Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:36, реферат
Рубежи веков – грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. В такие периоды у современников иногда усиливается чувство катастрофичности бытия. Старая дворянская Россия
безнадёжно ветшала. Древнее здание должно было рухнуть. Кому не повезёт – тот погибнет под обломками, кому повезёт – тот останется бездомным. Это многие почувствовали. И это ощущение проникало во все стороны духовной жизни тогдашней России – от науки до религии. Люди сохранившие простое и ясное мировосприятие XIX века (прежде всего социалисты, а также крайние консерваторы) не понимали этого настроения катастрофичности, клеймили его как «декадентское» (упадочническое).
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………… 3
«Модерн» в русской литературе ………………………………………………………………………………………… 3
Скульптура начала XX века ……………………………………………………………………………………………………… 5
Художники «серебряного века» ……………………………………………………………………………………………... 7
Драматический театр ……………………………………………………………………………………………………………….. 11
Музыка, музыкальный театр. «Русские сезоны в Париже» …………………………………………………… 12
Начало русского кинематографа …………………………………………………………………………………………….. 13
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ……………………………………………………………………………………….. 14
он в раскопках древних курганов. Воображение юноши рисовало живые картины
далёких эпох. После гимназии Рерих одновременно поступил в университет и
Академию художеств. Молодой художник приступил к исполнению первого своего
большого замысла – серии картин «Начало Руси. Славяне».
Первая картина в этой серии, «Гонец. Восстал род на род», была написана ещё в
манере передвижников. В дальнейшем в рериховской живописи всё более активную
роль стал играть цвет – чистый, интенсивный, необыкновенно выразительный. Так
написана картина «Заморские гости». Интенсивным сине-зелёным цветом художник
сумел передать чистоту и холод речной воды. Плещется по по ветру жёлто-
багряный парус заморской ладьи. Его отражение дробится в волнах. Игра этих
цветов идёт в окружении белого пунктира летающих чаек.
При всём своём интересе к древности Рерих не уходил из современной жизни,
прислушивался к её голосам, умел улавливать то, что другие не слышали. Его
глубоко тревожила обстановка в России и в мире. Начиная с 1912 г. Рерих
создаёт серию странных картин, в которых, казалось бы, нет определённого
места действия, перемешаны эпохи. Это своеобразные «вещие сны». Одна из таких
картин называется «Ангел последний». В клубящихся красных облаках возносится
ангел, покинув охваченную пожаром землю.
В картинах, написанных в годы войны, Рерих пытается воссоздать ценности
религии и мирного труда. Он обращается к мотивам народного православия. На
его полотнах святые сходят на землю, отводят от людей беду, оберегают от
опасностей. Последние картины этой серии Рерих дописывал уже на чужбине. На
одной из них («Звенигород») святые в белых одеждах и с золотыми нимбами
выходят из древнего храма и благословляют землю. В советской России в это
время разворачивались гонения на церковь, разрушались и осквернялись храмы.
Святые уходили в народ.
Драматический театр
В 1898 г. в Москве возникло «Товарищество для учреждения общедоступного театра».
В числе его учредителей были фабрикант С. Т.
Морозов, театральные деятели К. С. Станиславский и
В. И. Немирович-Данченко. В Каретном ряду был взят в аренду театр
«Эрмитаж» - обветшалый и холодный зал. 14 октября 1898 г. здесь состоялся
первый
спектакль Московского
поставлена драма А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоанович».
Создатели
Московского художественного
цели. Во-первых, привлечь в зал зрителя из простого народа, которому не по
карману были билеты в императорские театры. Во-вторых, освежить репертуар,
изгнав из него бульварную мелодраму и пустую комедию. В-третьих,
реформировать театральное дело.
Первое время новому театру приходилось нелегко. Доходы от спектаклей не
покрывали расходов. На помощь пришёл Савва Морозов, за пять лет вложивший в
театр полмиллиона рублей. Благодаря его энергии, в Камергерском переулке было
построено новое здание. Первый спектакль в нём состоялся в октябре 1902 г. В
течение нескольких лет, самых трудных в истории театра, пост председателя
правления занимал С. Т. Морозов. В. И. Немирович-Данченко решал вопросы
репертуара. Главным режиссёром был К. С. Станиславский.
За короткий срок в Художественном театре сложился ансамбль замечательных
актёров (В. И. Качалов, И. М. Москвин, А. Р. Артем, О. Л.
Книппер-Чехова и др.). Константин Сергеевич для каждого определял задачу и
место в спектакле, подчиняя усилия всех занятых в нём актёров единому
режиссёрскому замыслу. Это было новым явлением в русском театре, где прежде
роль режиссёра была невелика. Художественный театр стал первым по-настоящему
режиссёрским театром.
Это позволило молодому театру блестяще справиться с такой сложной пьесой, как
чеховская «Чайка», не имевшая успеха в Александринском театре. И из малого
театра Чехов забрал своего «Дядю Ваню» и передал в Художественный.
Театр Станиславского, Немировича-Данченко и Морозова был многосторонне
талантлив. Пьесы А. П. Чехова, построенные как драмы повседневности,
уживались в его репертуаре с пьесами А. М. Горького, которые отличались
романтическим и откровенно бунтарским пафосом. И зрители с одинаковым
упоением аплодировали и тем, и другим, понимая, что это одна и та же правда в
жизни, по-разному увиденная.
