Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:20, контрольная работа
Описание работы
В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей в разных странах и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………… 4 1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ ……………………………………. 5 1.1. Франция ………………………………………………….. 6 1.2. Испания …………………………………………………... 7 1.3. Италия ……………………………………………………. 7 1.4. Германия и Англия ……………………………………… 10 2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ …………………………………… 11 2.1. Французская готика ……………………………………... 11 2.2. Английская готика ………………………………………. 13 2.3. Готическая архитектура в других странах …………….. 15 2.4. Светские сооружения эпохи готики ……………………. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….. 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….. 21
В 1066 норманны завоевали саксонскую
Англию. Вскоре там началось строительство
больших церковных зданий. Пространство
собора в Дареме разделено на нефы массивными,
богато украшенными столбами, поддерживающими
ярусы галерей и клерестории, и перекрыто
первыми в Англии большими крестовыми
сводами. [10]
Новые хозяева в только что
завоеванной стране, норманны нуждались
в укрепленных замках, за высокими стенами
которых можно было укрыться как от враждебных
саксов, так и от воинственных соседей.
Башни нормандских замков были, как правило,
квадратными в плане и имели по одному
помещению на каждом этаже. В замке Хедингем
проникнуть на первый этаж главной башни
можно было только изнутри здания. Один
лестничный марш вел на второй этаж, где
располагался зал, в котором жили, ели
и спали домочадцы. Камины, по одному на
каждом этаже, служили для обогрева, но
так как оконных стекол еще не существовало,
зимой в таком доме гуляли сквозняки и
было холодно. Для защиты от врагов и непогоды
окна делали небольшими, так что в замке
царил полумрак. Комфортом явно жертвовали
в пользу безопасности, зато Хедингем
был почти неуязвим и простоял невредимым
вплоть до начала Первой мировой войны.
2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
К середине 12 в. во Франции зарождается
новый стиль – готический, который затем
распространился по всей Европе; Италия
попала в орбиту готического стиля в 30-е
годы 14 в., другие страны – с 15 в. Термин
«готика» возник от названия германского
племени готов и не имеет отношения к сути
обозначаемого им явления. В эпоху Возрождения
все Средневековье было объявлено варварским,
а архитектура стрельчатой арки стала
для критиков символом варварства.
В эпоху господства готического
стиля, и особенно в ранний его период,
церковь оставалась ведущей силой в обществе.
Поэтому именно в церковной архитектуре
время выразило себя наиболее ярко. Готический
собор высоко вздымается над крышами города,
являясь его архитектурным и духовным
центром. В эту эпоху на арене истории
появилась новая сила, способная оспорить
первенство церковной власти. Феодализм
слабел, королевская власть постепенно
крепла; города росли и процветали, получая
привилегии от королей и герцогов в обмен
на обещанную поддержку в борьбе с другими
правителями и знатью.
2.1. Французская готика
Готическая конструктивная
система сформировалась на основе архитектурных
экспериментов норманнских мастеров в
рамках романского стиля и опыта их соседей
из Иль-де-Франс. Если своды боковых нефов
церкви Сент Этьен в Кане повысить и облегчить,
то с помощью такой более изящной и гибкой
конструкции можно перекрыть здание любой
формы.
Применение нервюрных сводов
предполагало заимствование пучковых
опор, характерных для романской архитектуры,
но без свойственной им массивности. В
парижском соборе Нотр-Дам пучковые опоры
заменены круглыми колоннами. Но уже в
церкви аббатства Сен-Дени под Парижем
к главной опоре приставлены четыре тонкие
колоннки: та из них, что находится в центральном
нефе, продолжает линию поперечной нервюры
свода до самого пола. Общее направление
развития готической архитектуры можно
охарактеризовать как все большее облегчение
конструкции и все бульшая устремленность
ее ввысь. [11]
Чтобы становившиеся все более
тонкими стены могли нести тяжесть обширных
сводов, была создана система контрфорсов
и аркбутанов. Помимо передачи горизонтального
распора свода эти висячие арки, или аркбутаны,
могли противостоять давлению ветра на
высокую кровлю, возведенную над сводом.
Нервюрный крестовый свод, опоры,
аркбутаны и контрфорсы позволили превратить
готический собор в каркас из камня, а
почти всю поверхность наружных стен –
в окно. Тонкие свинцовые перемычки разделяли
кусочки цветного стекла, из которых были
составлены помещенные в оконные рамы
панно – витражи.
Уже в церкви Сент Этьен в Кане
в оформлении ее западного фасада было
отражено разделение интерьера на главный
и боковые нефы, а также по вертикали –
на аркаду, галереи и клересторию. Архитекторы
готической эпохи восприняли эту композиционную
схему.
На плане готического собора
видна паутина линий, которые обозначают
положение арок и нервюр, соединяющих
опоры и перекинутых от них к контрфорсам.
