Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:36, реферат
Рубежи веков – грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. В такие периоды у современников иногда усиливается чувство катастрофичности бытия. Старая дворянская Россия
безнадёжно ветшала. Древнее здание должно было рухнуть. Кому не повезёт – тот погибнет под обломками, кому повезёт – тот останется бездомным. Это многие почувствовали. И это ощущение проникало во все стороны духовной жизни тогдашней России – от науки до религии. Люди сохранившие простое и ясное мировосприятие XIX века (прежде всего социалисты, а также крайние консерваторы) не понимали этого настроения катастрофичности, клеймили его как «декадентское» (упадочническое).
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………… 3
«Модерн» в русской литературе ………………………………………………………………………………………… 3
Скульптура начала XX века ……………………………………………………………………………………………………… 5
Художники «серебряного века» ……………………………………………………………………………………………... 7
Драматический театр ……………………………………………………………………………………………………………….. 11
Музыка, музыкальный театр. «Русские сезоны в Париже» …………………………………………………… 12
Начало русского кинематографа …………………………………………………………………………………………….. 13
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ……………………………………………………………………………………….. 14
были портретами отца и дяди Эрьзи, выполненные по памяти. Произведения Эрьзи
стали появляться на выставках, приобретаться музеями и меценатами. На
Всемирной выставке в Венеции была показана его работа «Последняя ночь
приговорённого к казни». В парижском «Салоне» была выставлена его скульптура
«Расстрел».
В 1914 г., после восьмилетнего пребывания в Италии и Франции, Эрьзя вернулся
в Россию. Одна из петербургских газет в те дни писала, что на его долю выпал
странный жребий: головокружительный успех за границей и неизвестность в
России. Слова насчёт странного жребия сразу же подтвердились: Эрьзя был
арестован за связь с революционной эмиграцией. Едва ему удалось вырваться на
свободу, как началась война и его мобилизовали.
Эрьзя умел в своих скульптурах передать и состояние духа, и красоту
человеческого тела. Ему были послушны и мрамор, и дерево, и такие новые
материалы, как цемент и железобетон. Цикл трагических по замыслу произведений
(«Тоска»,
«Последняя ночь», «Христос на
кресте») был выполнен в
Кроме Трубецкого, Коненкова и Эрьзи, в России в то время работали и другие
известные скульптуры. Но именно этим трём мастерам с особой силой удалось
выразить основные тенденции развития отечественного веяния в начале XX в. –
повышенное внимание к внутреннему миру человека и стремление к народности.
Художники «серебряного века»
На рубеже XIX-XX веков в русской живописи происходили значительные перемены.
Отходили на второй план жанровые сцены. Пейзаж терял фотографичность и
линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на
сочетании и игре цветовых пятен. В портретах нередко сочетались
орнаментальная условность фона и скульптурная чёткость лица.
Начало нового этапа русской живописи связано с творческим объединением «Мир
искусства». В конце 80-х годов XIX в. в Петербурге возник кружок гимназистов и
студентов, любителей искусства. Они собрались на квартире одного из участников
– Александра Бенуа. Обаятельный, умевший создать вокруг себя
творческую атмосферу, он с самого начала стал душою кружка. Постоянными его
членами были Константин Сомов и Лев Бакст. Позднее к ним
присоединились Евгений Лансере, племянник Бенуа, и Сергей Дягилев
, приехавший из провинции.
Заседания кружка носили немного шутовской характер. Но доклады, с которыми
выступали его члены, готовились тщательно и серьёзно. Друзей увлекала мысль
об объединении всех видов искусства и сближении культур разных народов. С
тревогой и горечью говорили они о том, что русское искусство мало известно на
Западе и отечественные мастера недостаточно знакомы с достижениями
современных европейских художников.
Друзья взрослели, уходили в творчество, создавали свои первые серьёзные
работы. И не заметили, как во главе кружка оказался Дягилев. Прежний
провинциал
превратился в
художественным вкусом и деловой хваткой. Сам он не занимался профессионально
ни одним видом искусства, но стал главным организатором нового творческого
объединения. В характере Дягилева деловитость и трезвый расчёт уживались с
некоторой авантюрностью, и его смелые затеи чаще всего приносили удачу.
В 1898 г. Дягилев устроил в Петербурге выставку русских и финских художников.
По существу это была первая выставка художников нового направления. Затем
последовали другие вернисажи и, наконец, в 1906 г. – выставка в Париже «Два
века русской живописи и скульптуры». «Культурный прорыв» России в Западную
Европу произошёл благодаря усилиям и энтузиазму Дягилева и его друзей.
