Семья как социально-культурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья. Именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. В этой связи центр формирования культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.Социально-культурные особенности современной семьи и тенденции ее развития.
1.1Понятие и значение семьи как социально-культурного института……….6
1.2 Функции семьи как социально-культурного института………………….13
2.Развитие досуговых интересов современной семьи в условиях клубного учреждения.
2.1 Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга …………………………………………………………………………………….20
2.2 Развитие досуговых интересов семьи на основе деятельности Культурно-досугового центра «МИР» г. Вятские Поляны………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
Список используемой литературы……………………………………………30

Файлы: 1 файл

Возрастные технологии.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

- по типу главенства  в семье: эгалитарные и авторитарные  семьи;

- по семейному быту, укладу: семья - «отдушина», семья  детоцентрического типа; семья типа  спортивной команды или дискуссионного  клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

- по однородности социального  состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

- по семейному стажу:  молодожены, молодая семья, семья,  ждущая ребенка, семья среднего  супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

- по качеству отношений  и атмосфере в семье: благополучная,  устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

- по географическому  признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

- по типу потребительского  поведения: семьи с «физиологическим»  или «наивно-потребительским» типом  поведения (преимущественно с  пищевой направленностью); семьи  с интеллектуальным типом потребления,  т.е. с высоким уровнем расходов  на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

- по особым условиям  семейной жизни: студенческая  семья, «дистантная» семья, «внебрачная  семья»;

- по социальной мобильности:  реактивные семьи, семьи средней  активности и активные семьи;

- по степени кооперации  совместной деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;

- по характеру проведения  досуга: открытые и закрытые;

- по состоянию психологического  здоровья: здоровая семья, невротическая  семья, виктимогенная семья.

История семьи неразрывно связана с историей общества. Семья - созидатель социокультурных ценностей, творец цивилизации. Воздействуя на отдельные отношения и ощущая на себе их влияние, семья выступает  продуктом данного общества, его  своеобразным отражением. С изменением общества изменяется и семья, ее уклад, формы, величина, функции.

Для русского человека семья  всегда была сосредоточием всей его  нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования не только государственности, но и миропорядка. Семья - в русском народном сознании - особый союз, в основе которого лежит любовь. Любовь понимается как высшее чувство.

Все современные исследователи  признают, что современное постиндустриальное общество поставило семью в новую  ситуацию, и этому институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия. В настоящее время семья подверглась серьезным изменениям - трансформировались ее принципы, структура, усложнились задачи и функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации на семейный образ жизни. Социально-экономические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых психологические проблем, которые отразились на системе семейных взаимоотношений, на жизнедеятельности семьи, процессе семейного воспитания, а значит, затрагивают и интересы детей. И, поскольку, научно-технический прогресс будет продолжать свое поступательное движение, можно со всей определенностью предполагать дальнейшую трансформацию общественных отношений и их атомарной составляющей - семьи.

Российскую семью не могли не затронуть явления, характерные  для всего индустриально развитого  мира. Она, как и любой общественный организм, развивается и видоизменяется вместе с обществом, по-своему реагируя на вызов времени, отвечая на общественные потребности и формируя их. Сегодня, по истечении ряда лет реформирования страны, можно констатировать, что переход России к новым экономическим условиям происходит, к сожалению, без четкой концептуальной программы, которая учитывала бы синхронность изменения общества в целом и его социальных институтов. В результате несогласованности в планировании реформ, неучета их последствий смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходит не поэтапно, а стихийно. Это вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой рыночной системе.[6 c 95-96]

За годы преобразований подверглись разрушению формировавшиеся десятилетиями социальная инфраструктура страны, системы дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей, культурного, бытового, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Последствия этих процессов крайне негативно отразились на жизнедеятельности семьи, здоровье ее членов, их психологическом состоянии. Указанные процессы происходят на фоне ослабления воспитательного потенциала школы, сферы организованного и бесплатного досуга детей. В то же время и семья не выполняет роль основного института социализации подрастающих поколений. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Малообеспеченность и бедность значительной части семей, их сосредоточенность на поисках дополнительных заработков, высокий уровень занятости женщин, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на развитие детей, их нравственное и физическое здоровье. Родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Они уже не обращаются к родителям за советом и помощью, считая их неспособными к выживанию в новых условиях. Большинство семей испытывают дефицит средств и времени для воспитания и развития детей. В результате растет безнадзорность детей, их социализация все в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.[11 c 46-48]

Сегодня проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только специалистам. Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных и половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. [2 c34] Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и детская преступность, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи.

Кризисное состояние  социального института семьи  требует принятия неотложных мер  по его укреплению и развитию. Поэтому задача науки и практики в этих условиях - выработать систему социально-экономических и других мер помощи семье на пути преодоления ею трудностей эволюционного развития. Сегодня, возрождая общечеловеческие ценности, мы не должны забывать о семье как таковой.

 Опыт мирового сообщества  показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной государственной семейной политики. Ее общественная значимость обусловлена специфическими проблемами семьи, необходимостью обеспечения взаимной адаптации государства и семьи, повышения ее роли в общественном развитии, оптимизации деятельности других социальных институтов в интересах семьи.

1.2 Функции  семьи как социально-культурного  института.

Семья ее формы и функции  напрямую зависят от общественных отношений  в целом, а так же от уровня культурного развития общества. Естественно чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Семья как любая система  реализует ряд функций в иерархии, обращающей как специфику ее, семьи  культурно- исторического развития, так и своеобразии этапов ее жизненного цикла:

- экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределение этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи;

- хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;

- репродуктивная (деторождение и воспроизводство населения) является важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны;

- функция воспитания  детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития человеческого рода, связь времен. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;

- сексуально – эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;

- функцию духовного общения, предполагает духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение значимых для – личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;

- функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию;

- рекреативную (восстановительную) – функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

- функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершенно и недееспособных членов семьи. [ 13 Эл. ресурс ]

Функции семьи не равнозначны, они образуют иерархическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости от исторического периода, социально-культурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи.

   Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.

Функциональный подход к анализу семьи был и остался  ведущим, т.к. функция производна от потребности.

Вот некоторые социально-культурные   функции имеющие отношение к  теме нашей контрольной работы:

Воспитательная  функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание – очень сложный процесс, в котором влияние взаимно. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка,  формирование его личности, развитие  способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное  воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо»: так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

Семья – это своеобразная школа, в которой каждый проходит через много социальных ролей. Появился ребенок – стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, с особенностями своего темперамента. Приходится что-то принять в человеке, что-то тактично изжить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать негативных ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д.

3. Постоянное влияние  детей на родителей (других  членов семьи), побуждающее их  к самовоспитанию. Любой процесс  воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.[3 c76-77]

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность  передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструирования игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители идут по ступенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей: появляется круг новых знакомых, имеющих  аналогичные детские проблемы; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Подросшие дети обогащают опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.

Информация о работе Семья как социально-культурный институт