Семья как социально-культурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья. Именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. В этой связи центр формирования культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.Социально-культурные особенности современной семьи и тенденции ее развития.
1.1Понятие и значение семьи как социально-культурного института……….6
1.2 Функции семьи как социально-культурного института………………….13
2.Развитие досуговых интересов современной семьи в условиях клубного учреждения.
2.1 Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга …………………………………………………………………………………….20
2.2 Развитие досуговых интересов семьи на основе деятельности Культурно-досугового центра «МИР» г. Вятские Поляны………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
Список используемой литературы……………………………………………30

Файлы: 1 файл

Возрастные технологии.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Связь с детьми вновь  оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и  дедушки.

 Внуки – это новое поколение. Новые игрушки, книги, игры. Все это нужно освоить самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка.

Таким образом, ребенок  в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных  стимуляторов для родителей. А желание  развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.[4]

Функция организации  досуга – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что  в условиях различных социально-экономических  потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности для конкретного человека и для страны в целом. Но восстановительная роль современной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными  взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни.

Особая роль в восстановительной  функции семьи принадлежит умело  организованному досугу. Досуг –  внерабочее (свободное) время, которым  человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», что буквально означало – время, когда можно чего-то достичь.

Досуг выполняет специфическую  роль, которая направлена на поддержание  семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности  досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулки на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности быта семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства – совместный труд и взрослых, и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы «выкроить» деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

Досуг современной семьи  может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности  всех ее членов. Идеально, когда удается  найти точки соприкосновения  в интересах и увлечениях всех членов семьи. Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие  на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью  интересов, переживаний. Тогда досуг  становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Наиболее популярными  формами проведения свободного времени являются, хождение в гости и прием гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, собрались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о проведенном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. В некоторых семьях сохранились традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования.[5 c116-118]

Культура семьи –  это воспитание, образование, развитие морали, этики и нравственности в  рамках малой социально-психологической  группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью.

 

II.РАЗВИТИЕ  ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

2.1 Роль культурно-досуговых учреждений  в организации семейного досуга. 

Семейный  досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют культурно-досуговые учреждения - КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.      

Две трети современных семей в  РФ не имеют увлечений (ими могут  быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.[7]      

Дифференцированный  подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие уровни:      

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг  носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением  экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.      

Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая  определяется гибкостью отношений  родителей и детей, обуславливает  функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

Допустимый уровень  подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

Низкий уровень организации  досуговой деятельности характеризуется пассивным  потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению.

  Нулевой уровень имеет социально отрицательный и делинквентный характер досуга.  

Одним из путей совершенствования семейного  воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досуговой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности.   

В основе организации досуга с семьей по месту жительства  лежат следующие методы: 

1. Сочетание отдыха с различными  просветительными и воспитательными  задачами (игры, конкурсы, викторины  и др.)  

2. Многообразие форм и методов  организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые семейные  праздники и др.)

Беседы - к  ним  относятся  также  различные  конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы  нравственности, полового  воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.[7c 234]

Игровые досуговые программы  – это способ «взрослым» ненадолго ощутить  себя детьми и окунуться в мир  детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.      

 

Рекреативный  семейный отдых – туризм, походы. Спортивный  семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).      

Семейные  сеансы в кинотеатрах. Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и  архитектуры, памятных мест. Совместное  посещение концертов и массовых праздников.     

Семейные  коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, но очень  популярная у зрителей форма культурной деятельности.      

Одной из форм досуга являются праздничные  мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

 

2.2 Развитие  досуговых интересов семьи на  основе деятельности КДЦ «МИР»  г. Вятские Поляны.

       Одним  из основных направлений КДЦ «Мир» является укрепление института молодой семьи, организация семейного отдыха. В КДЦ «Мир» большинство мероприятий посвящено семьям, семейному отдыху. Все эти мероприятия пользуются у жителей города большой популярностью. Вот некоторые из них:

   КДЦ «Мир» проводит социально-значимые мероприятия для слабозащищённых слоёв населения. Кинотеатр тесно сотрудничает со специальной коррекционной школой, приглашает детей на просмотр мультипликационных и художественных фильмов в течение всего года. Много раз для этих детей были проведены развлекательные и тематические программы. Исходя из того, что уже более трёх  лет дети и учителя сотрудничают с КДЦ «Мир», следует, что посетителям нравится здесь, они находят понимание, доброжелательность. Так как большинство сотрудников имеет педагогическое образование, они знают психологию детей данной категории, методы и приёмы работы с ними, что и доказывает практика.

Для людей пожилого возраста в КДЦ неоднократно организовывались концерты ансамбля «Русские напевы», народного  удмуртского ансамбля хранителей песенных традиций «Чипчирган», ансамбля марийской песни «Пеледыш», (именно на этих концертах основным зрителем являются пенсионеры) показ художественных фильмов. Очень нравятся людям пожилого возраста фольклорные и народные праздники, такие, как «Капустка», «Большие Спасы», Рождественские праздники. Для слабозащищённых слоёв населения проводился ряд мероприятий городского масштаба.

Каждый год 30 сентября во всем православном мире отмечают именины  святых сестёр Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Эти красивые имена означают три главных христианских добродетели. В КДЦ «Мир» стало традиционным проведение этого мероприятия в рамках  Всероссийской киноакции  «Вера, Надежда, Любовь в российских семьях».

       На  мероприятие были приглашены  многодетные семьи, которые, не  смотря на жизненные трудности, смогли воспитать прекрасных детей и пронести через всю жизнь любовь. Для зрителей и участников мероприятия солистами КДЦ «Мир» были подготовлены музыкальные поздравления. Прекрасные песни прозвучали в исполнении Елены Шабалиной, Ольги Королёвой,  Юрия Зайцева, ансамбля «Золотая струна», с душевностью общалась с семьями ведущая мероприятия Ирина Зверева. Показан документальный фильм, посвящённый главным христианским добродетелям, и, конечно же, прозвучало слово настоятеля Никольского Собора Алексея Алексеевича Сухих. Управлением социальной политики администрации города все семьи награждены ценными  подарками.

Информация о работе Семья как социально-культурный институт