Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:34, реферат
Содержание.
Введение.
Шаманизм как антропологическое явление.
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм, который давно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования он был описан только в 1892 г. В. М. Михайловским (См.: Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», - Выписка 1. // «Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». Т. LXXVМ. Труды этнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.). Переживая определенные периоды роста и спада интереса, шаманство в настоящее время широко обсуждается на специальных научных симпозиумах и конференциях, на страницах обширных монографических исследований. Причем, очевидно, что эта проблема перешагнула уже рамки одной дисциплины и из чисто научного явления превратилась в пользующуюся широкой популярностью эзотерическую диковину, которая пропагандируется бестселлерами К. Кастанеды и массовыми изданиями, типа “Как самому совершить шаманское путешествие”.
Введение.
Глава 1. Шаманизм как антропологическое явление.........................................3
Глава 2. Якутский шаманизм...........................................................................4
2.1. Шаманизм как религия ............................................................................6
Глава 3. Шаманская мифология.......................................................................11
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии..................................11
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................13
Глава 4. Главные аспекты якутского шаманства...........................................14
4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................14
4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................15
4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................16
4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................17
4. 5. Шаманские могилы................................................................................19
4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................22
4. 7. Святые и опасные места........................................................................25
Заключение
Список используемой литературы
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова»
Традиционные обряды Якутов (Якутский шаманизм).
( Реферат)
Выполнил: студент 3 курса
гр. НК-10 Иванов Артем
Проверила: Курчатова И.В.
Якутск 2012
Содержание.
Введение.
Глава 1. Шаманизм как антропологическое
явление.......................
Глава 2. Якутский шаманизм......................
2.1. Шаманизм
как религия ..................
Глава 3. Шаманская мифология.....................
3. 1. Общая
характеристика шаманской
3. 2. Представление
шаманизма в Олонхо............
Глава 4. Главные аспекты якутского
шаманства.....................
4. 1. Кто
он – шаман....................
4. 2. Идеи
философской основы якутского
шаманства.....................
4. 3. Роль
бубна в камлании шамана.......
4. 4. Шаманские
самострелы....................
4. 5. Шаманские
могилы........................
4. 6. Выбор
и посвящение шамана...........
4. 7. Святые
и опасные места...............
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Шаманизм как
В каждой
науке есть определенный набор
проблем, которые в силу своей
сложности долгое время
За время
изучения шаманизма,
3
всего, это лечебное действие камланий, которые приносили положительный результат для людей с реальными признаками различных заболеваний. Заслуживают также внимания данные о способностях шаманов переносить большие физические нагрузки и экстремальные ситуации разного рода. Правда, все эти способности достигались таким путем и такими неординарными средствами, что они привели первых исследователей данного явления к выводу о психической неполноценности шаманов.
В результате
изменения представлений о
Глава 2. Якутский шаманизм.
В конце XVII - начале XVIII в. в европейской печати впервые появляются скудные сведения о якутских верованиях (Н.К.Витсен, Э.И.Идес, И.Ф.Страленберг). Но более подробные описания шаманов опубликованы в исследованиях участников Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.) - И.Г.Гмелина, Г.Ф.Миллера Я.И.Линденау. Так, в частности И.Гмелин отметил поразительно гипнотическое воздействие на присутствующих каждого компонента камлания[1] - танец шамана, звуки бубна, черты лица исполнителя, соответствующая обстановка.
Участник
Северо-Восточной экспедиции
Особенно
заметный вклад в изучении
якутского шаманства внесли
4
шаманских сеансов на больных происходящих на почве гипнотического внушения. В.Л.Приклонский В.Ф.Трощанский, В.Е.Горинович и Н.А.Виташевский оформил тезис о связи шаманского ремесла с нервными болезнями, с двумя формами психической патологии человеческого организма близко соприкасающимися с гипнотическим состоянием субъекта "Шаман подражает или на самом деле впадает в состояние «мэнэрикэ» - таков был вывод Виташевского. Он имел ввиду состояние экстаза, основного составного ядра шаманства, магической техники, его мистики. Именно в конце XIX в. появились такие термины, как телепатия, ясновидение, проскопия, психокинез. Ученые решили, что в область естествознания придется отныне включить многое из того, что в прошлом рассматривалось как суеверие и объяснить психические явления, представляющие необыкновенными с научной точки зрения в рамках законов природы.
В начале XX в. выходит в Казани монография В.Ф.Трощанского "Эволюция черной веры (шаманства) у якутов". Автор достиг в исследовании изучаемой проблемы определенных успехов. Его работа становится третьим (после работ Д.Банзарова, В.М.Михайловского) монографическим исследованием в области шаманизма в тогдашней русской этнографической литературе.
В указанное
время были поставлены вопросы,
Исследование
якутского шаманства
Г.В.Ксенофонтов
обнаружил одну важную черту
служителей "черной веры" - знание
человеческого организма и
В 1975
г. Новосибирске опубликована
монография Н.А. Алексеева "
5
считается стадиальной формой религии народа мира. Но именно в Сибири оно получило свое наиболее классическое развитие. Якутский шаманизм является не только одной из развитых его форм, но и на сегодняшний день (как об этом говорилось выше) - наиболее изученной на территории Сибири.
2. 1. Шаманизм как религия.
Шаманство
(шаманизм) - одна из наиболее ранних
форм религии, возникшая по
всей вероятности еще в
Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек.
Для
мировоззрения шаманистов
Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения - вместилища.
6
Большинство шаманов
используют во время камлания
бубен, который после особого
обряда оживления считается
Шаманство,
как правило, наследственное. Считается,
что после смерти шамана его
дух переходит к потомкам, причем
духи сами выбирают людей, в
которых они переселяются, - из
родственников умершего шамана.
Начало шаманской деятельности
связано с загадочным