Руководство творческим коллективом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.
Признаки коллектива:
1. Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.
2. Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.
3. Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления.
Отличительные признаки творческого коллектива:
- Функционирует в сфере свободного времени.
- Деятельность добровольная.
- Деятельность общедоступная.

Содержание работы

1. Сущность и специфические особенности творческого коллектива
2. Технология создания творческого коллектива
3. Стадии и законы движения (развития) творческого коллектива
4. Планирование и учет работы творческого коллектива
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

руководство творческим коллективом.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Образуется и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость  дисциплины и порядка, делают свое дело, но "голоса" не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить более легкий участок работы.

При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе относятся  разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.

С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет  требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.

Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти  требования рассматриваются как  внешние, если же требования от имени актива, то они охотно принимаются и реализуются быстро. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение коллектива и личности.

Постепенно включаются в активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.

Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника достаточно хотя бы похвалить, второго переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко осудил, шестого - исключить и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда это достигается, коллектив переходит на новую качественную ступень своего развития.

Третья стадия развития коллектива может быть названа синтетической. На этой стадии образуется единство установок и интересов членов коллектива, единство воли. Все участники коллектива самодеятельного творчества усвоили требования руководителя. Окончательно утверждаются отношения товарищества, сотрудничества. Происходит сближение людей на более высоком духовном, творческом уровне.

На этой стадии развития коллектива меняется и стиль руководства. Если на первой стадии руководитель представляется членам коллектива как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он выступает как любимый и уважаемый представитель и выразитель их интересов. Коллектив хорошо понимает руководителя и без нажима с его стороны реализует требования. В свою очередь коллектив предъявляет ему более высокие требования, стимулируя его рост и развитие как личности. Поэтому руководство на третьей ступени развития коллектива относится к более легким, но, в то же время более трудным. Легким потому, что коллектив активно поддерживает руководителя, трудным потому, что уровень коллектива очень высок и от руководителя требуется изобретательность и гибкость в руководстве людьми. Руководитель на этой стадии вместе с коллективом должен найти оптимальные решения всех вопросов, касающихся жизни коллектива, создавать условия для роста творческих сил каждого. Он должен внимательно прислушиваться к "пульсу" коллектива и тактично регулировать деятельность этого высокоорганизованного организма.

Третьей стадией не завершается  развитие коллектива. Он развивается  непрерывно. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов  в нем, ростом культурных человеческих отношений, еще большей ответственности каждого, требовательности к себе.

Определенные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для коллективов всех видов. Но темпы перехода от одной  стадии к другой могут быть различными, в зависимости от объективных и субъективных условий деятельности коллектива и общества в целом. Коллектив может развиваться неравномерно, одни стадии его могут проходить быстрее, другие - медленнее. Он может в силу каких-то обстоятельств останавливаться в своем развитии; возможно такое, когда какая-либо стадия быстро свертывается и наступает сразу следующая.

Следовательно, общие  закономерности развития преломляются специфично для конкретного коллектива в зависимости от сложившихся объективных и субъективных условий его жизни и деятельности.

Что касается тактики  руководства, то, как видим, она должна быть динамичной, изменяться от стадии к стадии в зависимости от роста  сознательности, дисциплины, ответственности  и коллективизма.

Любой коллектив может  существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к  общей цели.

Еще в начале ХХ века известным  советским педагогом А.С. Макаренко  были сформулированы законы движения (развития) коллектива, которые вполне современны на сегодняшний день и приемлемы для коллективов самодеятельного творчества.

1. Наличие большой  общественно-значимой цели.

Цель, ради которой создается  коллектив, имеет большое значение для всей его дальнейшей работы. Большое значение имеет то, ради чего собрались люди в коллектив, каковы их интересы и устремления, какова культурная ценность их увлечения, так как сами интересы обладают различной общественной значимостью, различный общественный потенциал заложен и в занятиях, развивающихся на основе этих интересов.

