Русская культура ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но взамоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя.

Содержание работы

Введение 3
1. Общественно-политические условия культурного развития России в ХIХ в. 5
2. Мировоззренческие искания русской интеллигенции. Западники славянофилы. Революционный демократизм и либерализм как выражение культуры русского просвещения. 9
2.1. Западничество. Сущность и основные идеи. 9
2.2. И.В.Киреевский: критика западного рационализма. 10
2.3. Славянофильство. Сущность и основные идеи. 13
3. Основные художественные стили и достижения в области литературы и искусства. 16
3.1 Российская музыкальная культура. 16
3.2 Живопись в XIX веке: «академик» и «передвижник». 18
3.3 Архитектура и градостроительство. 21
3.4 «Золотой век» русской литературы. 23
Заключение. 30
Список используемой литературы. 31

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Вдохновитель «Могучей кучки» - художественный и музыкальный  критик и искусствовед В.В. Стасов (1834-1906), который и назвал их «Могучей кучкой». В 1862 г. композиторы «Могучей кучки» открыли бесплатную музыкальную школу, при ней создали хор и симфонический оркестр из любителей.

Выдающимся русским  композитором, славой и гордостью  русской музыкальной культуры стал П.И. Чайковский (1840-1893). На сюжеты произведений А.С. Пушкина Чайковский написал оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», Н.В. Гоголя - оперы «Черевички», «Чародейка». В 1876 г. композитор создал балет «Лебединое озеро», в 1889 г. - «Спящая красавица», в 1892 г. - «Щелкунчик», в которых он выступал как новатор: в его балетах музыка - ведущий компонент балетной драматургии.

Оперы, балеты, романсы  Чайковского получили мировую известность. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный  драматург раскрыл в музыке внутренний мир человека - от мягкой лиричности до глубочайшей трагедии.

Велико значение творчества таких музыкантов, как композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова (1873-1943), создавшего 1892 г. оперу «Алеко». Большая заслуга в развитии оперного искусства принадлежит певцам, солистам Мариинского театра - Ф.И. Стравинскому (1843-1902), Н.Н. Фигнеру (1857-1918) и М.И. Фигнер (1859-1952).

 

 

3.2 Живопись  в XIX веке: «академик» и «передвижник»

 

Основным направлением в живописи в первой половине XIX века был академизм, центром которого была Императорская Академия художеств. Характерные черты академизма - библейско-мифологическая тематика, строгое следование установленным каноном и даже преклонение перед ними. Представителями академической школы этого периода были Федор Бруни (1799-1875) и Карл Брюллов (1799-1852). Грандиозное полотно Бруни «Медный змий», изображающее наказание евреев, возроптавших на Бога, за что Бог послал на них множество ядовитых змей, отмечено выражением зловещей фатальности происходящего.

Особое место в русской  живописи занимает трагическая фигура художника А.А. Иванова (1806-1858). В ранний период творчества («Аполлон, Гиацинт и Кипарис») он дал поэтическое истолкование принципов классицизма. Связь с традициями классицистического монументализма сохраняется и в поздних произведениях художника («Библейские эскизы»), в которых он достиг необычайной глубины философских и религиозных обобщений. Большую часть жизни Иванов посвятил созданию монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-1857), сделав к ней 600 подготовительных этюдов. Евангельский сюжет художник трактует как поворотные события в истории человечества, начало его нравственного возрождения через христианскую веру.

В 1830-1840-х годах происходит постепенный отход от академизма и становление реализма в живописи. Живо и непринужденно написанным Тропининым В.А. (1776-1857) картины «Кружевница», «Гитарист», портрет Пушкина. С поразительной тщательностью он передает малейшие почти неуловимые особенности лица персонажа, не пренебрегая даже аксессуарами. Выдающийся художник О.А. Кипренский (1782-1836) в живописных и графических работах стремился раскрыть сложный внутренний мир своего современника: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Давыдова Е.В., И.А. Крылова.

«Отцом русского бытового жанра» справедливо назвали А.Г. Венецианова (1780-1847). В картинах «На пашне», «Гумно», «На жатве», «Пелагея» он создал портретную галерею крестьян-художников. Крестьянские образы в работах Венецианова достоверны в точных деталях, он выделяет в них природную открытость и силу. Созданные художником поэтические образы крестьянской жизни неразрывно связаны с красотой русской природы.

Жанровые полотна П.А. Федотова (1815-1852) «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще  анкор» явились вершиной реализма в  живописи. Персонажи его картин всегда остро характерны. Художник ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Разборчивая невеста»).

