Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:47, курсовая работа
Цель: Показать специфические черты русского народного костюма и охарактеризовать его символику.
Данная цель определила следующие задачи:
1. обосновать значимость народного костюма;
2. выявить художественные элементы костюма;
3. проанализировать особенности традиционного костюма;
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Русский народный костюм…………………….……………………….4
1.1. Повседневная одежда………………………………………………………….. 4
1.2. Обувь……………………………………………………………………………10
1.3. Детский костюм ……………………………………………..……………….. 11
Глава 2. Обрядовая одежда …………………………………..…………………13
2.1. Особенности русского обрядового костюма ………………………………...13
2.2. Обрядовая сельскохозяйственная одежда ………………….………………..14
2.3. Погребальный костюм …………………………………………...…………...15
Глава 3. Русские свадебные наряды …………………………………………..17
3.1. Свадебный костюм невесты ………………………………………………….17
3.2. Прически, головные уборы и украшения…………………………………….19
3.3. Свадебный костюм жениха …………………………………………………..21
Заключение ………………………………………………………………………..23
Список источников и литературы …………………………………………….25
Приложения ……………………………………………………………………….26
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ
кафедра теории и истории культуры
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исполнитель: Трофимчук А.В.
Студент группы 304
Научный руководитель:
доцент Владыкина Э.М.
Зав. Кафедрой: доктор исторических
наук, профессор Алепко А.В.
Дата допуска к защите: ____________
Хабаровск
2012
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Русский народный костюм…………………….……………………….4
1.1. Повседневная одежда……………………………
1.2. Обувь…………………………………………………………………
1.3. Детский костюм ……………………………………………..……………….. 11
Глава 2. Обрядовая одежда …………………………………..…………………13
2.1. Особенности русского обрядового костюма ………………………………...13
2.2. Обрядовая сельскохозяйственная одежда ………………….………………..14
2.3. Погребальный костюм …………………………………………...…………...15
Глава 3. Русские свадебные наряды …………………………………………..17
3.1. Свадебный костюм невесты ………………………………………………….17
3.2. Прически, головные
уборы и украшения…………………………………
3.3. Свадебный костюм жениха …………………………………………………..21
Заключение …………………………………………………
Список источников и литературы …………………………………………….25
Приложения ……………………………………………………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
Русский народный
костюм формировался на протяжении веков,
и его развитие было обусловлено социально-экономическими
изменениями в жизни народа, религиозными
воззрениями, взаимосвязями и контактами
с другими национальными культурами. Этим
объясняется ценность народной одежды
для изучения культуры и быта, характеристики
традиционного художественного творчества,
а также многих других сторон жизни народа,
исторического процесса развития нации
в целом.
В русском народном костюме
выразились миропонимание,
Объект исследования: русский народный костюм.
Предмет исследования: особенности обрядового костюма .
Цель: Показать специфические черты русского народного костюма и охарактеризовать его символику.
Данная цель определила
Актуальность работы связана с тем, что традиции русского костюма можно использовать в современных условиях, так как они несут многовековой опыт предков и глубокий символический смысл.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы в разработке обучающих программ, а также в педагогической деятельности.
1. Русский народный костюм
Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером. Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
1.1. Повседневная одежда
В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли – косоворотка «см. Приложение № 1».
Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит "подол"). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено. Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. По мнению древних следовало "обезопасить" все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.
Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.
Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами ("в шагу") вставляли ластовицу - для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.
Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка - "гашника", вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. "Гачами" или "гащами" древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. "Гача" в смысле "штанина" кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения "держать в загашнике", то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног - "портки". Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша.
Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала XVIII в. носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. «Сарафан» - собирательный термин, которым называют длинную распашную или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках.
Предположительно слово «сарафан» произошло от иранского «sarapa», что в дословном переводе означает «одетый с головы до ног». Первые упоминания об этом типе одежды относятся приблизительно к 1376 году, где о сарафане, сарафанце говорится как о мужской плечевой распашной узкоскроенной одежде с длинными рукавами.
В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал повсеместно известен в России начиная с XVII в. Тогда он представлял собой цельное глухое платье с рукавами или без рукавов, надевавшееся через голову. Сарафан на лямках стал известен только после XVII в. Начиная с XIX в. и до 20-х годов ХХ в. сарафан служил праздничной, будничной, а так же рабочей одеждой крестьянства. Праздничные сарафаны шили из более дорогих тканей, будничные в основном из домоткани.
Известно огромное разнообразие типов сарафанов, при этом в каждой губернии могли одновременно бытовать несколько разновидностей. Все типы можно условно разделить на четыре большие группы по конструкции (крою), начиная с самого древнего.