В 1898 г. кружок Бенуа-Дягилева стал издавать журнал «Мир искусства». В
программной статье Дягилева говорилось, что целью искусства является
самовыражение творца. Искусство, писал Дягилев, не должно использоваться для
иллюстрации каких-либо социальных доктрин. Если оно подлинное, оно само по
себе – правда жизни, художественное обобщение, а иногда и откровение.
Название «Мир искусства» от журнала перешло к творческому объединению
художников, костяк которого составляли всё тот же кружок. К объединению
примкнули такие мастера, как В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, И.
И. Левитан, Н. К. Рерих. Все они мало походили друг на друга, работали в
разной творческой манере. И всё же в их творчестве, настроениях и взглядах
было много общего.
«Мирискусников» тревожило наступление промышленной эры, когда разрастались
огромные
города, застроенные безликими
одинокими людьми. Их беспокоило, что искусство, призванное вносить в жизнь
гармонию и умиротворение, всё более вытеснялось из неё и становилось
достоянием небольшого круга «избранных». Они надеялись, что искусство,
вернувшись в жизнь, постепенно смягчит, одухотворит и объединит людей.
«Мирискусники» считали, что в доиндустриальные времена люди ближе
соприкасались с искусством и природой. Особо привлекательным казался им XVIII
в. Но они всё же понимали, что век Вольтера и Екатерины не был столь
гармоничен, как он им представляется, а потому единица версальских и
царскосельских пейзажей с королями, императрицами, кавалерами и дамами
окутывается у них в лёгкую дымку грусти и самоиронии. Каждый такой пейзаж А.
Н. Бенуа, К. А. Сомова или Е. Е. Лансере окончен как бы со вздохом: жаль, что
это безвозвратно прошло! Жаль, что на самом деле это было не так красиво!
Масляная живопись, казавшаяся художникам «Мира искусства» несколько
тяжеловатой, отошла в их творчестве на второй план. Гораздо чаще
употреблялась акварель, пастель, гуашь, позволявшие создавать произведения в
лёгких, воздушных тонах. Особую роль в творчестве нового поколения художников
играл рисунок. Возродилось искусство гравюры. Большая заслуга в этом
принадлежит А. П. Остроумовой-Лебедевой. Мастер городского пейзажа, она
запечатлела в своих гравюрах многие европейские города (Рим, Париж,
Амстердам, Брюгге). Но в центре её творчества были Петербург и его дворцовые
пригороды – Царское Село, Павловск, Гатчина. Сурово-сдержанный облик северной
столицы на её гравюрах отразился в напряжённом ритме силуэтов и линий, в
контрастах белого, чёрного и серого цветов.
С творчеством «мирискусников» связано возрождение книжной графики, искусства
книги. Не ограничиваясь иллюстрациями, художники вводили в книги заставные
листы, затейливые виньетки и концовки в стиле «модерн». Пришло понимание
того, что оформление книги должно тесно быть тесно связано с её содержанием.
Художник-оформитель начал обращать внимание на такие детали, как формат
книги, цвет бумаги, шрифт, обрез. Оформлением книг занимались многие
выдающиеся мастера того времени. Пушкинский «Медный всадник» прочно
соединился с рисунками Бенуа, а толстовский «Хаджи-Мурат» - с иллюстрациями
Лансере. Начало XX в. отложилось на библиотечных полках многими
высококлассными образцами книжного искусства.
Художники «Мира искусства» отдали щедрую дань искусству, прежде всего
музыкальному. Декорации художников того времени – то изысканно-утончённые, то
полыхающие как пожар, - соединяясь с музыкой, танцем, пением, создавали
ослепительно-роскошное зрелище. В успех балета «Шехерезада» (на музыку
Римского-Корсакова) немалый вклад внёс Л. С. Бакст. Столь же ярко, празднично
оформил А. Я. Головин балет «Жар-птица» (на музыку И. Ф. Стравинского).
Декорации Н. К. Рериха к опере «Князь Игорь», наоборот, очень сдержанны и
суровы.
Балет «Петрушка»,
обошедший театральные
совместным
произведением композитора
Александра Бенуа. Незатейливый сюжет о том, как Петрушка полюбил Балерину,
разыгранный изящно, с лёгкой иронией и грустью, навеивал невесёлые мысли о
судьбе художника в безжалостном мире, где господствуют физическая сила и
грубые страсти.
В области театральной живописи «мирискусники» ближе всего подошли к
исполнению своей заветной мечты – соединить разные виды искусства в одно
произведение.
