Северное возрождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 18:26, реферат

Описание работы

В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитии искусства северных стран — Нидерландов, Франции, Германии. При наличии в каждой из них национальной традиции, искусство этих стран характеризуется в XV веке также рядом общих черт, особенно отчетливо выступающих при сопоставлении с Италией. Наиболее ярко и последовательно этот перелом происходит в живописи, тогда как скульптура долго сохраняет готические черты, а архитектура вплоть до первых десятилетий XVI века продолжает развиваться в рамках готического стиля.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………...…3

2.Особенности Северного Возрождения и начала Реформации……5

3.Гуманистические взгляды Северного Возрождения….….…….….8

Английский гуманизм…………………………………...………8

3.2Христианский гуманизм Эразма Роттердамского…………......10

4.Заключение………………………………………………………..…17

5.Список использованной литературы………………………………18

Файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный университет»

 

 

 

 

Инженерно-строительный факультет

Кафедра строительных  конструкций

 

 

 

 

Реферат

  по культурологии

на тему: «Северное возрождение»

 

 

 

 

 

 

      Исполнитель:                                                     Студент 3 курса

                          группа 12 ПГСз-2тех

                         .

            Зачетная книжка

______________________

подпись      дата

 

 

Руководитель:                                                   

______________________

подпись      дата

 

 

Новополоцк 2014

 

 

Содержание

 

 

1.Введение…………………………………………………………...…3

 

2.Особенности Северного Возрождения и начала Реформации……5

 

3.Гуманистические взгляды Северного Возрождения….….…….….8

 

    1. Английский гуманизм…………………………………...………8                                                                                 

 

3.2Христианский гуманизм Эразма Роттердамского…………......10

 

4.Заключение………………………………………………………..…17

 

5.Список использованной литературы………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Cеверное  Возрождение — термин, использующийся  для описания эпохи Возрождения  в северной Европе, или более  обобщающем — во всей Европе  за пределами Италии, к северу  от Альп.

В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитии искусства северных стран — Нидерландов, Франции, Германии. При наличии в каждой из них национальной традиции, искусство этих стран характеризуется в XV веке также рядом общих черт, особенно отчетливо выступающих при сопоставлении с Италией. Наиболее ярко и последовательно этот перелом происходит в живописи, тогда как скульптура долго сохраняет готические черты, а архитектура вплоть до первых десятилетий XVI века продолжает развиваться в рамках готического стиля. Ведущая роль в развитии живописи XV века в северных странах Европы принадлежит Нидерландам, оказывающим значительное влияние на Францию и Германию; в первой четверти XVI века главенствующее место занимает Германия.

Как таковое, Северное Возрождение не являлось монотонным. То есть, в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет Немецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение и др. В основе Возрождения лежат идеи гуманизма. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.

Общим для искусства Возрождения в Италии и на севере является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Задачи эти решались, однако, различно, соответственно различному характеру культуры. Внимание нидерландских мастеров привлекли раскрывающиеся перед взором человека неисчерпаемое богатство форм природы и многообразие индивидуального облика людей. Характерное и особенное преобладает в творчестве художников северных стран над общим и типичным. Им чужды искания художников итальянского Возрождения, направленные на раскрытие закономерностей природы и зрительного восприятия. Вплоть до XVI века, когда влияние Италии как в общей культуре, так и в искусстве станет играть важную роль, их внимание не привлекут ни теория перспективы, ни учение о пропорциях. Нидерландские живописцы разработали, однако, чисто эмпирическим путем приемы, позволяющие им с не меньшей убедительностью, чем итальянцам, передавать впечатление глубины пространства. Наблюдение раскрывает перед ними многообразные функции света; они широко применяют различные оптические эффекты — преломленного, отраженного и рассеянного света, передавая как впечатление простирающейся дали пейзажа и наполненного воздухом и светом помещения, так и тончайшие различия материальных особенностей вещей (камня, металла, стекла, меха и т. д.). Воспроизводя с предельной тщательностью мельчайшие детали, они с такой же обостренной зоркостью воссоздают сверкающее богатство красок. Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой живописной техники масляной живописи, «открытие» которой историческое предание приписывает Яну ван Эйку; с середины XV века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и в Италии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности Северного Возрождения и начала Реформации

 

Исторические рамки Возрождения различны в разных странах, поскольку их развитие было не равномерно. Раньше всего новая культура сложилась в свободных городах Италии. Здесь Ренессанс охватывает период с XIV до середины XVI века. В северных областях Европы новая культура расцвела значительно позже. В Италии культура Возрождения нашла наиболее полное выражение. Именно эта страна дала нам плеяду замечательных художников, архитекторов, скульпторов, которые стали основой мирового наследия. Итальянские города начали богатеть еще в период крестовых походов, особенно такие города как Венеция и Генуя - города-порты, перевозившие на своих кораблях крестоносцев, и Флоренция - центр шелковой промышленности. Так как Италия была посредницей в торговле между Западом и Востоком, в XV веке она стала самой богатой страной Европы.