Музыка, музыкальный театр. «Русские сезоны» в Париже
Влияние Московского Художественного театра в те годы распространялось и за
пределы драматической сцены. На оперных подмостках появилась плеяда
замечательных «поющих актёров» - Ф. И. Шаляпин,
Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Одарённые блестящими вокальными данными,
по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли, как
первоклассные актёры. Собинов создал запоминающийся образ юноши-поэта Ленского.
Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей.
И даже крупнейший балетмейстер того времени М. М. Фокин, испытывая влияние
Художественного театра, старался драматургически и психологически
обосновывать танец. Новаторство Фокина шло ещё дальше. Используя помощь
Бакста и Бенуа, он воскрешал античный танец по изображённым на греческих
вазах фигурам древних танцоров. Так был поставлен балет «Дафнис и Хлоя» на
музыку французского композитора Мориса Равеля. Русские танцовщики, ценой
невероятных усилий, реставрировали танцы Древней Греции.
В 1906 г. С. П. Дягилев, устроив выставку русской живописи и скульптуры в
Париже, дополнил её концертом русской музыки. И выставка, и концерт имели
большой успех. Окрылённый удачей, Дягилев в следующем году организовал во
французской столице серию концертов из произведений Глинки, Римского-
Корсакова, Бородина, Мусоргского и Чайковского. Выступали лучшие
артистические силы России. С этих концертов началась мировая слава Шаляпина.
Два года спустя Дягилев привёз в Париж «Бориса Годунова» с Шаляпиным в
главной партии. Чудо шаляпинского царя Бориса – известное прежде одной России
– было раскрыто перед европейским зрителем и произвело потрясающее
впечатление.
Так начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже, повторяющиеся почти каждый
год вплоть до мировой войны. Париж познакомился с русским балетом. На
газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков – Анны Павловой, Тамары
Карсавиной, Вацлава Нижинского. Танец Нижинского, необыкновенно
выразительный, изменчивый, создавал невиданные прежде хореографические
образы. В ключевых моментах танцевального действия его прыжки были настолько
длительны, словно он утрачивал тяготение к земле. Сам артист не мог объяснить
свою способность как бы «зависать» в верхней точке полёта. Однако не только
танцы, но и невиданные здесь декорации, неслыханная музыка – всё это стало
подлинным откровением для парижан.
Вслед за триумфом в Париже был успех в Риме и Лондоне. Русское искусство
стремилось завоёвывать сердца взыскательных европейцев.
В самом начале «Русских сезонов» парижская публика впервые познакомилась с
творчеством выдающегося русского композитора и пианиста Сергея
Васильевича Рахманинова (1873-1943). С музыкой другого замечательного
русского композитора начала XX в., Александра Николаевича Скрябина
(1871-1915), парижане познакомились ещё раньше - в 1905 г. В тот год во
французской столице была исполнена его «Божественная поэма» (Третья симфония).
В годы первой
русской революции Скрябин
творений – «Поэму экстаза».
Начало русского кинематографа
Кино было изобретено во Франции в конце XIX в. Тогда же с новинкой
познакомилась и Россия. Вскоре немое кино стало на промышленную основу. В
1904 г. предприниматель А. А. Хонжонков открыл первую контору по продаже
кинооборудования. Затем он наладил работу кинофабрики. В 1908 г. был показан
первый отечественный игровой фильм – «Понизовая вольница» (на известный сюжет
о С. Разине и персидской княжне). За 1908-1917 годы в России было выпущено
около двух тысяч игровых картин. Правда, многие из них, по нынешнем
представлениям, были всего лишь «игровыми роликами» (8 – 15 минут
экранного времени). В кино стали сниматься известные артисты, появились
первые «кинозвёзды» - Вера Холодная и Иван Мозжухин. Наиболее значительные
фильмы этого периода («Пиковая дама» и «Отец Сергий») были сняты режиссёром
Яковом Протазановым.
Заключение
Этот период – с конца XIX в. до начала мировой войны – вошёл в историю как
«серебряный век русской культуры». Тот, кто придумал это название (философ Н.
А. Бердяев), конечно же, сравнивал его с «золотым веком» Пушкина, Гоголя,
Глинки. Первенство осталось за ними. Но серебро – это не только второй по
ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряных» веков давно уже
утратило соревновательный оттенок. Ибо изделия из серебра часто не имеют себе
равных по изяществу, внутреннему благородству и утончённости – особенно когда
их одевает патина времени. Таким и остался в памяти России и всего мира взлёт
русской культуры в начале XX в.
Список использованной литературы:
1. История России, XIX – начало XX вв.: Учебное пособие / Зырянов П. Н.-
М.: Русское слово, 1997. – 416 с.: ил.
2. История и культурология. Учеб. пособие. Под ред. Н. В. Шишовой. – М.:
Логос, 1999.
3. Борзова Е. П. История мировой культуры. СПб.: Лань, 2001.
4. Яковкина Н. И. История русской культуры XIX века. СПб.: Лань, 2000.