Большое значение в данном случае имеет и масштаб деятельности. Замкнута ли работа коллектива на себе или его работа ориентирована  на выход за свои рамки, в превращение  своих занятий в важное общественное дело. Во втором случае имеет место  очень продуктивное в воспитательном плане сочетание удовольствия от занятий любимым делом с нравственным удовлетворением человека, приносящего пользу людям.

2. Правильное сочетание  общественных и личных устремлений  и интересов.

Человек приходит в самодеятельный коллектив, понимая, что здесь он будет иметь условия для более продуктивного занятия любимым делом, чем в одиночку. Но в коллективе помимо индивидуальных интересов возникают и общеколлективные интересы. Цель коллектива - не простая сумма личных целей. Индивидуальные желания входят в нее в измененном виде.

Для достижения коллективной цели требуется такая координация  усилий людей, которая определенным образом ограничивает свободу действий отдельного человека. Это объективная  основа противоречий между личным и общественным. Путь выхода из этого противоречия - понимание того, что личный успех связан с успехом всего коллектива. Коллективная победа приносит людям не меньшее, а иногда большее удовлетворение.

Нельзя достичь абсолютного  совпадения личных и общественных интересов, необходимо уметь их правильно согласовывать. Необходимость согласования интересов часто возникает:

- при выработке программы деятельности на продолжительный срок;

- при распределении ролей и обязанностей.

Возникают конфликты, причинами  которых могут быть:

- неточное представление участников самодеятельного коллектива о собственных возможностях;

- иногда коллективу необходимо, чтобы его член делал не ту работу, которая ему нравится больше;

- ложно понятые интересы коллектива (человеку поручают одну и ту же роль, с которой он хорошо справляется);

- эгоцентризм, эгоизм отдельных членов коллектива.

Нельзя дать универсальный  рецепт разрешения этих противоречий. Выбор соответствующего способа  воспитательного воздействия и  урегулирования конфликта определяют:

- степень зрелости творческого коллектива;

- уровень действительных творческих возможностей участников;

- престиж руководителя и авторитет общественного мнения;

- индивидуальные психические особенности любителя;

- степень срочности выполняемой коллективом работы и т.д.

Методы могут быть разные: разъяснение и убеждение; требование руководителя; давление общественного  мнения; исключение.

3. Наличие системы  перспективных линий.

Помимо общих целей  коллектив должен иметь перед  собой конкретные задачи, решение которых и составляет реальное содержание его движения (развития). Такая совокупность согласованных взаимоподчиненных и закономерно распределенных во времени целей и задач называется перспективными линиями.

1. Ближняя перспектива.  Ближайшие цели, легко достижимые задачи. Реализация их возможна обычными усилиями и находится в пределах сегодняшних возможностей участников самодеятельности.

Важна правильная организация  ее на первых порах существования  коллектива, когда преобладает непосредственный интерес и дальняя перспектива видится неотчетливо. К примеру, руководитель хора, разучивая на первых занятиях песню по просьбе большинства участников или организуя посещение концерта, начинает работу по сплочению коллектива именно с такого рода перспективы.

Необходимо умелое сочетание теоретических и практических занятий, специальных тренировочных упражнений и исполнительно-творческой деятельности. Ближняя перспектива сохраняет свое значение и на последующих этапах развития коллектива, но значение ее другое. Если в начале работы она - единственный стимул, то потом осознается ее связь со средней и дальней перспективами и подчиненность им. Наполнять близкие перспективы общественным содержанием, связанным с радостью, удовлетворением от общих трудовых напряжений в интересах коллектива - эта задача стоит перед руководителем беспрерывно.

2. Средняя перспектива.

Это цель или событие, которое несколько отодвинута во времени, требует значительных усилий, обладает большей значимостью. Она  распадается на ряд мелких, поочередно сменяющихся перспектив, этапов, связана с выходом "на люди" - концерт, спектакль, выставка, участие в смотре и т.п. Средняя перспективная линия не должна обрываться на этом, она - важный этап, но не окончательный шаг по творческом пути коллектива. Ближняя и средняя перспективы вполне конкретны.

