Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа
Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья. Именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. В этой связи центр формирования культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.Социально-культурные особенности современной семьи и тенденции ее развития.
1.1Понятие и значение семьи как социально-культурного института……….6
1.2 Функции семьи как социально-культурного института………………….13
2.Развитие досуговых интересов современной семьи в условиях клубного учреждения.
2.1 Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга …………………………………………………………………………………….20
2.2 Развитие досуговых интересов семьи на основе деятельности Культурно-досугового центра «МИР» г. Вятские Поляны………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
Список используемой литературы……………………………………………30
- по типу главенства
в семье: эгалитарные и
- по семейному быту,
укладу: семья - «отдушина», семья
детоцентрического типа; семья типа
спортивной команды или
- по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
- по семейному стажу:
молодожены, молодая семья, семья,
ждущая ребенка, семья
- по качеству отношений
и атмосфере в семье:
- по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
- по типу потребительского
поведения: семьи с «
- по особым условиям
семейной жизни: студенческая
семья, «дистантная» семья, «
- по социальной мобильности:
реактивные семьи, семьи
- по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;
- по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;
- по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.
История семьи неразрывно связана с историей общества. Семья - созидатель социокультурных ценностей, творец цивилизации. Воздействуя на отдельные отношения и ощущая на себе их влияние, семья выступает продуктом данного общества, его своеобразным отражением. С изменением общества изменяется и семья, ее уклад, формы, величина, функции.
Для русского человека семья всегда была сосредоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования не только государственности, но и миропорядка. Семья - в русском народном сознании - особый союз, в основе которого лежит любовь. Любовь понимается как высшее чувство.
Все современные исследователи
признают, что современное
Российскую семью не
могли не затронуть явления, характерные
для всего индустриально
За годы преобразований подверглись разрушению формировавшиеся десятилетиями социальная инфраструктура страны, системы дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей, культурного, бытового, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Последствия этих процессов крайне негативно отразились на жизнедеятельности семьи, здоровье ее членов, их психологическом состоянии. Указанные процессы происходят на фоне ослабления воспитательного потенциала школы, сферы организованного и бесплатного досуга детей. В то же время и семья не выполняет роль основного института социализации подрастающих поколений. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Малообеспеченность и бедность значительной части семей, их сосредоточенность на поисках дополнительных заработков, высокий уровень занятости женщин, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на развитие детей, их нравственное и физическое здоровье. Родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Они уже не обращаются к родителям за советом и помощью, считая их неспособными к выживанию в новых условиях. Большинство семей испытывают дефицит средств и времени для воспитания и развития детей. В результате растет безнадзорность детей, их социализация все в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.[11 c 46-48]
Сегодня проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только специалистам. Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных и половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. [2 c34] Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и детская преступность, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи.
Кризисное состояние социального института семьи требует принятия неотложных мер по его укреплению и развитию. Поэтому задача науки и практики в этих условиях - выработать систему социально-экономических и других мер помощи семье на пути преодоления ею трудностей эволюционного развития. Сегодня, возрождая общечеловеческие ценности, мы не должны забывать о семье как таковой.
Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной государственной семейной политики. Ее общественная значимость обусловлена специфическими проблемами семьи, необходимостью обеспечения взаимной адаптации государства и семьи, повышения ее роли в общественном развитии, оптимизации деятельности других социальных институтов в интересах семьи.
1.2 Функции
семьи как социально-
Семья ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а так же от уровня культурного развития общества. Естественно чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Семья как любая система
реализует ряд функций в
- экономическую (материально-производственную)
- хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;
- репродуктивная (деторождение и воспроизводство населения) является важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны;
- функция воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития человеческого рода, связь времен. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;
- сексуально – эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;
- функцию духовного общения, предполагает духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение значимых для – личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;
- функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию;
- рекреативную (восстановительную) – функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;
- функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершенно и недееспособных членов семьи. [ 13 Эл. ресурс ]
Функции семьи не равнозначны, они образуют иерархическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости от исторического периода, социально-культурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи.
Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.
Функциональный подход к анализу семьи был и остался ведущим, т.к. функция производна от потребности.
Вот некоторые социально-
Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание – очень сложный процесс, в котором влияние взаимно. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.
1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.
2. Систематическое
Семья – это своеобразная школа, в которой каждый проходит через много социальных ролей. Появился ребенок – стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.
На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, с особенностями своего темперамента. Приходится что-то принять в человеке, что-то тактично изжить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать негативных ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д.
3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.[3 c76-77]
Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.
В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструирования игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители идут по ступенькам самовоспитания, самообразования.
Для позитивного развития
человек нуждается в
Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные детские проблемы; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Подросшие дети обогащают опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.