Русский авангард

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:16, реферат

Описание работы

Целью реферата является:
дать понятие русскому авангарду и рассмотреть его особенности, как направления в искусстве, живописи, архитектуре, литературе;
рассмотреть и изучить основные направления русского авангарда, среди которых выделяются кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм, абстракционизм;

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Понятие Русский авангард ………………………………………...5
3. Характеристика авангарда ………………………………………...7
4. Основные направления в русском авангарде …………………...10
4.1 Кубофутуризм …………………………………………………..10
4.2 Абстракционизм ………………………………………………...12
4.3 Супрематизм …………………………………………………….14
4.4 Конструктивизм …………………………………………………16
5. Выдающиеся деятели русского авангарда …………………….…….19
5.1 Художники ……………………………………………………….19
5.2 Архитекторы …………………………………………………….22
6. Заключение …………………………………………………………….24
7. Список литературы ……………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение культурология.docx

— 51.41 Кб (Скачать файл)

В литературе кубофутуристами  называли себя представители одной  из главных групп поэтов-футуристов: Хлебников, Бурлюки, Гуро, Крученых, Маяковский. Основные эстетические принципы кубофутуризма, легшие в основу русского литературного  футуризма, были сформулированы этой группой  поэтов в ряде манифестов, главными среди которых были "Пощечина общественному вкусу" (декабрь 1912) и манифест в сборнике "Садок судей II" (1913).

История литературы XX в. показала, что все эти радикальные находки  кубофутуризма были востребованы и  развиты в самых разных направлениях авангарда, модернизма, постмодернизма и составили фундамент ПОСТ - культуры. Уже в 1914 г. кубофутуристы и эгофутуристы (И. Северянин и др.) в манифесте "Идите к черту" отказались от "случайных кличек" эго и кубо и "объединились в единую литературную компанию футуристов".

 

4.2 АБСТРАКЦИОНИЗМ

 

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) - направление не фигуративного искусства, отказавшегося от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Главными теоретиками и практиками были В. Кандинский, П. Мондриан.

Абстракционизм отказался  от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, ориентировался исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, цветоформ и их бесчисленных сочетаний.

Первые абстрактные работы были созданы в 1910 г. Кандинским. Эстетическое кредо абстрактного искусства он изложил в книге "О духовном в искусстве" (1910 г.) и в ряде других книг и статей.

Художник в понимании  Кандинского является лишь посредником  Духовного, инструментом, с помощью  которого оно материализуется в  художественных формах. Поэтому абстрактное  искусство не является выдумкой современных  художников, но - исторически закономерной формой самовыражения.

Абстракционизм развивался по двум основным направлениям:

1. гармонизации аморфных  цветовых сочетаний;

2. создания геометрических абстракций.

Первое направление (главные  представители - ранний Кандинский, Ф.Купка) довело до логического завершения поиски экспрессионистов в области «освобождения» цвета от форм видимой реальности. Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета.

Второе направление развивалось  по пути создания новых типов художественного  пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Главными представителями его были Малевич периода геометрического супрематизма, поздний Кандинский с его геометрическими абстрактными композициями.

Концентрация эстетического в абстрактных цветоформах, исключающих какие-либо утилитарно-бытовые ассоциации, выводит зрителя на прямой глубинный контакт с чисто духовными сферами. В этом плане многие произведения абстракционизма (особенно работы Кандинского, Малевича, М.Ротко, Мондриана) могут служить объектами медитации и посредниками в других духовных практиках. Не случайно Малевич ощущал в своих работах близость к русской иконе, а за его "Черным квадратом" укрепилась репутация "иконы ХХ века". Обозначение, данное изначально с уничижительно-ироническим оттенком, хорошо выразило суть этого феномена.

 

4.3 СУПРЕМАТИЗМ

 

Супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. в России К.С. Малевичем.

Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях  разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематистские композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи.

В беспредметных полотнах краска, по мысли К. Малевича, была впервые  освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематистские картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога). Влияние супрематизма испытали такие художники как Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и многие другие

Цель супрематизма - выражение  реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые  лежат в основе всех других форм физического мира.

В супрематистских картинах отсутствует представление о "верхе" и "низе", "левом" и "правом" - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией.

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Начиная с 1915 г., когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат». Теоретическое обоснование метода Малевич изложил в работе "От кубизма и футуризма к супрематизму... Новый живописный реализм..." (1916). Последователи и ученики Малевича в 1916 г. объединились в группу "Супремус".

Формальными признаками супрематизма являются:

• квадрат, как главный знаковый элемент;

• регулярные геометрические фигуры;

• обычно белый фон;

• насыщенные ортодоксальные цвета;

• игра в плоскости.

Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние  на всю мировую художественную культуру.

