Введение
Начнем с того, что культура не являет
собой лишь некий перечень известных литературных
текстов, архитектурных ансамблей и стилей,
полотен живописи и образчиков скульптуры.
Культура – это поток и одновременно система
неких взаимосвязанных артикулируемых
и скрытых, не явленных смыслов, формирующихся
в контексте исторического бытия того
или иного социума и одновременно трансформирующих
его. Поэтому нас будет интересовать не
столько внешнее описание тех или иных
ритуалов «рыцарской» Европы, сколько
смысловой алгоритм рождения и бытования
этой культуры.
Необходимо определиться с
самим понятием «рыцарь». Как
правило, оно используется в самом
широком смысле этого слова
для характеристики представителя
военного сословия Средневековья,
вне зависимости от имущественного
положения, знатности, этнополитической
принадлежности. Именно в таком
расширительном смысле большей
частью и будут трактоваться
проблемы рыцарской культуры
в пособии. Однако, совершенно очевидно,
что смысловая наполненность
культурных идеалов рыцарства
на заре становления средневекового
общества и на закате того,
что именуют средневековой эпохой,
существенно трансформировалась
во времени. Равно как очевидно
и то, что ценностные ориентиры
рыцарского сословия варьировались
в зависимости от групповой
или национальной идентичности
его носителей.
Не следует забывать, что
рыцарь – это, прежде всего
воин. Именно так называли рыцарей
в XII веке клирики. Профессиональная
принадлежность вкупе с природной
данностью и определили приоритет
физической силы в рыцарских
глазах. Рыцарь по определению
должен был обладать данным
достоинством. И дело не только
в том, что рыцарь классического
средневековья вынужден был нести
на себе латы и оружие весом
в 70-80 килограммов, что было под
силу только очень сильному
человеку. Образ жизни, технология
военных действий того времени
не могли не определить особую
ценность мускульной силы, физической
подготовки для рыцаря. Неудивительно,
что воспитание рыцаря было
в первую очередь подчинено
задаче сделать из юноши сильного
воина. Немецкий поэт Гартман
фон Ауэ повторял поговорку
каролингских времен: «Кто до
двенадцати лет остается в
школе, не садясь верхом, годится
только на то, чтобы стать священником».
Что такое рыцарство?
Рыцарство представляло собой общественный
институт, появившийся в феодальной системе
примерно в 1000 году. В строгом смысле слова,
рыцарь — это любой мужчина, владеющий
оружием и прошедший церемонию специального
посвящения. Но быть лишь посвященным
— недостаточно для истинного рыцаря;
необходимо еще следовать определенным
правилам и вести особый образ жизни.
Рыцарство, социальная категория
в странах Западной и Центральной
Европы в средние века, включавшая
всех светских феодалов или
их часть — мелких феодалов
Первые упоминания о рыцарстве.
относятся к концу 10 в. В это
время под рыцарями (в лат. терминологии
milites) подразумевали категорию военных
слуг (преимущественно конных), являвшихся
вассалами знати. По мере роста
феодальной раздробленности, благоприятствовавшей
расширению прав мелких рыцарей,
грань между рыцарством и знатью
постепенно стиралась. Уже в 11—12
вв. под рыцарством всё чаще
начинают понимать всех светских
феодалов-воинов, а с образованием
в 12 в. духовно-рыцарских орденов
рыцарство стало охватывать и
часть духовных феодалов. Принадлежность
человека к рыцарству обычно
совпадала с наличием у него
земельного феода, позволявшего
освободиться от непосредственного
участия в производстве и обеспечивавшего
приобретение боевого коня и
рыцарского вооружения (меч, щит, латы
и др.), становившегося со временем
всё более дорогим.
Рыцарство зародилось в Западной
Европе на рубеже X-XI вв. в качестве
военного сословия, состоящего на
службе крупной земельной аристократии.
Однако очень скоро идеалы, образ
жизни и стиль поведения этих
элитных воинов стали распространяться
на все дворянское сословие, включая
высшую аристократию и самих
королей. К концу XII в. практически
все западноевропейское проходит
через церемонию посвящения в
рыцари. В XIII в. слова «рыцарь» и
«дворянин» стали практически
синонимами. Ритуал посвящения становится
все более торжественным и
пышным. Но и требования, предъявляемые
к вступающему в рыцарское
сословие, растут. В результате в
XIV, а тем более в XV вв. далеко
не все дворяне могли удостоиться
этой чести. Не прошедшие посвящение
мелкопоместные дворяне чаще
всего сохраняли скромный титул
оруженосца, который тем не менее
предполагал при благоприятном
стечении обстоятельств возможность
посвящения в рыцари. Самое же
главное, что идеалы и образ
жизни рыцарства были безусловным
образцом для всего дворянского
сословия.
