Рыцарство в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:52, реферат

Описание работы

Необходимо определиться с самим понятием «рыцарь». Как правило, оно используется в самом широком смысле этого слова для характеристики представителя военного сословия Средневековья, вне зависимости от имущественного положения, знатности, этнополитической принадлежности. Именно в таком расширительном смысле большей частью и будут трактоваться проблемы рыцарской культуры в пособии. Однако, совершенно очевидно, что смысловая наполненность культурных идеалов рыцарства на заре становления средневекового общества и на закате того, что именуют средневековой эпохой, существенно трансформировалась во времени. Равно как очевидно и то, что ценностные ориентиры рыцарского сословия варьировались в зависимости от групповой или национальной идентичности его носителей.

Файлы: 1 файл

Рыцарство в средние века.docx

— 38.44 Кб (Скачать файл)

 Щедрость – оборотная сторона  удачи и могущества. Кодекс чести  включал в себя щедрость как  обязательную максиму поведения  рыцаря. Чем сильнее был сеньор, чем могущественнее был его  линьяж, тем, как правило, богаче  он был. Как правило, и щедрее. Следует особо подчеркнуть, что  идеал щедрости, как и идеал  мужества, особенно в раннюю эпоху  носил некий избыточный характер. Хрестоматийный пример о рыцаре, засеявшем поле серебром, невольно  приходит на ум в качестве  примера экстремального выражения  характера этой ценности.

Социальная структура рыцарского сословия в Западной Европе была такова, что выполнение рыцарской феодальной элитой военных функций, невозможное без обретения новых вассалов и соответствующего материального вознаграждения их, способствовало закреплению психологической установки в качестве культурного идеала щедрости. Какие бы сложные мутации не претерпел этот идеал, встретившись с реалиями жизни Нового времени, заставившего не только простолюдина, но и рыцаря рассчитывать свои траты, ему суждено было пополнить культурный багаж европейца. Этот идеал будет востребован и в более поздние эпохи, не исключая и прагматичную современность.

 Безусловно, стремление к обогащению, табуированное христианской этикой  того времени, являлось одним  из важнейших мотивов поведения  рыцарства, мотивов, маскировавшихся  в самые разные культурные  мифы. Во время крестовых походов  жажда обогащения, особенно мелкого  безземельного рыцарства, найдет  свое обоснование в необходимости  освобождения гроба Господня  и братьев во Христе. Причем, богатая  добыча рассматривалась как естественный  дар Господа, отблагодарившего рыцаря  за верную службу.

 Собственное стремление рыцаря  к обогащению, вытесняемое в подсознание, переносилось на врага – мусульманам, как и евреям, приписывалась особая  страсть к стяжанию. Грабеж Константинополя, в ходе которого ограблению  была подвергнута одна из главных  святынь христианского мира –  собор Святой Софии - оправдывался  тем, что рыцари наказывали схизматиков.

 Стремления к богатству, воинской  славе, табуированные христианской  этикой и оцениваемые церковью  как греховные алчность и гордыня, подсознательно всегда определяли  те или иные поиски рыцарства. Средневековый социум давал возможность  примирять эти устремления с  интересами самого общества, подчинив  его эгоистические устремления  идеям «справедливой» войны, помощи  слабым, что работало на нравственное  самосовершенствование рыцаря. Нередко  эти устремления обретают в  рыцарской поэзии и романе  сублимированно-утонченный, казалось  бы, отвлеченный смысл - рыцарь ищет  нечто, что не имеет прямого  практического значения для его  жизни или жизни окружающих.

 

 

Заключение

 Средневековая цивилизация Запада и рожденная в ее лоне культура рыцарства – явления, которые можно понять лишь в режиме «большого времени». Истоки этих феноменов в варварском мире, их культурный резонанс во многом определяет характер культурных ценностей современного европейца. Идеалы героизма, мужества, честности, верности долгу, «высокой» любви, словом все-то, что составляет «сухой остаток» живой и многообразной картины рыцарской культуры Западной Европы, имели ярко выраженную индивидуалистическую интонацию.

 Именно специфика социокультурного  ландшафта рождения и бытования  рыцарской культуры в Европе  придала ей своеобразное звучание  и оформление в соответствующих  эпохе понятиях и ценностях. Подчеркнем, что в этом смысле чрезвычайно  значимыми оказались исторические  условия генезиса рыцарства, элита  которого обладала относительно  широкими материальными и властными  ресурсами, чтобы «держать дистанцию»  по отношению к правителю. Значимыми  оказались и отношения внутри  рыцарской среды, позволившие сформироваться  относительно автономной человеческой  личности мелкого и небогатого  рыцаря. В этом смысле образ  д΄Артаньяна, культовый образ для  европейца, является квинтэссенцией  мироощущения свободной личности, для которой понятия долга  и чести опосредованы ее личным  выбором.

 Именно это своеобразие вкупе  с теми смыслами, которые были  переданы средневековому Западу  античной и христианской культурными  традициями со свойственными  им персонализмом и гуманизмом, зададут рыцарской среде особое  интонирование темы человека. При  этом важно подчеркнуть, что при  всей своей избыточности, или, что  одно и то же, романтизации, рыцарские  идеалы и ценности во многом  будут направлять духовные поиски  европейцев последующих эпох. Как  и культура варварской Европы, культура рыцарского мира внесет  свой вклад в тот культурный  багаж, который ляжет в основу  европейского гуманизма, пронизанного  ценностью и значимостью человеческого  «Я» во всех проявлениях его  диалога с окружающим миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Борзова Е.П. История мировой  культуры. 2-е изд., – СПб.: Изд-во  «Лань», 2002. – 672 с.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой  культуры. М., 1987

3. История культуры стран Западной  Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов/ Л.М. Брагина, О.И.Варьяш, В.М.Володарский  и др.; Под ред. Л.М.Брагиной. –  М.: Высш. шк., 1999. – 479 с

4. Кардини Ф. Истоки средневекового  рыцарства. М., 1987

5. Тайны, скрытые забралом: Энциклопедический  путеводитель по истории рыцарства. – М.: Современник, 2002. – 416 с.

6. http://gazetam.ru/15-marta/ryitsarstvo-srednevekovya.htm

7. http://otherreferats.allbest.ru

 

 


Информация о работе Рыцарство в средние века