Культура Возрождения зародилась в Италии на родине античности, где вновь возрождается античный идеал прекрасного гармоничного человека. Однако сами современники этого периода причину возрождения мира от скудости и упадка Средневековья к чистым источникам знания и красоты не видели в подражании античной культуре. «Обновленное чувство человека «золотого века» отличалось гораздо более широким и общим этическим и эстетическим диапазоном. И если к его горделивому сознанию своей исторической миссии примешивалось восхищение античной культурой, то только потому, что античная культура, казалось, была воплощением чистого знания, красоты и добродетели».

Культура эпохи Возрождения - это не антипод культуре средневековья и не абсолютный возврат к античности. Отвергая типичное для средневековья аскетическое презрение к миру, представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира. В то же время, сложившись в других исторических условиях, искусство Возрождения несет на себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится более сложным и многогранным.

Основная тема культуры и философии эпохи Возрождения - человек. Человек, как мера всех вещей, как героическая, независимая, гармонически развитая личность. Этот мотив находит свое выражения во всех отраслях искусства. В архитектуре он проявляется в создании идеи этажа как пространственного слоя для жизни и деятельности человека, а также в постепенном отделении скульптуры и живописи (в виде монумента и станковой картины) от здания.

Искусство Ренессанса говорило от лица человека, о человеке и для человека. Вместе с эволюцией искусства в эпоху Ренессанса менялся и сам человек, а вместе с ним и художественная концепция. Эту эволюцию обычно делят на три главных периода:

 

-1400 гг. - Проторенессанс

 

весь XV век - ранний Ренессанс

 

-1525 гг. - высокое  Возрождение

 

Конечно, говоря о человеке в искусстве Возрождения, невозможно не сказать о так называемом Северном Возрождении. Этот термин достаточно условен и относится к искусству стран, находящихся севернее Италии (Нидерланды, Германия, Франция). В искусстве северного Ренессанса больше сказались традиции средневековья. Наряду с распространением гуманистических идей и черт итальянского искусства, в культуре Северного Возрождения не исчезает готическая напряженность и лихорадочность. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля Северного Возрождения.

Главная же причина, по которой термин «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру этого периода, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса. То есть - в повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности. Художники северного Возрождения, далекие от образцов античного наследия, воспевали в своих работах не идеальную красоту человеческого тела, как художники итальянского Возрождения, а среднего простого человека, их современника, с которым они сталкивались ежедневно на улицах города. В это время активно развивается жанр пейзажной живописи. Художники северного Возрождения как бы впервые смотрят на мир и, восхищаясь им, пытаются передать всю красоту природы и родного города в своих творениях.

В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.

Одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения стало Гуманистическое мировоззрение.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV веке гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения.

Самобытный характер Северного Возрождения проявился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Лютеровская Библия создает эпоху в немецком языке, так как становится основой немецкого единого литературного языка; кроме того перевод Библии на современный литературный немецкий язык, послужит толчком для переводов на английский, французский и др. языки.

Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этические идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Гуманистические  взгляды Северного Возрождения

 

3.1.Английский гуманизм

 

 

Эпоха Возрождения обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности.

Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. При этом весьма отчетливо проявлялось первоначальное влияние идей итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей стал Оксфордский университет. В развитии гуманистического движения в Англии большую роль сыграл кружок Джона Колета (ок. 1467-1519), образовавшийся в Оксфордском университете. Колет испытал влияние флорентийских платоников, в духе которых он давал в своих лекциях критическое толкование евангельских текстов. В этом кружке сложилась программа так называемого христианского гуманизма, заостренная против католической церкви и даже рассчитанная на ее реформу. Она оказала значительное воздействие на мировоззрение двух весьма ярких и разносторонних гуманистов, давно и прочно вошедших в историю философии, - Эразма Роттердамского и Томаса Мора.

Томас Мор, автор социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению утопического социализма, считается крупнейшим представителем Возрождения.

Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее «место, которого нет», стало нарицательным и дало имя целому направлению общественной мысли - утопическому социализму.

То, что «Утопия» появилась в Англии начала ХVI в. не было случайностью. Книга Мора - не просто игра воображения, это своеобразное, хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.

Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками социальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных масс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечить социальную гармонию.

Критика феодального и раннекапиталистического общества «Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части, посвященные двум темам:

 

-критике современного Мору общества;

 

-описанию государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.

 

Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.

«Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса».

Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве - «огораживанию», приводящему к тому, что «овцы пожирают людей».

Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.

Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами.

Подвергаются резкой критике феодальные правители, видящие свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, - говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе уничтожив собственность...»

Информация о работе Северное возрождение