В Шартрском соборе пространства главного
и боковых нефов, обходной галереи и капелл
плавно перетекают одно в другое. Лишь
тонкая мембрана окон отделяет интерьер
от внешнего мира. Благодаря контрфорсам,
висячим аркам, пинаклям и острым вертикалям
шпилей собор как бы взмывает ввысь. В
интерьере церкви вертикали тонких колоннок
заставляют человека, скользящего по ним
взглядом, поднимать глаза все выше. [12]
Формирование готики пришлось
на вторую половину 12 в. В то время главный
неф часто перекрывали шестичастными
нервюрными сводами, а между нижним ярусом
аркад и верхним ярусом клерестории находилось
еще два яруса – галереи и трифории (впоследствии,
в эпоху высокой готики, будет принята
трехчастная схема).[13] К первой половине
13 в. композиционную схему готической
церкви можно считать сформировавшейся.
В самой Франции на продолжении
14 в. было создано немного архитектурных
произведений прежде всего из-за Столетней
войны с Англией, которая велась на французской
территории. В 15 в. готический стиль переживает
во Франции свой поздний этап, получивший
название «пламенеющей готики»: своды
становятся очень сложными, в кружеве
каменных форм возникает мотив, напоминающий
язычок пламени, этот рисунок переходит
с оконных проемов на порталы и даже панели
стен. Церковь Сен Маклу в Руане демонстрирует
высочайший художественный уровень и
техническую виртуозность. По-видимому,
работавшие там мастера оказались под
влиянием характерного для Англии декоративного
направления. В пользу этого говорит тот
факт, что произведения в стиле пламенеющей
готики чаще встречаются в Нормандии,
которая в эпоху Столетней войны входила
в состав английского королевства.
2.2. Английская готика
Сформировавшись во Франции,
готика пришла в другие страны. В Англии
главный неф собора эже, чем во Франции,
и нередко длиннее; два трансепта, один
посредине и другой ближе к восточной
части церкви образуют в плане форму «архиепископского
креста»; полукруглой апсиде с полукруговым
обходом хора и радиально расходящимся
от него венцом капелл англичане предпочли
прямоугольное завершение восточного
окончания храма. Если в Амьене своды достигают
42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских
сводов – не выше 24 м.14 Утолщенные, как
в романских зданиях, стены, композиция
с подчеркнутыми горизонтальными членениями,
тоже характерная для романской архитектуры,
сохранялись в Англии долгое время после
их исчезновения во Франции.
Многие английские соборы были
монастырскими, но даже те, что не входили
в состав монастырей, сохраняли в своем
облике черты монастырской архитектуры,
например примыкающий к собору замкнутый
двор, или клуатр. Часто главный вход в
собор устраивался со стороны одного из
боковых нефов, а не с западной стороны.
В связи с относительно небольшой высотой
сводов, возвышавшихся над сравнительно
узкими нефами, и достаточно большой толщиной
стен не возникало необходимости в использовании
контрфорсов и аркбутанов.
В развитии английской готики
можно условно выделить три периода. На
последние десятилетия 13 в. и самое начало
14 в. приходится период ранней готики.
Этот стиль ближе к французскому, тогда
обычно применяли простые четырехчастные
своды; исключение составляет собор в
Кентербери, где они шестичастные. Пучковые
опоры повторяют французские образцы,
чуть позднее на западе Англии появляются
опоры сложной формы. Декоративных элементов
немного. Узким окнам приданы стрельчатые
завершения. Более разработанная система
декорации появляется в Вестминстерском
аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское
аббатство – «самое французское» из английских
зданий, самое высокое, построенное с применением
системы контрфорсов, что не удивительно,
так как его главным заказчиком был король
Генрих III, известный франкофил. [15]
В 14 в. зарождается т.н. украшенная
готика. Как следует из ее названия, декоративность
приходит на смену строгости ранней английской
готики. Своды собора в Эксетере имеют
дополнительные ребра, и кажется, будто
над капителями вырастает огромный цветок.
Столбы окружены пучком колоннок по всему
периметру. Самая удивительная метаморфоза
происходит с окнами, ширина которых увеличивается
настолько, что становится необходимым
наличие декоративных скульптурных элементов
между панелями витража. Сначала завершения
окон сплошь заполняются окружностями
и дугами, затем этот рисунок сменяется
вьющимися кривыми, образующими сложный
орнамент.
В 15 в. на смену «украшенной
готике» приходит «перпендикулярная готика».
Это название связано с преобладанием
вертикальных линий в рисунке декоративных
элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются
от капителей, создавая подобие раскрытого
веера, – такой свод и называют веерным.
Перпендикулярная готика просуществовала
до начала 16 в. [16]
2.3. Готическая архитектура
в других странах
В Германию готика тоже пришла
из Франции. Некоторые соборы, например
Кёльнский, очень напоминают французские.
В поздний период немецкие мастера сооружали
над соборами ажурные каменные шпили.