Глухой косоклинный сарафан, известный в разных губерниях под названиями саян, ферязь, глухарь, сукман, дубас «см. Приложение № 2». Первоначально этот тип сарафана имел туникообразный крой, при котором перед и спинка сарафана формируются из одного полотнища ткани, перегнутого пополам. Округлая или прямоугольная горловина вырезалась по сгибу, иногда дополнялась небольшим нагрудным разрезом спереди по центру. С боков подставлялись многочисленные продольные клинья. Такие сарафаны в основном шились из домоткани - красного сукна, черной и синей шерсти домашнего изготовления, - а также из белого и синего холста. Такие сарафаны украшались обшивками кумача или крашенного холста на вырезе ворота, проймах и подоле.
Постепенно туникообразный крой практически перестал применяться, а большую популярность получил распашной косоклинный сарафан, составлявшийся из трёх прямых полотнищ ткани - двух спереди и одного сзади.
Голевой сарафан, китаешник, китайка, клетовник из 4-6 прямых полотнищ клетчатой домоткани, клинник, красик, круговой, кумашник. Сарафаны этого типа шились из разнообразных тканей: холст и шерсть разных цветов домашнего производства, набойка кумач, тафта, штофный шелк, парча, нанка, китайка, а также другие хлопчатобумажные ткани. Украшения таких сарафанов были также весьма разнообразны: кружево, красный шнур, бисер, кумачные, позументные, атласные полосы, расположенные вдоль нижнего края подола или вдоль застежки на лямках.
Самым распространенным типом, широко бытовавшем почти на всей территории проживания русских, стал круглый (прямой) сарафан - атласник, азиятка, дольник, раздувай, рытник. Он составлялся из 4-8 прямых полотнищ ткани (в основном фабричного производства) и представлял собой высокую широкую юбку, присборенную на груди, с маленькой застежкой по центру спереди или под левой лямкой сбоку. Такой сарафан имел узкие пришивные лямки. Он был очень прост для шитья, ткань была легкой по сравнению с холстиной, по этому он быстро стал популярен и потеснил косоклинный сарафан. Будничные сарафаны этого типа шились из клетчатой домотканой пестряди или фабричной ткани темных расцветок, в то время как праздничные были из набойки, яркого ситца или сатина, кумача, шелка, парчи и других материалов. Круглые сарафаны украшались по подолу и на груди нашивками позумента, бахромой, шелковыми лентами, тесьмой, даже аппликациями.
Менее распространенный, являвшийся своеобразным вариантом круглого сарафана - сарафан с лифом, состоявший из двух частей. Первая - это пышная сосборенная юбка из нескольких прямых полотнищ, вторая - лиф с узкими лямками, плотно обтягивающий грудь, он пришивался (частично или полностью) к пышной юбке.
Кроме того, в некоторых регионах сарафаном называли и высокую юбку (под грудь) без лямок.
Коротко охарактеризовав основные типы сарафанов, бытовавших на территории нашей страны к концу ХIХ в.
Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны, у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азыми, при своем типологическом сходстве они отличались деталями кроя. Понитки шили из домашнего сукна - пониточины, с прямым передом и спинкой в талию, иногда со сборками или клиньями по бокам. Пониток покрытый холстом или фабричной тканью назывался гуней, иногда для большего тепла их стежили куделью, бытовали гуни в качестве праздничной и будничной одежды. Выходные гуни покрывали крашенным холстом, а рабочие, из грубого холста, называли сермяками или шабурами, шили их из синего холста для повседневной носки и из фабричных тканей - для праздников. Они имели отрезную талию, вначале широкие складки - пластики, позднее пышные сборки. Перед шабура был прямой, полы застегивались на крючки, шили его на подкладке из холста, который пришивался только на груди.
Издавна на Урале была распространена одежда из овчины, носили шубы крытые и нагольные - без покрытия. Покрывали шубы холстом, сукном, а богатые люди привозной дорогой материей. Шили их по-старинному - в талию и со сборками. Особенно нарядными выглядели женские шубы, покрытые шелковой материей и с воротниками из беличьего или соболиного меха.
Дорожной одеждой были тулупы, зипуны. Зипуны шили из холста или серого сукна, их надевали поверх понитка, шубы.
Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная для работы и хозяйственных дел. Мужчины охотники и рыболовы носили лузаны, русские этот вид одежды заимствовали у коми-пермяков и манси. Специально вытканное поперечнополосатое полотно складывалось вдвое и по сгибу вырезалось отверстие для головы, нижние концы закреплялись веревками на талии. Под полотнищами спереди и сзади подшивали холст, образовавшиеся мешки - карманы использовали для хранения и переноски принадлежностей и добычи. Для хозяйственной работы на поле и дома мужчины и женщины надевали поверх одежды глухие запоны туникообразного покроя с длинными рукавами, спереди полотно из холста спускалось до колен, сзади до талии.