боковых. Осветить здание с
помощью верхних окон невозможно, поэтому
в церкви так же темно, как в Сант Амброджо.
Прованс принадлежал к числу наиболее
процветающих римских провинций, и там
сохранилось множество античных построек,
в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме.
Отсюда – классический характер деталей
портала церкви Сен Трофим. Каннелированные
коринфские пилястры, греческий мотив
зубчатого орнамента и сенаторская осанка
скульптурных фигур несомненно связаны
с античным прошлым этих мест. [3]
Норманны использовали в своих
сооружениях достижения романской архитектурной
школы Ломбардии (примером может служить
собор Сент Этьен в Кане). В Нормандии был
создан шестичастный крестовый свод. Романские
церкви Нормандии обычно имеют план в
форме латинского креста, двухбашенный
западный фасад и стропильное перекрытие
центрального нефа, который часто значительно
превосходит по ширине боковые; интерьер
образован тремя ярусами горизонтальных
членений (колоннада нефа, галереи и клерестория).
[4]
1.2. Испания
Романская эпоха – время расцвета
монастырей и монастырских орденов. Четыре
дороги вели к церкви Сант Яго да Компостела,
расположенной на северо-востоке Испании,
где хранились мощи апостола Иакова. На
каждой из них в романскую эпоху возникли
большие паломнические базилики. В основе
плана собора в Компостеле лежит латинский
крест. Это трехнефная церковь с трехнефным
трансептом и большой восточной частью
с девятью капеллами. Над боковыми нефами
– хоры. Таким образом был организован
круговой обход в нижнем и верхнем ярусах
и возможность доступа к капеллам, в каждой
из которых был устроен собственный алтарь
и хранились священные реликвии. [5]
Главный неф и ветви трансепта
собора в Компостеле перекрыты цилиндрическими
сводами. Свод центрального нефа пересекают
поперечные ребра, положение которых соответствует
осям опор. Из-за использования цилиндрических
сводов освещение здесь недостаточное.
В самой большой паломнической
базилике Сен Сернен в Тулузе, расположенной
на юго-западе Франции, как и в соборе Сант
Яго, полукруглые в плане капеллы примыкают
к апсиде и восточной стороне трансепта.
Средокрестие отмечено многоярусной башней,
строительство которой было завершено
в 1233 г.
1.3. Италия
Сицилия. Греческие колонии,
а затем столетия римского владычества
заложили прочный классический фундамент
сицилийской культуры. Позднее остров
принадлежал Византии, арабам и норманнам,
сохраняя тесные контакты с Ломбардией,
и архитектура сохранила следы всех этих
культурных и временных слоев. В кафедральном
соборе города Монреале легкие аркады,
разделяющие внутреннее пространство
на нефы, и стропильное перекрытие напоминают
архитектурные формы раннехристианских
базилик. Резные капители и мозаики исполнены
византийскими мастерами, на что указывают
греческие надписи. Башни, фланкирующие
фасад собора в Чефалу, явно норманнские
по происхождению. В Монреале наружная
стена апсиды украшена аркадой из пересекающихся
арочек, опирающихся на пилястры и накладные
колоннки (декоративный мотив, привнесенный
норманнскими завоевателями). Но в Нормандии
использовали полукруглые арочки, а в
Монреале, под влиянием арабской архитектуры,
они имеют стрельчатые очертания. В Палатинской
капелле в Палермо зодчие возвели сталактитовые
своды, ведущие происхождение от арабской
архитектуры. Форма арок свидетельствует
о контактах с Ломбардией.[6]
Тоскана. Пример тосканского
варианта романской архитектуры дает
ансамбль города Пизы, в состав которого
входят базилика, кампанила (колокольня),
баптистерий и кладбище Кампо-Санто. Пространство
базилики разделено на нефы тонкими аркадами,
поддерживающими деревянную стропильную
кровлю; план имеет форму латинского креста.
Колонны внутренних аркад близки по облику
и пропорциям античному коринфскому ордеру.
В облицовке стен чередуются полосы темного
и светлого мрамора. Верхняя часть фасада
украшена четырьмя рядами плоских аркад,
внизу проходит слепая аркада.
Ломбардия. Одним из самых известных
произведений ломбардской романской архитектуры
является миланский собор Сант Амброджо.
Неф собора состоит из квадратных в плане
ячеек, каждая из которых перекрыта четырехчастным
крестовым сводом. Три пары ребер подчеркивают
конструкцию свода. Опоры, поддерживающие
такой свод, имеют сложную форму: к столбу
приставлены пилястры или тонкие колоннки,
доходящие до пят сводов и затем получающие
продолжение в линиях соответствующих
ребер. При проектировании интерьера Сант
Амброджо ломбардские зодчие впервые
использовали т.н. связную систему: две
ячейки бокового нефа соответствуют одной
в главном. В результате каждая вторая
опора поддерживает только малые своды
боковых нефов, а поскольку нагрузка на
такие опоры оказалась меньше, то стало
возможным сделать их более тонкими. Возникло
ритмическое чередование более массивных
и более тонких опор. Еще одной особенностью
ломбардского варианта романского стиля
является система передачи давления сводов
на наружные стены здания: горизонтальный
распор от каждого свода главного нефа
передается поперечной аркой, проходящей
поверх хоров, расположенных над боковыми
нефами, на имеющие дополнительные утолщения
наружные стены церкви. Естественным следствием
принятой схемы чередования столбов стало
и аналогичное чередование внешних выступов
– бульшие отвечают основным опорам, меньшие
– промежуточным.[7]
Новая система сводов с силовыми
линиями ребер, а также применение составных
(пучковых) опор, чередование главных и
промежуточных опор, введение арок для
передачи нагрузки на внешние стены не
имели прецедентов. Этой системой было
связано будущее как романской, так и готической
архитектуры. Однако важным ее недостатком
является невозможность обеспечить нормальное
освещение. Из-за размещения хоров над
боковыми нефами высота боковых частей
здания стала равна высоте стен главного
нефа. Свет, поступающий во внутреннее
пространство церкви через верхние окна
главного нефа, освещал теперь только
хоры, а интерьер центрального и боковых
нефов оставался темным. Сант Амброджо
очень темная церковь. В целом трактовка
деталей здесь более строгая, они обычно
довольно сильно акцентированы. В оформлении
экстерьера преобладает тот же суровый
стиль. Фасад Сант Амброджо украшен рядом
крупных арочек. В местах соединения архивольта
с опорой каждой арки находятся маленькие
консольные полочки. Этот декоративный
мотив типичен для ломбардской архитектуры
и носит название «ломбардская арка».
[8]
1.4. Германия и Англия
В романскую эпоху Священная
Римская империя стала ведущей политической
силой в Европе. Германские императоры
носили и железную корону Ломбардии. Возможно,
это способствовало проникновению в Рейнские
земли изобретенной в Ломбардии связной
системы. Многие романские церкви Германии,
среди которых особенно знамениты соборы
Падерборна, Майнца, Шпейера и Вормса,
очень импозантны. Трансепт устраивался
не только с восточной, но и с западной
стороны нефа; над обоими средокрестиями,
над концами трансепта и по обе стороны
апсиды возводились башни.[9 ] Это придавало
сооружениям живописный силуэт.