Семейные обычаи и обряды башкир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Главой семьи считался отец. Он был хранителем семейных устоев, распорядителем имущества, организатором хозяйственной жизни и имел большой авторитет в семье. Молодые члены семьи неукоснительно подчинялись более старшим.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3



Свадебные обычаи и обряды………………………………………………….…4



Родильные обряды………………………………………………………………15



Погребально-поминальные обряды………………………………………......19



Литература………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Обряды башкир.docx

— 60.04 Кб (Скачать файл)

 

Первые поминки устраивались на третий день. Приглашали всех, кто присутствовал  на похоронах: муллу, родственников, соседей, которые приносили с собой  гостинцы: чай, баурсак, блины и др. Мулла читал молитвы за упокой души умершего. Готовили бишбармак, суп-лапшу, балеш, кумыс. К чаю подавали сладости и мучные изделия: пироги с рисом, изюмом, урюком, смородиной или черёмухой, баурсак. Если не было мяса, варили пшённую  или рисовую кашу, а также лепёшки. После угощения раздавали хаер: мулле  — деньги, обмывавшим — платки, платья или отрезы (женщинам), рубашки (мужчинам). Копавшие могилу получали рубашки, полотенца, вязаные носки, варежки или деньги. На поминках, как и на похоронах, раздавали также мотки ниток: в первую очередь их получали те, кто охранял и обмывал умершего. Женщинам иногда давали нитки вместе с нагрудником, лоскутом ткани или  коралловыми бусинками. Этот обряд  является отголоском древнего поверья  о переселении души умершего при  помощи ниток, он был распространён  также у многих народов Поволжья и Сибири, Средней Азии. Получение  кусочков ткани на похоронах пожилого человека трактуется как обряд, "позволяющий  стать преемником благодатных качеств  почитаемого предка кратчайшим путём, т. е. путём причащения".

 

Вторые поминки устраивались на седьмой день. Как и во время  первых поминок, мулла прочитывал молитву, подавалось угощение, присутствующим раздавали хаер. Приглашёнными были участники похорон и все родственники.

 

Главные поминки устраивались на 40-й  день. Их разрешалось проводить и  раньше назначенного срока. 40-й день считался самым важным и обязательным ритуалом поминального цикла. На эти  поминки приглашали всю родню, говорили: "Нельзя кого-то из рода оставить неприглашённым". Считалось, что на 40-й день душа умершего покидала свой дом - до этого она  каждый день скиталась поблизости. В Бардымском районе Пермской области  в 1984 г. было записано поверье, что в  течение этого срока душа умершего прилетала и садилась на крышу  дома или окно. Сердца живых при  этом словно пронзались сорока

иголками; в течение сорока дней их по одной вытаскивали, постепенно боль стихала, горе притуплялось. В  эпосе "Заятуляк и Хыухылу" героиня  ждёт возлюбленного 40 дней, а на 41-й  день, не дождавшись, умирает. В башкирском эпосе "Акхак-Кола" подробно описываются  поминки 40-го дня: было зарезано 40 баранов, яловых кобылиц и 40 двугорбых верблюдов, приглашены муллы, которым подарили 40 мотков ниток. В течение 40 дней ежедневно  читали молитвы, на 40-й день - заключительную. После молитвы мулле давали хаер, затем подавалось угощение. К поминкам обязательно забивали лошадь, тёлку  или барана. В народе сохранилось  выражение, что на этих поминках "гостей принимали как сватов". Состав поминальных блюд в целом был  тот же. Заканчивались поминки  раздачей хаер.

 

Завершался поминальный цикл годичными  поминками. Обряд поминовения в  этот день был аналогичен поминкам 40-го дня. Умерших родственников  поминали также во время пятничных  молитв. Считалось, что в четверг  вечером души умерших наведываются домой. Им посвящали молитву.

 

Необходимость соблюдения поминальных  обрядов отражена в башкирском фольклоре. Как трагические описываются  случаи, когда родственники не могли  устроить поминки по умершим родным.

 

В настоящее время содержание семейных обычаев изменилось, в них сократились  архаические черты, увеличиваются  социально-бытовые элементы, но их значение в жизни человека осталось прежним. Возрождаются многие мусульманские  обряды, воспринимаемые часто как  национальные башкирские. Из традиционных родинных обрядов ныне бытуют поздравления с новорождённым, обряд наречения  имени, обрезание. В свадебной обрядности сохранились чтение никаха, выкуп  невесты, показ источника воды и  др. Погребальный ритуал изменился  мало. В сельской местности часто  на похоронах и свадьбе принимают  участие все жители деревни.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Н.В. Бикбулатов, Р.М. Юсупов, С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фатыхова «Башкиры. Этническая история  и традиционная культура», Уфа, из-во «Научная энциклопедия», 2002

 


Информация о работе Семейные обычаи и обряды башкир