Русская культура ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но взамоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя.

Содержание работы

Введение 3
1. Общественно-политические условия культурного развития России в ХIХ в. 5
2. Мировоззренческие искания русской интеллигенции. Западники славянофилы. Революционный демократизм и либерализм как выражение культуры русского просвещения. 9
2.1. Западничество. Сущность и основные идеи. 9
2.2. И.В.Киреевский: критика западного рационализма. 10
2.3. Славянофильство. Сущность и основные идеи. 13
3. Основные художественные стили и достижения в области литературы и искусства. 16
3.1 Российская музыкальная культура. 16
3.2 Живопись в XIX веке: «академик» и «передвижник». 18
3.3 Архитектура и градостроительство. 21
3.4 «Золотой век» русской литературы. 23
Заключение. 30
Список используемой литературы. 31

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

                                  по дисциплине: Культурология

                                   по теме: Русская культура ХIХ века

 

 

 

 

                                             Исполнитель: студентка

 

 

 

 

 

 

Югорск

2012

  • Содержание.

  •  

            Введение                                                                                                           3

    1. Общественно-политические условия культурного развития России в ХIХ в.                                                                                                                 5                              

    2. Мировоззренческие искания русской интеллигенции. Западники славянофилы. Революционный демократизм и либерализм как выражение культуры русского просвещения.                                                                     9

    2.1. Западничество. Сущность и  основные идеи.                                      9

    2.2. И.В.Киреевский: критика западного  рационализма.                          10

    2.3. Славянофильство. Сущность и  основные идеи.                                13

    3. Основные художественные стили  и достижения в области литературы и искусства.                                                                                                      16

    3.1 Российская музыкальная культура.                                                    16

    3.2 Живопись в XIX веке: «академик» и «передвижник».                      18

    3.3 Архитектура и градостроительство.                                                   21

    3.4 «Золотой век» русской литературы.                                                  23

    Заключение.                                                                                              30

    Список используемой литературы.                                                          31

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • Введение.

  •  

    Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но взамоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя.

    Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику  в ряду

    исторических дисциплин. История культуры  предполагает прежде всего

    комплексное изучение различных  ее сфер — истории науки и техники, быта,

    просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения,

    истории искусства и  т. д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей.

    Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи  средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).

    Интерес к истории  русской культуры начал проявляться  в России примерно в 30—40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим  интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.

    К этому времени относится  появление самого понятия «культура», которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг.

         XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение. Историко-культурный материал эпохи огромен.

    История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного  процесса, особенностей духовной жизни  и бытовых традиций значительно  обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития.

                            

    1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ  РОССИИ В ХIХ В.

    В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне - менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества.

    Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века (пореформенная Россия).

    На общественно - культурную жизнь России XIX в. огромное влияние  оказали два события в истории  страны - Отечественная война 1812 г. и  движения декабристов. Они сыграли  определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

    Эпоха 1812 г. - важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. «Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в политическом его существовании». «1812 г. - эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи».

    С ростом национального  самосознания связан интерес к собственной  истории, особенно возросший в это  время. Фактом огромного культурного  значения стала «История государства  Российского» Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком, которого стада читать публика.

    Эпоха 1812 г. породила также  довольно широкое распространение  религиозных исканий среди части  светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием.

    Еще при Павле I была разрешена  деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католицизма  в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре 1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время Библия издавалась на русском, французском языках, языках народов России (прежде тексты Библии существовали только на церковнославянском языке).

    Однако претензии Библейского  общества выступать в роли верховного арбитра в вопросах религии, вмешаться  вдела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны и церковных иерархов, и некоторых политических деятелей (А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и др.). В изменившейся ситуации, в 1826 г., Библейское общество прекратило свое существование. Несколькими годами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России (1820 г.), по распоряжению правительства закрыты масонские ложи (1822 г.).

    Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

    Для общественной мысли XIX в. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., «Донесение следственной комиссии») декабризм объявлялся «заразой, принесенной извне», а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над «гниющим» Западом стала одной из составных частей теории официальной народности. В социально - экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально - крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.

    Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактуры  в фабрику, было качественно новым  моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

    Паровые двигатели стали  использоваться на транспорте. В1815 году на Неве появился первый пароход. С  конца 1830-х годов началось железнодорожное  строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное  сообщение между Москвой и  Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей.

    Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применяться в культурной политике правительства, прежде всего  по отношению к системе образования  и просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось «умножать, где только можно, число умственных плотин». Так считал министр народного просвещения С. С. Уваров в начале 1830-х годов.

    Уже в последнее десятилетие  царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с С.Н. Голицыным - председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры «богопознания и христианского учения» вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги «О должностях человека и гражданина», из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории.

    Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных  идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название «чугунного». Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название «эпохи цензурного террора». Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, «ослабить должное к власти почтение».

     

     

     

  • 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ КАК ВЫРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

  •  

    Основной тенденцией развития русской культуры XIX века было противостояние двух линий (направлений), которые и сегодня сохранили  свою актуальность и привлекательность  в том или ином отношении. Одна из этих линий являет «славянофильство», другая - «западничество». Эти направления можно рассматривать как противостоящие друг другу мировоззрения, которые давали разные ответы на одни и те же самые вопросы: о старой феодальной и новой Европе, о старой допетровской и новой России и об отношении последней к Западу. Разница в ответах зависела от принятой каждой из сторон иерархии общественно-культурных ценностей.

    Информация о работе Русская культура ХIХ века