Во второй половине XIX века центральной темой в живописи становится народ, его нерадостная  жизнь, тяжелый труд, борьба и страдания. В живописи утвердился реализм.

В 1863 году 14 выпускников Академии художников, протестуя против сложившихся в ней порядков, отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и по примеру героев романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» организовали артель свободных художников. В 1870 г. они создали Товарищество передвижных художественных выставок.

Идейным вождем передвижников  стал И.Н. Крамской (1837-1887), создавший  ряд интересных портретов русских  писателей, художников, общественных деятелей. Н.А. Ярошенко (1846-1898) первым в истории  отечественной живописи изобразил зарождающуюся интеллигенцию - «Студент», «Курсистка». Обличительное направление представлено в картине В.Г. Перова (1833-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе». Примером высшего достижения проявлений реализма в живописи являются картины И.Е. Репина (1844-1930) «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

На рубеже веков реалистические тенденции в живописи продолжили А.М. и В.М. Васнецовы. В.М. Васнецов (1848-1926) - автор лирических и монументальных эпических полотен на темы русской истории былин и сказок («Три богатыря», «Аленушка» и др.).

Важной темой передвижников  стала история русского народа. Это  исторические полотна В.И. Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком») и Н.Н. Ге (1831-1894) («Петр I допрашивает царевича Алексея»). Яркими пейзажистами, воспевшими красоту и величие русской природы, были И.И. Левитан, 1860-1900, («Золотой Плёс», «Вечер на Волге», «Золотая осень» и др.) и И.И. Шишкин (1832-1898) («Среди долины ровныя…», «Лесные дали»).

А.И. Куинджи (1842-1910) в знаменитой работе «Ночь на Днепре» впервые  в истории русской живописи использовал  эффекты освещения. Художника привлекали необычные моменты состояния  природы, проблема передачи цветных контрактов. Богатством пленэрного колорита, жизненной свежестью отличаются картины В.А. Серова (1865-1911) «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».

Передвижники организовали около 50 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Орле и в других городах и оказали огромное влияние на развитие искусства. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков (1832-1898), приобретая их картины в свою галерею, которую в 1892 году он передал в дар Москве.

 

 

3.3 Архитектура  и градостроительство

 

В начале XIX века разновидностью классицизма, уже прочно утвердившегося в русской архитектуре, стал ампир. Основанный на синтезе европейских  и русских элементов, присущих классицизму, ампир отличался декоративностью, монументальностью, олицетворял могущество государства. Крупнейшими представителями этого направления были архитекторы А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов, Жилярди Д.И..

А.Н. Воронихиным (1759-1814) был  построен Казанский собор в Петербурге, Горный кадетский корпус (ныне Горный институт). А.Д. Захаров (1761-1811) создатель одного из шедевров русской архитектуры - здания Адмиралтейства в Петербурге.

Творчество К.И. Росси (1775-1849) связано с Петербургом, Москвой, Тверью. Архитектор создал монументальные ампирные ансамбли, сформировавшие архитектурный облик Петербурга. Это Дворцовая площадь со зданиями и аркой Главного штаба, площадь (ныне пл. Искусств) с Михайловским дворцом (ныне Русский музей);

Архитектором позднего классицизма был В.П. Стасов (1769-1848). Для этого направления характерны торжественная монументальность, строгость, простота. При сооружении храмов и Петербурге В.П. Стасов использовал различный декор, колонны дорического ордера. По его проектам построены Павловские казармы, Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Петербурге.

По проекту А.А. Монферана (1786-1858) построен Исаакиевский собор - самое высокое здание того времени.

После изгнания французов  из России начинают вновь отстраивать  Москву. Комиссию по восстановлению Москвы возглавил архитектор О.И. Бове (1784-1834). При участии Бове реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота.

Д.И. Жилярди (1788-1845) довелось восстанавливать и перестраивать  Московский университет, сгоревший в 1812 г., а также дворянские усадьбы. К середине века классицизм усложняется и в значительной степени утрачивает свою гармонию.

В конце 30-х годов XIX века строились здания разных архитектурных  стилей прошедших эпох. Такое направление, названное эклектикой, в своем развитии прошло несколько этапов: сначала было увлечение готикой, примером чего может служить коттедж А. Менелиса в Петергофе, затем - увлечение неоготикой (церковь в Парголове А.П. Брюллова). Позднее основной чертой этого стиля стала ориентация на греко-эллинистическую архитектуру. Это Царицынский павильон в Петергофе (архитектор Штакеншнейдер А.) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. Кленце).