3. Дальняя перспектива.

Необходима для нормального  развития коллектива, на ее достижение направлена вся деятельность кружка, студии, народного коллектива. Структура  ее многогранна, в ней находят  отражение представления коллектива:

- об уровне мастерства, которого необходимо достичь;

- о месте, какое должен занять коллектив среди других самодеятельных коллективов;

- об общественном назначении коллектива в жизни своего учреждения культуры, района, города.

Дальняя перспектива воплощает в себе предел сегодняшних интересов и не может обладать четкой конкретизированностью. Но в силу своей значимости и привлекательности она становится мощным мобилизирующим средством.

Педагогический смысл  перспективных линий заключается  в единовременном их существовании и осознании ближайшей, промежуточной и отдаленной цели. Каждый результат, шаг воспринимается не сам по себе, а как необходимый этап на пути к значительным достижениям. И в тоже время далекие перспективы приобретают более реальные очертания. Все это способствует нормальному развитию коллектива самодеятельного творчества.

4. Формирование общественного мнения, выработка традиций творческого коллектива.

Общественное мнение играет большую роль в развитии и  становлении как коллектива, так и отдельной личности. В самодеятельном коллективе общественное мнение является своеобразной высшей инстанцией. Оно регулирует всю внутреннюю жизнь коллектива. И убеждение, и порицание, и поощрение всегда идет от имени и через общественное мнение. Общественное мнение, интегрируя суждения заинтересованных и хорошо информированных людей, как правило, компетентно и объективно.

Общественное мнение - это авторитет, образец для следования примеру, эталон правильности, что-то высокое. Санкции, к которым прибегают члены общностей (коллектива), поддерживают и подкрепляют это высокое положение общественного мнения. Как авторитет и образец общественное мнение ориентирует личности с тем, чтобы они не оказались в числе "изгоев", которые противопоставляют себя обществу.

С другой стороны, общественное мнение является инструментом для оказания давления на членов коллектива, соединений личностей, которые проявляют своеволие  и своенравие. Оно определяет, какие  поступки, мысли и т.п. должны подвергнуться  санкциям со стороны большинства членов общностей, организаций.

Критерии общественного  мнения обладают значимой устойчивостью. Они меньше подвержены колебаниям, чем настроения, чувства и суждения отдельного человека. На формирование общественного мнения большое внимание имеет оценка руководителя, оценка со стороны общественности. Оценка - высший инструмент управления. Любые действия отдельных людей или микрогрупп, промежуточные результаты и общие итоги должны оцениваться с позиции их значимости для коллектива в целом.

Огромную роль для развития коллектива имеет наличие в нем традиций. Традиция - не любые повторяющиеся элементы в жизни коллектива, а только те, которые характеризуют их как коллективы особенные, не похожие на других. А.С. Макаренко писал: "Традиция украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает". В умении найти красивую, идейно и эмоционально емкую традицию заключается мастерство руководителя самодеятельного коллектива.

Формировать традиции необходимо на ранних этапах развития коллектива. Совместное посещение концертов, выставок, экскурсий, прогулки на природу позволяют строить в самодеятельном коллективе товарищеские взаимоотношения и являются ценными для развития личности. Различают несколько видов традиций.

1. Традиции, связанные  с внутриколлективной деятельностью.  К ним можно отнести, к примеру,  начало занятий с определенных действий; оригинальные формы проведения первой встречи в новом сезоне и последней встречи в учебном году; ритуал приема новичков в коллектив, включающий в себя рекомендации, представление самостоятельно выполненных работ, шуточную проверку качеств, торжественные обещания, вручение членского билета, письменного наказа и т.п.

2. Традиции, связанные  с творческой деятельностью коллектива. Это могут быть традиционные встречи с деятелями культуры и искусства, профессиональными артистами; ежегодные концерты для ветеранов, воспитанников детских домов, встречи с подобными коллективами из других учреждений культуры, городов, стран.

Информация о работе Руководство творческим коллективом