Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 18:26, реферат
В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитии искусства северных стран — Нидерландов, Франции, Германии. При наличии в каждой из них национальной традиции, искусство этих стран характеризуется в XV веке также рядом общих черт, особенно отчетливо выступающих при сопоставлении с Италией. Наиболее ярко и последовательно этот перелом происходит в живописи, тогда как скульптура долго сохраняет готические черты, а архитектура вплоть до первых десятилетий XVI века продолжает развиваться в рамках готического стиля.
1.Введение…………………………………………………………...…3
2.Особенности Северного Возрождения и начала Реформации……5
3.Гуманистические взгляды Северного Возрождения….….…….….8
Английский гуманизм…………………………………...………8
3.2Христианский гуманизм Эразма Роттердамского…………......10
4.Заключение………………………………………………………..…17
5.Список использованной литературы………………………………18
Весьма важной стороной мировоззренческой деятельности Эразма стала его полемика с Лютером. Беспощадный критик схоластики и коррумпированной католической церкви, язвительно бичевавший множество ее пороков (особенно бескомпромиссно - продажу индульгенций), взывавший к идеям и идеалам первоначального христианства, сначала поддерживал этого воинствующего врага римской курии. Когда же яростный монах повел за собой значительные массы немецкого «зверя», вскрывая всю поверхностность гуманистического просветительства Эразма (и ряда немецких гуманистов), когда его борьба против папизма стала обретать черты нового фанатизма, своей нетерпимостью едва ли не превосходившего католический, Роттердамец решительно от него отмежевался.
В философском аспекте наибольший интерес представляет их полемика вокруг фундаментальной проблемы свободы воли. Лютер настаивал на исключительной роли божественного предопределения, до предела сужавшего человеческую инициативу или просто сводившего ее на нет. Эразм же в своем сочинении «О свободе воли» (1524) защищал в общем те же принципы человеческой свободы, с которыми мы встречались у итальянских гуманистов предшествующего столетия. Именно в этом духе еще в «Похвале глупости», как бы перекликаясь с Макиавелли, автор подчеркнул, что «фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных, таких, которые привыкли повторять: «Будь что будет». А мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают». В трактате «О свободе воли» Эразм доказывает, что божественное провидение не отменяет свободы человеческой воли, свободы выбора, ибо без этого теряют всякий смысл все божественные призывы, зафиксированные в Писании, теряют смысл понятия греха, наказания, добродетели. Начало и конец человеческой жизни - в руках Бога, но ее протекание невозможно без свободно-волевых действий человека.
Невозможна без определенного минимума свободы воли и любая человеческая мораль. И она тем выше, чем больше такой минимум. В этом убеждении Эразма нет никакого волюнтаризма, ибо человек обязан непрерывно обуздывать свою волю силою разума, как бы ни сбивала его с толку всемогущая Глупость.
Влияние Эразма из Роттердама на многих мыслителей XVI-XVII вв. было огромным. Особенно большим было воздействие Эразма на тех религиозных мыслителей и деятелей, которые пытались освободить христианство от обрядности и множества догматов.
Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.
4. Заключение
Как видно из всего сказанного, в эпоху Возрождения формируется совершенно новое самосознание человека. Хотя мыслители Возрождения и призывали вернуться к Античности и учиться у природы, их точка зрения существенно отличалась от древнегреческой. У них на первом плане стоит не столько природа, сколько художник. Художник, подражая природе, обязан ее превзойти и обнаружить собственный талант. В этом проявляется главная идея Ренессанса - идея человека - творца, вставшего на место Бога. В своей деятельности человек теперь творит мир, красоту и самого себя.
Период XV и XVI веков занимает особое место в истории, культуре и искусстве Европы. Усилиями всего лишь нескольких поколений художников, скульпторов, архитекторов и мыслителей гуманистов был создан запас духовных ценностей непреходящего значения. Европейское искусство Возрождения - это огромная, впечатляющая своим разнообразием панорама национальных и местных школ, взаимных связей и параллельных явлений, вызванных к жизни велением нового времени. Италия, Нидерланды, Франция, Германия - искусство этих стран прошло трудный путь от условности средневекового изобразительного языка к объективному, чувственно богатому отражению реального мира и далее - к исчерпанию гуманистической веры в гармоничные закономерности бытия и безграничные возможности человека.
Культура эпохи Возрождения говорила о человеке, о свободе отдельной личности. Однако выдвинутая в качестве основной базы для жизни и бытия отдельная человеческая личность, или отдельный человеческий субъект, несмотря на свое постоянное стремление себя абсолютизировать, была слишком слабой и ненадежной опорой для мировоззрения. «Индивид освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу - вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходиться играть в новой системе, - но при этом освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить всю жизнь в тесном мирке, человек потерял и ответ на вопрос о смысле его жизни, и на него обрушились сомнения: кто он, зачем он живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим». Упоение первыми радостями и мечтами об абсолютной свободе личности мешали пока увидеть все трудности такого устройства жизни и весь ее трагизм. Но уже среди этих первых восторгов отдельной человеческой личности почти везде на протяжении всего Ренессанса возникают мотивы недовольства, скептицизма, пессимизма и даже драматического трагизма.
5. Список использованной литературы
1.Агафонов В.П, Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия М.: МСХА, 2009 - 400 с.
2.Алексеев П.В, Панин А.В. Философия М.:Проспект,2009 - 784 с.
3.Культура эпохи Возрождения - СПб.: Наука, 2006 - 400 с.
4.Лосев А. Эстетика Возрождения - М.: Мысль, 2007 - 256 с.
5.Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2008 - 336 с.
6.Спиркин А.Г. Основы философии. М.:2009 - 336 с.
7.Фролов И.Т. Введение в философию. М.: 2010 - 524 с.