Судьба объединения «Мир искусства» оказалась непростой. Журнал перестал
издаваться после 1904 г. К этому времени многие художники отошли от
объединения, и оно сократилось до размеров первоначального кружка. Творческие
и личные связи его членов продолжались многие годы. «Мир искусства» стал
художественным символом границы двух веков. С ним связан целый этап в
развитии русской живописи. Особое место в объединении занимали М. А. Врубель,
М. В. Нестеров и Н. К. Рерих.
Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) был разносторонним
мастером. Он
с успехом работал над
декорациями, книжными иллюстрациями, рисунками для витражей. И всегда оставался
самим собой, пылким, увлекающимся, ранимым. Три главные темы, три мотива
проходят через его творчество.
Первый, одухотворённо возвышенный проявился, прежде всего, в образе юной
Богоматери с младенцем, написанном для иконостаса Кирилловской церкви в
Киеве.
Демонические мотивы у Врубеля навеяны были поэзией Лермонтова. Но
врубелевский Демон стал самостоятельным художественным образом. Для Врубеля
Демон, падший и грешный ангел, оказался как бы вторым «я» - своеобразным
лирическим героем. С особой силой эта тема прозвучала в картине «Демон
сидящий». Могучая фигура Демона закрывает почти всё полотно. Кажется, он
должен встать и распрямиться. Но опущены руки, до боли сцеплены пальцы, а в
глазах глубокая тоска. Таков врубелевский Демон: в отличии от лермонтовского,
он не столько беспощадный разрушитель, сколько страдающая личность.
В 1896 г. для
Всероссийской выставки в Нижнем
Новгороде Врубель написал
«Микула Селянинович», в котором наделил народного героя-пахаря такой мощью,
словно в нём была заключена первобытная сила самой земли. Так в творчестве
Врубеля проявилось
третье направление – эпически-
написан и его «Богатырь», преувеличенно-мощный, восседающий на огромном коне.
К этой серии примыкает картина «Пан». Лесное божество изображено в виде
морщинистого старика с голубыми глазами и крепкими руками.
Последние годы жизни Врубеля были обречены тяжёлой душевной болезнью. В
моменты просветления у него рождались новые замыслы – «Видение пророка
Иезекииля», «Шестикрылый Серафим». Возможно, он хотел соединить, слить
воедино три основных направления своего творчества. Но такой синтез был не по
силам даже Врубелю. В день его похорон Бенуа сказал, что будущие поколения
«будут оглядываться на последние десятки лет XIX в. как на «эпоху Врубеля».
Именно в нём наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что
оно было способно».
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) ранние свои работы писал в
духе передвижников. Но затем в его творчестве зазвучали религиозные мотивы.
Нестеров написал цикл картин, посвящённых Сергею Радонежскому. Самой ранней из
них была картина «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890). Белоголовый мальчик,
которому был назначен жребий стать духовным наставником Древней Руси,
благоговейно внимает пророческим словам, и вся природа, простой русский пейзаж
конца лета, казалось, наполнена этим чувством благоговения.
Природа играет в нестеровской живописи особую роль. В его картинах она
выступает как «действующее лицо», усиливая общее настроение. Особенно
удавались художнику тонкие и прозрачные пейзажи северного лета. Среднерусскую
природу он любил рисовать на пороге осени, когда притихшие поля и леса
настраивались на её ожидание. У Нестерова почти нет «безлюдных» пейзажей и
редко встречаются картины без пейзажей.
Религиозные мотивы в творчестве Нестерова полнее всего выразились в его
церковной живописи.
По его эскизам исполнялись
фасадах храма Воскресенья Христова, воздвигнутого в Петербурге на месте
убийства Александра II.
Художник создал целую галерею портретов выдающихся людей России. Чаще всего
он изображал своих героев на открытом воздухе, продолжая излюбленную свою
тему «диалога» человека и природы. Л. Н. Толстой был запечатлён в отдалённом
уголке яснополянского парка, религиозные философы С. Н. Булгаков и П. А.
Флоренский – во время прогулки (картина «Философы»).
Портретная живопись стала основным направлением творчества Нестерова в годы
Советской власти. Писал он преимущественно близких ему по духу людей, русских
интеллигентов. Особым его достижением стал выразительный портрет академика И.
П. Павлова.
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) в течение
своей жизни создал более семи тысяч картин. Они украсили музеи многих городов в
нашей стране и за рубежом. Художник стал общественным деятелем мирового
масштаба. Но ранний этап его творчества принадлежит России.
В живопись Рерих пришёл через археологию. Ещё в гимназические годы участвовал