Русская культура ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но взамоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя.

Содержание работы

Введение 3
1. Общественно-политические условия культурного развития России в ХIХ в. 5
2. Мировоззренческие искания русской интеллигенции. Западники славянофилы. Революционный демократизм и либерализм как выражение культуры русского просвещения. 9
2.1. Западничество. Сущность и основные идеи. 9
2.2. И.В.Киреевский: критика западного рационализма. 10
2.3. Славянофильство. Сущность и основные идеи. 13
3. Основные художественные стили и достижения в области литературы и искусства. 16
3.1 Российская музыкальная культура. 16
3.2 Живопись в XIX веке: «академик» и «передвижник». 18
3.3 Архитектура и градостроительство. 21
3.4 «Золотой век» русской литературы. 23
Заключение. 30
Список используемой литературы. 31

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Философская и любовная лирика Ф.И. Тютчева (1803-1873)отмечена раздвоенностью души и беспощадностью самоанализа; пронекновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом психологической новеллы - в стихах А.К. Толстого (1817-1875); в стихах А.А. Фета (наст. имя Шеншин, 1820-1892) - мимолетность и изменчивость чувств; чуткое восприятие природы и гармоничное слияние с ней; музыкальностью отличаются произведения Я.П. Полонского (1819-1899) и А.Н. Апухтина (1840-1893); тонкий психологизм свойственен стихотворениям И.Ф. Анненского (1855-1909). В пейзажной лирике А.Н. Майкова (1812-1897) - высокое созерцание обыкновенной русской природы.

С конца 1830-х годов  начинается становление реализма, основоположником которого по праву считается А.С. Пушкин. Пушкин - родоначальник и  всей новой русской литературы. Его стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические («Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая Дама», «Капитанская дочка») произведения написаны изумительным по легкости, точности, изяществу и тонкой иронии языком. Масштаб и независимость его мышления, дар проникать в другие культуры и эпохи, способность ставить и обсуждать «вечные вопросы бытия» - о смерти и бессмертии, любви, свободе и нравственном долге, смирении и его противостоянии слепой судьбе - все это предопределило его центральное положение не только в русской литературе, но и в русской культуре в целом.

Возникновение «натуральной школы» и критического реализма связано  с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность, особенной ярко проявившаяся в повести «Шинель» с ее темой униженности «маленького человека». Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор».В поэме-романе «Мертвые души» осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека, создании вечных человеческих типов.

Основатель русской  литературной критики В.Г. Белинский (1811-1848) проповедовал принципы реализма, демократизма, народности. Поставив во главу угла критику существующей действительности, он сформулировал принципы «натуральной школы» - реалистического направления в русской литературе.

Роман в стихах Пушкина  «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это повествование об эпохе и человеческих судьбах. Реалистическая тенденция получила свое выражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», отмеченном социальной рефлексией и психологическим содержанием.

В романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов» судьба главного героя раскрыта не только как социальное явление («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Замечательным мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинной интеллигенции 50 - 70-х годов ХIХ в., конфликт «отцов» и «детей», «хождение в народ».

Вершиной критического реализма стало творчество Л. Н. Толстого (1828-1910). Длительный период русской жизни - от начала ХIХ в. до начала ХХ в. - представлен  в его романах. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздает жизнь различных слоев русского общества в войну 1812 г., патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман «Анна Каренина» - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти, о разрушении семейных устоев, роман «Воскресение» - непримиримая критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных классов».

Мастер психологического романа Ф. М. Достоевский (1812-1881) в произведениях  «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Бесы» через изображение «глубин души человеческой»раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски истины, Бога и гармонии.

Великолепными образцами сатирического жанра являются произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Писатель создал сатирический образ российской бюрократии как порождение самодержавно-крепостнического строя («Пошехонская старина», «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши»). В «Истории одного города», пародируя официальную историографию писатель создал галерею гротескных образов градоправителей; в знаменитых «Сказках» в образах «Премудрых пескарей» - нравы нового для России класса - буржуазии. Социально-психологический роман «Господа Головлевы» - о духовной и физической деградации дворянства.

