Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:48, реферат
Главой семьи считался отец. Он был хранителем семейных устоев, распорядителем имущества, организатором хозяйственной жизни и имел большой авторитет в семье. Молодые члены семьи неукоснительно подчинялись более старшим.
Введение…………………………………………………………………………..3
Свадебные обычаи и обряды………………………………………………….…4
Родильные обряды………………………………………………………………15
Погребально-поминальные обряды………………………………………......19
Литература………………………………………………………………………23
Первые поминки устраивались на
третий день. Приглашали всех, кто присутствовал
на похоронах: муллу, родственников, соседей,
которые приносили с собой
гостинцы: чай, баурсак, блины и др.
Мулла читал молитвы за упокой
души умершего. Готовили бишбармак, суп-лапшу,
балеш, кумыс. К чаю подавали сладости
и мучные изделия: пироги с рисом,
изюмом, урюком, смородиной или черёмухой,
баурсак. Если не было мяса, варили пшённую
или рисовую кашу, а также лепёшки.
После угощения раздавали хаер: мулле
— деньги, обмывавшим — платки, платья
или отрезы (женщинам), рубашки (мужчинам).
Копавшие могилу получали рубашки, полотенца,
вязаные носки, варежки или деньги.
На поминках, как и на похоронах,
раздавали также мотки ниток:
в первую очередь их получали те,
кто охранял и обмывал
Вторые поминки устраивались на
седьмой день. Как и во время
первых поминок, мулла прочитывал молитву,
подавалось угощение, присутствующим
раздавали хаер. Приглашёнными были
участники похорон и все
Главные поминки устраивались на 40-й день. Их разрешалось проводить и раньше назначенного срока. 40-й день считался самым важным и обязательным ритуалом поминального цикла. На эти поминки приглашали всю родню, говорили: "Нельзя кого-то из рода оставить неприглашённым". Считалось, что на 40-й день душа умершего покидала свой дом - до этого она каждый день скиталась поблизости. В Бардымском районе Пермской области в 1984 г. было записано поверье, что в течение этого срока душа умершего прилетала и садилась на крышу дома или окно. Сердца живых при этом словно пронзались сорока
иголками; в течение сорока дней их по одной вытаскивали, постепенно боль стихала, горе притуплялось. В эпосе "Заятуляк и Хыухылу" героиня ждёт возлюбленного 40 дней, а на 41-й день, не дождавшись, умирает. В башкирском эпосе "Акхак-Кола" подробно описываются поминки 40-го дня: было зарезано 40 баранов, яловых кобылиц и 40 двугорбых верблюдов, приглашены муллы, которым подарили 40 мотков ниток. В течение 40 дней ежедневно читали молитвы, на 40-й день - заключительную. После молитвы мулле давали хаер, затем подавалось угощение. К поминкам обязательно забивали лошадь, тёлку или барана. В народе сохранилось выражение, что на этих поминках "гостей принимали как сватов". Состав поминальных блюд в целом был тот же. Заканчивались поминки раздачей хаер.
Завершался поминальный цикл годичными поминками. Обряд поминовения в этот день был аналогичен поминкам 40-го дня. Умерших родственников поминали также во время пятничных молитв. Считалось, что в четверг вечером души умерших наведываются домой. Им посвящали молитву.
Необходимость соблюдения поминальных обрядов отражена в башкирском фольклоре. Как трагические описываются случаи, когда родственники не могли устроить поминки по умершим родным.
В настоящее время содержание семейных обычаев изменилось, в них сократились архаические черты, увеличиваются социально-бытовые элементы, но их значение в жизни человека осталось прежним. Возрождаются многие мусульманские обряды, воспринимаемые часто как национальные башкирские. Из традиционных родинных обрядов ныне бытуют поздравления с новорождённым, обряд наречения имени, обрезание. В свадебной обрядности сохранились чтение никаха, выкуп невесты, показ источника воды и др. Погребальный ритуал изменился мало. В сельской местности часто на похоронах и свадьбе принимают участие все жители деревни.
Литература
Н.В. Бикбулатов, Р.М. Юсупов, С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фатыхова «Башкиры. Этническая история и традиционная культура», Уфа, из-во «Научная энциклопедия», 2002