 Супрематизм, как никакое  другое направление абстрактного  искусства, имел прикладной успех  и оказал сильнейшее влияние  на возникновение и развитие  искусства дизайна, так как  абсолютизировал в качестве первичных  элементов геометрические планы  аналитически рассмотренного предмета  по аналогии со стандартными  машинными узлами и деталями.

 

4.4 КОНСТРУКТИВИЗМ

 

Конструктивизм - советский  авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - начале 1930 годов.

Как писал В.В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм…».

В условиях непрекращающегося  поиска новых форм, подразумевавшем  забвение всего "старого", новаторы провозглашали отказ от "искусства  ради искусства". Отныне искусство  должно было служить производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого "производственного  искусства". Они призывали художников "сознательно творить полезные вещи" и мечтали о новом гармоничном  человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном  городе.

На становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако, социально обусловленной основой стало именно "производственное искусство" с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.

Термин "конструктивизм" использовался советскими художниками  и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея  Михайловича Гана, которая так и называлась – «Конструктивизм». А.М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура - мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.

Конструктивизм характеризуется строгостью, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

Конструктивизм - направление, которое, связывают с архитектурой, дизайном, полиграфией, художественным творчеством.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением  фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.

В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции - на волне общемирового увлечения  прямыми линиями в дизайне  одежды, советские модельеры тех  лет создавали подчёркнуто геометризированные формы. Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

Наиболее ярко конструктивизм проявился в скульптуре, где конструкция создавалась непосредственно из продуктов промышленного производства.

Таким образом, можно сделать  следующее заключение, что основными  направлениями русского авангарда  были: кубофутуризм, абстракционизм супрематизм и конструктивизм. Кубофутуризм явился следствием таких направлений как кубизм, который в России не был сильно распространен, и футуризм. А вот абстракционизм, супрематизм и конструктивизм являются довольно самостоятельными направлениями, каждое из которых имело свойственные только ему особенные и неповторимые черты, а также своих ярких представителей.

 

5. ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ РУССКОГО АВАНГАРДА

5.1 ХУДОЖНИКИ

 

Один из самых ярких  представителей авангарда, Василий  Кандинский, принадлежит к числу  открывателей нового художественного  языка XX столетия и не только потому, что именно он “изобрел” абстрактное  искусство - он смог придать ему масштаб, цель, объяснение и высокое качество.

В раннем творчестве Кандинского  натурные впечатления служили основой  для создании ярких красочных  пейзажей, иногда с романтически-символической  нагруженностью сюжетов (“Синий всадник”, 1903).

Его работам относятся обобщенно-реалистические натурные пейзажи такие как «Москва. Зубовская площадь", “Зимний день. Смоленский бульвар”. Не оставлял занятий живописью на стекле (“Амазонка", 1917).

Кандинский, как все крупные  мастера нового времени, был универсален  в своей художественной деятельности. Он занимался не только живописью  и графикой, но и музыкой (с ранних лет), поэзией, теорией искусства. Художник оформлял интерьеры, делал эскизы росписей по фарфору, проектировал модели платьев, создавал эскизы аппликаций и мебели, занимался фотографией, интересовался  кинематографом. Поражает необыкновенная организаторская деятельность Кандинского  на всех этапах его жизненного пути. Она видна уже по организации  им первого объединения - “Фаланга” (лето 1901 г).

Другой яркий представитель - Казимир Малевич (1878-1935), о котором по настоящему заговорили в кругах не только художественных, но и в широкой прессе после следующей выставки, на которой он показал уже так называемые супрематистские полотна, геометрические абстракции. С тех пор Малевича, к сожалению, стали считать только художником супрематизма и даже художником одной картины "Черного квадрата". Эту славу отчасти Малевич поддерживал сам. Он считал, что "Черный Квадрат" - это вершина всего. Малевич был разносторонним живописцем. В 20-30-е годы он написал крестьянский цикл, незадолго до смерти стал писать портреты в духе старых мастеров, пейзажи в духе импрессионизма.

Малевич, российский художник, основатель супрематизма, один из немногих в России, работавших в направлениях кубизма, футуризма. Был незаслуженно забыт в Советском Союзе, хотя его творчество одна из самых ярких  страниц в мировом изобразительном  искусстве первой половины ХХ века.

Знаменитый "Черный квадрат" (1913) стал манифестом беспредметного искусства, отправной точкой абстракционизма. На выставках показывались и концептуальные подрамники с чистыми холстами, и  загадочно медитативный цикл картин "Белое на белом" с "Белым  квадратом на белом".

Творения русских художников - авангардистов начала века взорвало художественное сознание. И в то же время супрематизм Малевича появился как закономерная стадия в развитии русского и мирового искусства.

Идеями супрематизма были увлечены И.А. Пуни, И.В. Клюн и другие. В композициях Клюна формы  никнут, как цветы, царит покой  или элегическая печаль; по-восточному изогнутые, замедленно движущиеся фигуры, точно пребывают в состоянии  медитации ("Семья").

Информация о работе Русский авангард