Новая стадия развития реализма нашла наиболее яркое выражение  в творчестве А. П. Чехова (1860-1904), автора фельетонов, коротких юмористических и «гнетущих» рассказов, новаторских пьес. Мысль о гибели человека под бременем тусклой обыденщины явилась ведущим мотивом в его новеллах «Человек в футляре», «Палата №6».

А. П. Чехов, тонкий психолог, мастер подтекста, сочетавший юмор и  лиризм, написал пьесы «Чайка», «Дядя  Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», проникнутые особой тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы. Писатель создал новую структуру драматического действия, способную включить в себя любые проявления жизни, образуемую не событиями и не борьбой действующих лиц, а развитием ключевых тем, настроений, «подводным течением», иронией и лирической символикой. Пьесы Чехова оказали значительное влияние на развитие отечественной и мировой драматургии.

С литературой неразрывно связано развитие отечественного театра. В начале века на русской сцене действовали каноны классицизма с присущей ему парадностью, риторичностью, а в репертуаре преобладали пьесы с мифологическими сюжетами. Но уже в 1820-1830-е годы преобладал романтизм с трагедийной тематикой. Замечательные драматические образы создали в Александрийском театре актеры В. А. Каратыгин (1802-1853), П. С. Мочалов (1800-1848).

Постепенно в драматургии  стали преобладать реалистические традиции. Этому способствовала драматургия  А. С. Грибоедова (комедия «Горе от ума»), А. С. Пушкина (драма «Борис Годунов»), Н. В. Гоголя (комедия «Ревизор»).

Эти и другие пьесы  ставились в Московском Малом  и Петербургском Александрийском  театрах. Яркие образы создавали  в малом театре выдающийся актер, бывший крепостной М.С. Щепкин (1788-1863), а в Александрийском театре - актер А.Е. Мартынов (1816-1860), сын крепостного крестьянина.

Во второй половине XIX в Московский Малый и Петербургский  Александрийский театры по-прежнему оставались центрами театральной жизни. Центральное место в репертуаре Малого театра заняли комедии и социально-психологические драмы А.Н. Островского (1823-1886). В своих пьесах Островский вывел галерею типов - от охваченных страстью к деньгам самодуров - купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок («Свои люди - сочтемся!», «Доходное место», «Гроза» и др.). Драматург с большим сочувствием изображал ремесленников, трудовую интеллигенцию, бедных мещан, провинциальных актеров («Бесприданница», «Лес» и др.). Его комедии и социально - психологические пьесы заложили основу национального репертуара российского театра.

На развитие переформенного театра огромное влияние оказали  талантливые актеры: актеры Малого театра Пров Садовский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин, Александр  Ленский, актеры Александрийского театра Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов.

В 1870-е годы стали создаваться  частные театральные кружки и  театры. По инициативе А.Н. Островского  и Н.Г. Рубинштейна (1835-1881) из талантливой  молодежи был создан Артистический  кружек, в 1872 г. режиссер и драматург А.Ф. Федотов открыл в Москве «Народный театр». Позднее были созданы: «Пушкинский театр» артисткой Московского Малого театра А.А. Бренко и «Русский драматический театр» антрепренером Ф.А. Коршем.

В 1882 г. была отменена монополия  «императорских» театров, что оказало положительное влияние на развитие провинциальных театров, основание частных и «народных театров».

В 1898 г. К.С. Станиславский  и В.И. Немировичем-Данченко был открыт Московский художественный театр (МХТ, МХАТ). Основатели его ставили цель «… создать первый разумный, нравственный общедоступный театр…».

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  •  

     В культуре России  ХIХ века произошли перемены  огромного значения. Они составили  культурное наследие страны. Культурное  наследие является важнейшей  формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  •  

     

    1. Волкова А.Н. История философия. М. 1997 г.

    2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.2. М., 1990; Т.3. М., 1994.

    3. История культуры России. М., 1993.

    4. История русской музыки. Т.10. М., 1990.

    5. Сучков Б.Л. Исторические  судьбы реализма. М., 1983.

     




    Информация о работе Русская культура ХIХ века