В Германии в эту эпоху строили церкви
с зальным внутренним пространством, в
которых боковые нефы равны по высоте
главному. В Германии расцвет готики относится
к середине 13 в. (западный хор собора в
Наумбурге). Здесь рано появились зальные
церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235-
83); на юго-западе сложился тип 1-башенного
собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме);
строились кирпичные церкви (монастырь
в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке),
в которых простота планов, объёмов и конструкций
сочеталась с узорной кладкой, применением
глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны
по типам, композиции и декору каменные,
кирпичные и фахверковые светские постройки
(городские ворота, ратуши, цеховые и складские
здания, танцевальные залы). Скульптуру
соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге)
отличают конкретность и монументальность
образов, мощная ппастичная экспрессия.
Поздняя немецкая готика (конец 14-начало
16 вв.) дала блестящие образцы зальных
церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце,
1499- 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург
в Майсене) со сложными узорами сводов.
Достигли расцвета алтарная скульптура
и живопись. Готика получила распространение
также в Австрии (готическая часть собора
св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор
в Берне).
В Испании городские соборы
(Леон, 1205—88; Севилья, 1402—1506) велики по
размерам, имеют пышно украшенные фасады
и небольшие окна; интерьер разделён надвое
заалтарным образом (ретабло) со скульптурой
и живописью. Влияние мавританского искусства
сказалось особенно сильно в готике Каталонии
и юга страны. В Каталонии позднеготические
однонефные залы перекрывались сводами
большого пролёта, опирающимися на укрепленные
контрфорсами стены[17] (собор в Жероне,
1325—1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые
залы создавались и в светских зданиях
(биржа в Пальме на Мальорке, 1426—51). В 16
в. готические конструкции были перенесены
в испанской колонии в Америке. В Испании
с ее ослепительным солнцем уменьшали
поверхность, предназначавшуюся для остекления,
и несколько увеличивали толщину стен,
чтобы сделать внутреннее пространство
прохладным и тенистым. В Испании в готическом
стиле создавали также алтарные преграды,
или «коро», отделявшие хор от основного
пространства церкви.
В Италии готики почти не было.
Здесь всегда царил дух классики, который
требовал уменьшить кривизну стрельчатых
арок и разбить уходящие вверх, к сводам,
опоры на части, соразмерные человеческой
фигуре. Кафедральный собор в Сиене сохранил
первый в Италии великолепный готический
фасад; некоторые из церквей, основанных
монахами цистерцианского ордена, в том
числе в Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют
бургундскому варианту готического стиля.
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми
арками, «розой», готическими статуями,
а также типичной для Тосканы полихромной
мраморной инкрустацией. Миланский собор
с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов
и каменным кружевом окон является «наиболее
готическим» из итальянских храмов.
В восточных областях Европы
готическим постройкам нередко присущи
крепостные черты, лаконизм и даже суровость
форм. В Венгрии готическая архитектура
пришла в конце 13—15 вв. были построены
– церковь св. Михаила в Шопроне, замок
в Вишеграде. Расцвет чешской готики приходится
на 14 в., когда были начаты собор св. Вита
и Староместская ратуша в Праге, зальный
храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388—1547),
построены Карлов мост в Праге (1357— 1378),
королевский замок Карлштейн (1348—1357) и
зальные церкви южной Чехии. Готика распространилась
в Словакии (собор в Кошице, 1382—1499), Словении
(церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная
церковь в Брашове, около 1385 — около 1476).
В Польше развитие готики началось в 13—14
вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали
развитие крепостной архитектуры, а подъём
городов обусловил расцвет светского
зодчества (ратуши в Гданьске, 1378—1492, и
Торуни, 13—14 вв.). Церкви строились в основном
из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове,
около 1360—1548; зальный костёл Девы Марии
в Гданьске, 1343—1502)и нередко украшались
фресками. В Латвии готическая архитектура
распространяется 13-14 вв. Построены –
Домская церковь в Риге, 1211 — около 1300;
замок в Цесисе, 13—16 вв. В южной Эстонии
в 14 в. строились кирпичные готические
церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готический
облик Таллина складывается в 14—15 вв.,
когда были построены стены и многие башни,
сложились укрепленный центр — Вышгород
(Тоомпеа) и бюргерская часть города с
ратушей (до 1341—1628) и церковью Олевисте
(хор — около 1400). К 14—15 вв. относятся и
ранние готические памятники Литвы (Тракайский
замок на острове); в 15—16 вв. богатый кирпичный
декор получают церковь Онос в Вильнюсе
(окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.
2.4. Светские сооружения
эпохи готики
Города, становившиеся все более
богатыми и влиятельными, нуждались в
оборонительных стенах. В Каркассоне стены
с башнями, поставленными через одинаковые
интервалы, следуют рельефу местности.
Зубцы, венчающие стены, служили прикрытием
для лучников и арбалетчиков. В такой системе
укреплений особенности ландшафта были
учтены при организации обороны, но никто
не стремился придать стенам живописность.
Там, где земля была ровной, как в замке
Эг Морт в Провансе, план укреплений представляет
собой квадрат, башни симметричны, и только
главная цитадель, донжон, расположенная
в углу, ничем не уравновешена в общей
композиции. [18]