Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:16, реферат
Целью реферата является:
дать понятие русскому авангарду и рассмотреть его особенности, как направления в искусстве, живописи, архитектуре, литературе;
рассмотреть и изучить основные направления русского авангарда, среди которых выделяются кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм, абстракционизм;
1. Введение …………………………………………………………….3
2. Понятие Русский авангард ………………………………………...5
3. Характеристика авангарда ………………………………………...7
4. Основные направления в русском авангарде …………………...10
4.1 Кубофутуризм …………………………………………………..10
4.2 Абстракционизм ………………………………………………...12
4.3 Супрематизм …………………………………………………….14
4.4 Конструктивизм …………………………………………………16
5. Выдающиеся деятели русского авангарда …………………….…….19
5.1 Художники ……………………………………………………….19
5.2 Архитекторы …………………………………………………….22
6. Заключение …………………………………………………………….24
7. Список литературы ……………………………………………………26
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Институт экономики и предпринимательства
(НОУ «ИНЭП»)
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Реферат
По предмету: «Культурология»
Тема «Русский авангард».
Студент группы: 12 бэ-11 кз Мащенко С.В.
Научный руководитель: Шабашова Е.В.
Москва 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
Русский авангард является
одним из направлений модернизма,
совокупность многообразных новаторских
движений и направлений в искусстве
России в 1900-1930 гг., расцвет которого
пришелся на 1914–1922 гг. Какие различия
между авангардом и модернизмом?
Хронологически модернизм предшествовал
авангарду. Авангард - порождение революционной
эпохи начала двадцатого века, тогда
как модернизм возник в конце
девятнадцатого. Если модернизм был
- эстетическим бунтом, революцией внутри
искусства, не против самой традиции,
но внутри нее, то авангард - это бунт
против самой художественной традиции,
как впрочем, и против любых традиций.
Авангард - это реакция художественно-
Авангардное направление в искусстве развивалось и в других странах, многие направления появились именно в России. Они же и получили название "русский авангард". Особенное значение имеет тот факт, что общее понятие "русский авангард" состоит из нескольких направлений, которые были характерны не только для живописи, но и для всего искусства того времени, в том числе для архитектуры, скульптуры, кинематографа, дизайна и литературы. Основными направлениями авангарда является кубофутуризм (Кубизм, Футуризм), абстракционизм, супрематизм, конструктивизм.
Несмотря на то, что феномен русского авангарда существовал не долго, всего несколько десятилетий, благодаря ему "родились" такие великие художники, как Казимир Малевич и Василий Кандинский, которые оставили большое количество произведений искусства. Второе десятилетие прошлого века поставило Малевича и Кандинского вровень с Пикассо, Браком и Клее. Наследие русских авангардистов до сих пор пользуется большой популярностью. Это и картины художников, и стихи поэтов, среди которых особое место занимает творчество Владимира Маяковского; и непревзойденные здания и постройки, которые и в наше время радуют глаз москвичей.
Тема реферата достаточно изучена, особенно много о русском авангарде писали в советское время, но есть книги, которые написаны в наше время. Это также свидетельствует о том, что тематика русского авангарда все еще интересна.
Целью реферата является:
дать понятие русскому авангарду и рассмотреть его особенности, как направления в искусстве, живописи, архитектуре, литературе;
рассмотреть и изучить основные направления русского авангарда, среди которых выделяются кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм, абстракционизм;
выделить основных деятелей русского авангарда (художников, поэтов, архитекторов и др.) и проанализировать их творчество или деятельность.
Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России в начале XX века, не соотносящийся с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве в предвоенные - 1907-1914 гг., выходящие на авансцену в годы революции и достигающие зрелости в первое послереволюционное десятилетие.
В России с ее революциями
XX века авангардизм нашел благодатную
почву для своего развития. С этого
времени все самое смелое, новаторское
создается в России или выходцами
из России. Еще за несколько лет
до этого ничто в русском
При этом заслуживают внимание два момента. Первый – это то, что образ простого человека становится абсолютным смысловым центром русского искусства и литературы. Второй – это обостряющийся до предела интерес к инновациям в западном искусстве.
Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни. На разных этапах эти новаторские явления в русском искусстве обозначались терминами «фовизм», «кубизм», «абстрактное искусство», «футуризм», «дадаизм», «экспрессионизм», «конструктивизм», «метафизическая живопись», «сюрреализм», «додекафония и алеаторика в музыке» и др. Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и другие.
Всем течениям авангардистского
искусства действительно
Культурно – исторические рамки русского авангарда отмечены завершением предшествующего и появлением нового направления: его становление совпадает с концом эпохи «последнего Большого стиля» - модерн, завершение - с утверждением в нашей стране «единственно правильной концепции искусства» - социалистического реализма.
Авангардизм – в художественной практике XX века – обобщенное название различных направлений (дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство и др.), которым присуще стремление отказаться от устоявшихся принципов и канонов, обновить весь художественный строй произведений.
Рожденный духовной атмосферой XX века с его грандиозными катаклизмами, авангардизм иллюстрирует не только противоречие между разными системами и техниками композиций, но и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие наоборот ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания.
Авангардизм – это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода модерн.
Спектр направлений авангарда велик. Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим. Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля. В русском авангарде нашли отражение не все течения европейского авангарда. Такие течения, как дадаизм, сюрреализм, фовизм и некоторые другие были характерны только для Европы.
Обязательное правило авангардизма – способность к художественному открытию, к самообновлению, отсюда вытекает подчеркнутая программность выступления авангардистов, составление и публикация манифестов, неизменный расчет на будущее, «проектность» всех видов творчества, склонность к пророчеству, жизнестроительству, к созданию «второй реальности» в пределах реальной окружающей жизни.
Во всех основных течениях российского авангарда XX века: футуризме, абстрактивизме, сюрреализме, дадаизме, по – арте, поп – арте, происходило последовательное отвлечение процесса формообразования от духовного смысла искусства. Русская художница авангардистка Л.Попова определила это так: «отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности».
Для авангардистов в целом характерно размывание границ между искусством и реальностью. Искусство становится родом игры, в которую вовлекается и публика. Произведение искусства прямо включается в окружающую человека среду, для чего служат такие характерные для разных авангардистских течений формы как инсталляция, коллаж, реди - мейд. Отвергая законченность произведения, авангардисты стремятся раскрыть его, сообщить ему динамику. В «классический» период это выражалось в незавершенности произведения, в культивировании приема как бы случайного, спонтанного порождения формы, а в период «нео авангарда» возобладали приемы реального движения совершающихся в восприятия зрителя. Зритель же, как бы вступает в диалог с художником, разгадывает данные ему загадки, наделяет своим смыслом знаки и символы, предложенные автором. Публика может сама участвовать в творчестве, приравниваться к театральному зрителю, даже вносить в произведения свои изменения.
Одна из главных примет авангардизма – разрыв естественных связей предмета, поэтому перемещение поэта в иную, парадоксальную для него среду становится изначальной акцией. Вообще, для авангардизма типично обнажение прием, его очевидность, и анализ особенностей художественного языка входит в число наиболее популярных авангардистских методов. Эти методы обычно опираются на выводы философии и современных наук, что связывает художественный авангардизм с общим строем современной аналитической мысли.
Можно сделать вывод, что
русский авангард на самом деле является
феноменом 20 века, поскольку до него
ни один из стилей искусства не отважился
сделать такой вызов
4.1 КУБОФУТУРИЗМ
Кубофутуризм - локальное
направление в русском
Кубофутуризм был особенно
популярен в русском авангарде,
как в живописи, так и в поэзии.
Основные работы были созданы в период
1911-1915 гг. Наиболее характерные картины
кубофутуризма вышли из-под
По внешнему виду кубофутуристические работы представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Уже в первых подобных работах Малевича заметна тенденция к переходу от природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира ("Плотник", 1912, "Точильщик", 1912).
Малевич считал алогизм кубофутуристических работ специфически русской характерной чертой, отличавшей их от западных кубистов и футуристов. Малевич писал: "Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма».
В России кубофутуризм стал переходным этапом от художественных исканий первого десятилетия XX в. к таким крупным направлениям русского авангарда, как супрематизм и конструктивизм.