С 1840-х годов наблюдалось  подражание итальянскому Ренессансу, позднему Барокко и Рококо. В стиле необорокко А. Штакеншнейдер построил дворец князей Белосельских - Белозерских на Невском проспекте у Аничкова моста.

В пореформенный период архитектура отличалась большим  своеобразием. Все большее влияние  оказывал стиль модерн, одновременно с этим присутствовало и стремление к стилизации под старину. При строительстве заводских зданий, железнодорожных вокзалов, банков «доходных» домов, торговых зданий, выставочных залов активно использовались металлические конструкции.

В конце XIX века получил распространение русско-византийский или неорусский стиль. Здания вновь получили шатровое завершение, «узорочье» декора. В конце XIX в. в неорусском стиле были построены здания культурного, торгового и административного назначения. Это храм «Спас на крови» на Екатерининском канале в Петербурге на месте гибели в 1881 г. императора Александра II, и здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд). А.Н. Померанцев построил Верхние торговые ряды в Москве (ныне здание ГУМа), Д.Н. Чичагов - здание Московской городской Думы. К. Тон завершил возведение храма Христа-спасителя, начатое в 1839 г.

В постройке жилых  домов Петербурга, Москвы, других крупных  городов господствовал электрический  ренесансно-барочный стиль с использованием разнообразной отделки, богатством форм. Образцом такого стиля является большой жилой дом Страхового общества в Петербурге архитектора Л.Н. Бенуа (1856-1928).

 

3.4 «Золотой  век» русской литературы

 

Первая половина XIX века - время складывания и выработки  норм современного русского литературного языка, усиления интереса писателей к народным традициям и фольклору и начала издания памятников народного творчества.

Так, в 1830 годы писателем, лексикографом и этнографом В.И. Далем (1801-1872) были опубликованы сборник  русских сказок, сборник «Были и небылицы», а в 1860-е - «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок и прибауток. В 1863-1864 гг. были опубликованы четыре тома его основного труда - «Толкового словаря живого великорусского языка».

Первым реформатором русской словесности был Н.М. Карамзин, так же большая роль в этом принадлежит А.С. Пушкину. И хотя уже в XVIII в. можно говорить о существовании российских мастеров слова, только в XIX в. появляется профессия - писатель. Во второй половине XIX в. происходит расцвет творчества многих писателей, вошедших в историю не только русской, но и мировой литературы.

Различные литературные течения и школы способствовали дальнейшему становлению литературных жанров. Доминирующая роль в начале века принадлежала повести, а в конце века - роману. Создаются эпистолярный и мемуарный жанры. Усиливается интерес к внутренним переживаниям человека; это находит выражение человека в сентиментализме, а затем в романтизме, который как сталь складывается в начале XIX столетия.

Одним из основных жанров в конце XVIII - начале XIX вв. был романтизм. Зарождение романтизма в России связано  с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812 г. формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству проникнута поэзия декабристов: К.Ф. Рылеева (1795-1826), В.К. Кюхельбекера (1797-1846), А.И. Одоевского (1802-1839). Герой поэм Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко» - гражданин-тираноборец с трагической судьбой.

Вольнолюбивыми мотивами, близкими к поэзии декабристов, была проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен  личностный пафос великого поэта.

Романтический апофеоз  личности выражен и в ранней лирике Лермонтова М.Ю. (1814-1841). Небывалая интенсивность  эмоций и напряженный самоанализ - характерные черты лирического героя Лермонтова.

Существовало и другое направление в русской поэзии - элегическое. Поэтами этого направления были В.А. Жуковский (1783-1852), Батюшков К.Н. (1798-1831), Н.М. Языков (1803-1846), Е.А. Баратынский (1800-1844). Творчество этих поэтов проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной гармони, они стремились достигнуть гармонии во внутреннем мире человека.

Промежуточным звеном между  романтизмом и реализмом была поэзия А.В. Кольцова (1809-1842). Кольцов  понтировал труд и быт крестьян, открыл русской лирике мир внутренних переживаний крестьянина, внес в поэзию стихию народной песенности («Не шуми ты, рожь», «Косарь»).

Поэзия Н.А. Некрасова (1821-1878) реалистична и гражданственна. Поэт показал безрадостную и тоскливую  жизнь русской деревни и удивительные образы русских женщин. Его «муза мести и печали» особенно чутка к несправедливости, человеческой боли. Гражданственная публицистичность получила дальнейшее развитие в творчестве поэтов И.С. Никитина (1824-1861), А.Н. Плещеева (1828-1893).

Информация о работе Русская культура ХIХ века