Таким образом, рыцари — это
не юридический класс, а специфическая
социальная категория или, выражаясь
современным языком, сообщество
«профессионалов» конного боя (единственного
эффективного способа военных
действий вплоть до конца XIII века),
умевших вести ту особую жизнь,
каковой представала жизнь рыцаря.
Теоретически рыцарство считалось
доступным каждому, получившему
крещение: любой рыцарь имел право
сделать рыцарем того, кого он
считал достойным им быть, вне
зависимости от происхождения
и социального положения. Эпические
песни, так называемые, «жесты», изобилуют
примерами простолюдинов (крестьян,
лесников, свинопасов, торговцев, жонглеров,
поваров, привратников и т.д.), посвященных
в рыцари в награду за оказанные
герою услуги. Иногда упоминаются
даже простые сервы.
Уже к 1200 году рыцари — это уже в основном
сеньоры или сыновья сеньоров. Во Франции
данный феномен принимает особо выраженный
характер в течение XIII века, так что рыцарское
звание уже практически не рассматривается
как личностное, а становится наследственным
качеством, доступным лишь высшим слоям
аристократии. С этого времени и начинается
процесс слияния рыцарства и аристократии.
Жизнь будущего рыцаря
Понятие рыцарства прежде
всего связывалось с определенным
образом жизни. Он требовал специальной
подготовки, торжественного посвящения
и не такой, как у обычных
людей, деятельности. Эпическая и
куртуазная литература дает нам
об этом довольно подробное
представление, хотя, возможно, несколько
обманчивое из-за ее идеологически
консервативного характера и
нуждающееся в некоторой корректировке,
для чего мы воспользуемся
повествовательными источниками
и данными археологии.
Жизнь будущего рыцаря начиналась
с долгого и непростого обучения
сначала в родительском доме,
а затем, с десяти или двенадцати
лет, у богатого крестного или
могущественного покровителя. Цель
начального, семейного и личного
образования — научить элементарным
навыкам верховой езды, охоты
и владения оружием. Следующий
этап, более длительный и более
сложный, уже представлял собой
настоящее профессиональное и
эзотерическое посвящение. Он проходил
в группе. На каждой ступени
феодальной пирамиды сеньора
окружало нечто вроде «рыцарской
школы», где сыновья его вассалов,
его протеже и, в некоторых
случаях, его менее состоятельные
родственники обучались военному
мастерству и рыцарским добродетелям.
Чем влиятельнее был сеньор, тем
больше набиралось у него учеников.
Подготовка такого воина
осуществлялась и регулировалась
посредством обычая, составлявшего
обязательный элемент в жизни
каждого представителя этого
сословия. Это обычай ученичества,
когда до шестнадцати-двадцатитрехлетнего
возраста юноши, начиная с десяти-
двенадцати лет проходили соответствующую
выучку под началом определенного
наставника. Во Франции такой
юноша назывался демуазо. Как
правило, молодого человека отдавали
в руки могущественного покровителя,
при дворе которого существовало
нечто вроде «рыцарской школы».
В этой «школе» обучались военному
мастерству и иным рыцарским
доблестям сыновья вассалов того
или иного сеньора, его протеже
и менее состоятельные родственники.
Лишь освоив соответствующие
навыки воинской профессии –
владение оружием (мечом и копьем),
тактические приемы конного боя
и т.д. – юноша мог быть посвященным
в рыцари.
Обряд посвящения мог проходить
как в военное, так и в мирное
время. Естественно, что церемония,
проведенная на поле боя в
канун сражения или после него,
приобретала особый престиж в
глазах участников этого культурного
действа. Равно как имело большое
значение то, кто посвящал в
рыцари. Так, например, французский
король Франциск I пожелал получить
посвящение в рыцари только
из рук прославленного «рыцаря
без страха и упрека» Пьера
дю Терай Байяра. Его героизм
и благородство были широко
известны - в битве при Гарильяно
он оборонял мост в одиночку
против двухсот воинов, в своем
последнем бою, получив смертельную
рану, Байяр умер стоя, прислонясь
к дереву и обратив лицо
к противнику. Его настолько уважали
даже враги, что дважды выпускали
из плена без выкупа.
Посвящение в мирное время
приурочивалось к каким-либо знаковым
событиям – религиозному празднику,
свадьбе сеньора или правителя,
рождению особы королевского
рода и т.д. Светской части обряда
предшествовал особый религиозный
ритуал – исповедь, причастие
и ночь размышлений в часовне
или церкви, который должен был
очистить посвящаемого от дурных
помыслов, укрепить в вере, словом,
подготовить его духовно к
вступлению в ряды воинов Христовых.
