Семья как социально-культурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья. Именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. В этой связи центр формирования культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.Социально-культурные особенности современной семьи и тенденции ее развития.
1.1Понятие и значение семьи как социально-культурного института……….6
1.2 Функции семьи как социально-культурного института………………….13
2.Развитие досуговых интересов современной семьи в условиях клубного учреждения.
2.1 Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга …………………………………………………………………………………….20
2.2 Развитие досуговых интересов семьи на основе деятельности Культурно-досугового центра «МИР» г. Вятские Поляны………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
Список используемой литературы……………………………………………30

Файлы: 1 файл

Возрастные технологии.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Кировский филиал

Федерального государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный институт искусства и культуры»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по ВОЗРАСТНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

на тему

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ.

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнил студент

                                                          группы: МКС2

                                                             Бортников С.М.

                                                                                           Преподаватель: Наговицина М.П.

                                                                                                 

                                                                                   Работа поступила в учебную 

                                              часть:

                                                                                                  

                                                                                           ___________________________                                                                    

                                                                                                 дата, подпись методиста

 

                                                                                 Отметка преподавателя:

                                                                                          ____________________________

                                                                                                  зачтено, не зачтено

                                                                                        

                                                                                          ____________________________

                                                                                                дата, подпись

 

 

 

 

Киров 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1.Социально-культурные особенности  современной семьи и тенденции  ее развития.

1.1Понятие и значение семьи  как социально-культурного института……….6

1.2 Функции семьи как  социально-культурного института………………….13

2.Развитие досуговых  интересов современной семьи  в условиях клубного учреждения.

2.1 Роль культурно-досуговых  учреждений в организации семейного  досуга …………………………………………………………………………………….20

2.2 Развитие досуговых  интересов семьи на основе  деятельности Культурно-досугового центра «МИР» г. Вятские Поляны………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28

Список используемой литературы……………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

“Мы дожили до страшного времени, когда  началось вымирание нашего народа.

Причина вымирания имеет духовные корни. Люди, теряют смысл жизни, теряют представление о добре и зле, забывают свое человеческое призвание, разучиваются любить. Именно в этом кроется причина кризиса семейной жизни в России”.

(Святейший  Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II).

 

 Россия ХХI века  твердо встала на позицию, исходящую  из того, что высшей ценностью  здорового общества является  человек, его интересы, потребности  и благополучие. Для демократического  государства важен любой социальный  институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья. Именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. В этой связи центр формирования культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом ныне необходимо, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции. В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие. Семья - ячейка социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.

Значительный  потенциал  оптимизации семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой значительное место занимает художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание.  Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности.

Своевременность исследования социально-культурной деятельности как  средства повышения досуговой культуры семьи определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт, логикой развития педагогики досуга,  а также креативным потенциалом социально-культурной  деятельности. Реализация  обширных ресурсов  социально-культурной деятельности чрезвычайно актуальна в условиях трансформации российского общества.

Таким образом, актуальность темы данной работы обусловлена противоречием  между значительным потенциалом  социально-культурной  деятельности и мерой  его востребованности в структуре досуговой деятельности современной семьи.

Объективная потребность  использовать культуросозидающий потенциал  социально-культурной деятельности для  конструктивного воздействия на развитие духовного мира современной  семьи обусловила целесообразность осуществить теоретико-методологическое исследование, цель которого - определить условия реализации культуросозидающего потенциала социально-культурной деятельности в системе оптимизации семейного досуга.

Вытекающие из этой цели задачи исследования сводились к  тому, чтобы:

1. Рассмотреть современную семью как социально-культурную среду.

2. Выявить социально-культурные  функции  современной семьи 

3. Охарактеризовать состояние  семейного досуга в условиях  клубных учреждений.

4. На примере Культурно-досугового  центра «МИР» г. Вятские Поляны рассмотреть развитие досуговых интересов семьи и  определить их роль в реализации культурносозидающего  потенциала семейного досуга.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Степень разработанности  темы высокая, что объясняется ее постоянной актуальностью, существует множество исследований института семьи, как современных, так и уже ставших классическими, например исследования А.Г.Харчева[14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

1.1Понятие значение  и проблемы семьи как социально-культурного  института.

Отечественная философская  мысль определяет семью как ячейку общества и важнейшую форму организации  личного быта, основанную на супружеском  союзе и родственных связей. По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале»[14. с.24].

Таким образом, семья  – это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма  жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно- экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни[10]. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним. 
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

 Можно выделить  три основные структурные составляющие  современной семьи: Родственная (сложная) – клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;       Нуклеарная (массовая семья) – состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна; Неполная – быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).

Соотношение удельного  веса между этими видами семей  в России по структурному признаку следующее:       

 Нуклеарная семья  – около 80%;       

 Неполная семья – около  19%;      

 Родственная семья,  с несколькими брачными парами и многодетная – 1%[11 с 103].

Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом  этапе развития человечества?  Семья  есть отношение, через которое и  благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства»[14]. Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

-     Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с    ценностями материального благополучия и достатка;

-   Увеличение так называемых  “легкомысленных”, необдуманных браков;

-    Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

-    Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

-    Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

-    Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

-     Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

-     Рост алкоголизма и наркомании, которые сильно подрывают семейные устои и ведут к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

-     Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни[9 с 78].

В связи с этим, состояние  семьи как социального-культурного  института можно оценить как  кризисное.

Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все  свое существование, неизменными остались две ее характеристики: а) семья как социально-культурный институт общества. Следовательно, общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социально-культурного  института; б) семья как малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни.

Семейные отношения  регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины  и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. А сейчас обратимся к типологии семей.

Спектр видов, форм и  категорий современной семьи  достаточно многообразен. Типологии  семьи определяются различными подходами  к выделению предмета изучения. Российский исследователь В.С. Торохтий[12 c112] проводит типологию по следующим признакам:

- по детности: бездетная  или инфертильная семья, однодетная, малодетная и многодетная;

- по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

- по структуре: с  одной брачной парой с детьми  или без детей; с одним из  родителей супругов и другими  родственниками; с двумя и более  брачными парами с детьми или  без детей, с одним из родителей  супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

Информация о работе Семья как социально-культурный институт