Следует подчеркнуть, что и сам
ритуал непосредственного посвящения
был исполнен сакрального характера
и начинался с освящения оружия.
Посвящаемый получал из рук
своего наставника – «крестного
отца» - меч и шпоры, кольчугу и
шлем, копье и щит, облачался в
них, прочитывал несколько молитв
и клялся блюсти рыцарские
заповеди. И, наконец, обряд завершался
процедурой, получившей название
«алап» или «коле» - символический
удар по шее, наносимый рукой
или посредством меча в ножнах.
В идеале предполагалось, что это
был первый и последний удар, который посвящаемый
рыцарь оставлял без ответа.
До шестнадцати-двадцатитрехлетнего
возраста эти юноши выполняли
роль домашнего слуги или оруженосца
своего покровителя. Прислуживая
ему за столом, сопровождая на
охоте, участвуя в увеселениях, они
приобретали опыт светского человека.
А занимаясь его лошадьми, поддерживая
в порядке его оружие и, позже,
следуя за ним на турнирах
и полях сражений, они накапливали
знания, необходимые военному человеку.
С первого дня выполнения этих
обязанностей и до момента
посвящения в рыцари они носили
звание оруженосца. Те из них,
кому не удавалось стать рыцарями
из-за отсутствия состояния, заслуг
или подходящего случая, сохраняли
это звание на всю жизнь, ведь
называться рыцарем можно было
только после посвящения.
Однако посвящение, главный
этап в карьере рыцаря, нисколько
не изменяло его повседневной
жизни. Она по-прежнему состояла
из верховой езды, сражений, охоты
и турниров. Сеньоры, обладавшие
обширными владениями, играли в
ней главную роль, а вассалам
с феодами победней, приходилось
довольствоваться крупицами славы,
удовольствий и добычи.
Имея равные права, в действительности
рыцари не были равны. Среди
них встречалось немало и таких,
кто составлял нечто вроде
«рыцарского пролетариата»; они
получали средства для жизни,
лошадей и даже оружие от
сильных мира сего (королей, графов,
баронов), за чей счет вынуждены
были жить. Эти неимущие рыцари,
богатые тщеславными надеждами,
но бедные землей, — как правило,
молодые люди, которые ожидали
отцовского наследства или, не
обладая ничем, состояли на службе
у какого-нибудь покровителя. Зачастую
они объединялись в лихие компании
под предводительством княжеского
или графского сынка и искали
приключений, предлагали свои услуги
от турнира к турниру, от поместья
к поместью. Они первыми отправлялись
в Крестовые походы или далекие
экспедиции, манящие своей неопределенностью.
Они стремились обольстить богатую
наследницу, способную принести
им то состояние, которое не
могли обеспечить ни их подвиги, и происхождение.
Этим объясняется позднее вступление
в брак.
Возможно, именно этому сообществу
молодых рыцарей, жадных до любовных
и военных подвигов, и адресовались
рыцарские романы и куртуазная
литература. В ней они находили
изображение общества, не существовавшего
на деле, но того самого, которое,
несомненно, пришлось бы им по
вкусу. Общества, где качества, деятельность
и стремления рыцарского класса
почитались единственно возможными
и истинными идеалами.
Главенствующее место в социальной
деятельности рыцарей занимали
войны, обеспечивавшие захват новых
владений и военной добычи (внутренние
усобицы, Крестовые походы, войны
между государствами, складывавшимися
в самой Европе, военные акции
по подавлению народных восстаний).
Специфика этих социальных функций
рыцаря обусловливала его растущее
социально-экономическое и правовое
обособление. Будучи верховным собственником
главного богатства — земли
и правящей социальной группой,
рыцарей обладало широкими привилегиями:
оно было свободно от большинства
фискальных тягот, подсудно только
судам равных по социальному
статусу, пользовалось преимущественными
правами на занятие государственных
и военных должностей; доступ
в ряды рыцарей для лиц нерыцарского
происхождения в большинстве
стран был ограничен. Особое значение
придавалось рыцарской щедрости:
наибольшим престижем пользовался
тот из рыцарей, кто был щедрее
в раздачах. В среде рыцарей
сложился так называемый культ
дамы — поклонение рыцаря избранной
им знатной женщине, нередко замужней
и занимавшей более высокое, чем
рыцарь, социальное положение. Распространению
«культа дамы» способствовали, с
одной стороны, обеднение части
рыцарей, стремление поправить свои
дела выгодными браками, а с
другой — появление неудовлетворённости
аскетизмом христианской морали.