Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:34, реферат
Содержание.
Введение.
Шаманизм как антропологическое явление.
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм, который давно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования он был описан только в 1892 г. В. М. Михайловским (См.: Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», - Выписка 1. // «Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». Т. LXXVМ. Труды этнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.). Переживая определенные периоды роста и спада интереса, шаманство в настоящее время широко обсуждается на специальных научных симпозиумах и конференциях, на страницах обширных монографических исследований. Причем, очевидно, что эта проблема перешагнула уже рамки одной дисциплины и из чисто научного явления превратилась в пользующуюся широкой популярностью эзотерическую диковину, которая пропагандируется бестселлерами К. Кастанеды и массовыми изданиями, типа “Как самому совершить шаманское путешествие”.
Введение.
Глава 1. Шаманизм как антропологическое явление.........................................3
Глава 2. Якутский шаманизм...........................................................................4
2.1. Шаманизм как религия ............................................................................6
Глава 3. Шаманская мифология.......................................................................11
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии..................................11
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................13
Глава 4. Главные аспекты якутского шаманства...........................................14
4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................14
4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................15
4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................16
4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................17
4. 5. Шаманские могилы................................................................................19
4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................22
4. 7. Святые и опасные места........................................................................25
Заключение
Список используемой литературы
12
В эпической архаике, где богатырские качества героя обычно не отделяются от хитрости и колдовского могущества, шаманские сюжеты составляют существенный пласт мотивного фонда, а многие мифологические персонажи (например, корякский культурный герой Ворон, энецкий Ди'а и др.) наделены шаманскими способностями и умениями. Элементы шаманской мифологии прослеживаются и в стадиально более поздних мифологиях и религиях: в представлениях о скандинавском Одине, получившем священный мёд и знание рун в результате прохождения шаманской инициации на ясене Иггдрасиль, греческом Орфее, совершающем путешествие в мир мёртвых, карело-финском Вяйня-мёйнене, отправляющемся в Туонелу или Похьёлу за магическим инструментом, ритуальной формулой или сампо, библейских пророках и т. д.
3.2. Представление шаманизма в Олонхо – якутском национальном фольклоре.
Шаманство
исторически было характерно
для народов, занимавшихся
По мнению
А.И.Гоголева, "мифология, религия
и искусство первоначально не
были отделены друг от друга.
Поэтому мифотворчество
В традиционной
культуре якутов певцы и
13
замка оленя, словно зовущего его. Он последовал за ним и бесследно исчез. Эта легенда напоминает поверье якутов о том, что "мать-зверь" шамана в последний раз появляется перед ним в конце его жизни.
Интересно предположение Л.П.Потапова о том, что "белое шаманство" появилось на основе традиции сказительства, а "черное шаманство" – на основе культа кузнечного ремесла. По нашему мнению, эпический образ богатыря сформировался в эпоху возвышения военной аристократии и образования первых государств кочевников. Образ богатыря на боевом коне вполне сопоставим с образом шамана, принимавшего облик тотемного духа-покровителя. Символом последнего служил основной атрибут шамана – бубен.
По материалам С.И.Боло, "белый шаман" Ойуун Уол имел "серебряный плащ". Данная атрибутика шамана напоминает серебряный панцирь (куйах) богатыря племени айыы. В олонхо богатырь проходит инициацию у светлых шаманок – дочерей богини Айыыhыт, а затем спускается к "корню" трех кузнецов. По сути, он после шаманского посвящения становится воином-шаманом. В этом качестве витязь мог посещать сакральные миры.
Я полагаю,
что в основе описаний
Глава 4. Главные аспекты якутского шаманства.
Самым великим
шаманом последнего времени
4. 1. Кто он, шаман?
- Шаман в основном
является защитником от злых
сил. Если он станет
14
к нему Космических Сил, защищает людей от злых Космических Сил и от Злых земных астралов. Долгое время шаманизм рассматривали очень узко, как религиозное мировоззрение коренных народов Сибири. Шаманизм всегда считался ранней формой религии, которая возникла в период разложения первобытнообщинного строя и впитала в себя более древние формы сознания. Это очень узкое объяснение шаманизма. А в действительности шаманизм является сложным феноменом культуры народов. Сложный комплекс многовековой духовной культуры народов: явления транса, медитации, поэзии, ритуальных обрядов, гипноза, магии, использование силы мысли и слова, способность устанавливать связь с трансцендентальным миром и т, д. - образовали прочный фундамент шаманизма.
Личность шамана
оценивалась по-разному.
А камлание рассматривали
как контролируемый
Кроме того, вышло
очень много газетных статей,
которые в целом искажают
4. 2. Каковы идеи философской основы якутского шаманизма?
Идеи о единстве Природы и Человека. В понятиях якутского шаманизма Вселенная и Человек неразделимы. Человек является частью Вселенной и находит свое место в Серединном мире. Трехмерное представление Вселенной воедино соединяет в себе понятие о неразрывной связи философских понятий Светлого и Злого начал. Человек находится между ними и находится в полной зависимости от них. Злые сил Нижнего мира влияют на них так же, как Высшие Светлые силы Верхнего мира. Такое положение заставляет человека постоянно бороться за свое существование и за целостность своей психики. Только постоянное обращение к Светлым силам спасает его от влияния Темных сил. Обращение к Высшим Светлым силам для человека является очень большим трудом и требует от него нравственной чистоты, трудолюбия и верности.
15
Человеческой натуре
очень трудно устоять от
По философии якутского
шаманизма, человек является
По философии якутов,
этот кут бессмертен и состоит
из особого космического
4. 3. В чем роль
бубна и его звучания в
- По понятиям якутского
шаманизма, бубен является
16
работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман и какое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как при путешествии в Серединный или Нижний мир, то сразу становится понятно, каков этот шаман. Если при лечении пациента у него бубен звучит, как при вызове духов, тогда профессионализм этого шамана сразу можно отрицать.
Хороший профессиональный
шаман начинает камлание тихо
и спокойно, с вызова космических
сил - духов шамана. Он театрально
дико не кричит и не скачет,
как бешеный. Бубен, колотушка
и костюм шамана - это отражение
целого мира. В них и заключена
тайна этого древнерусского
4. 4. Шаманские самострелы.
В прошлом каждый
шаман имел свой невидимый
астральный самострел,
Итак, на территории
Якутии стоят настороженными
множество таких невидимых
Добрые шаманы: шаманы-целители,
шаманы-проповедники белых
А добрые заклинания (Алгысы) шаманов-Айыы всегда были направлены против силы и опасности таких самострелов. Конечно, такие самострелы вставляли кровожадные шаманы. Редко их вставляли шаманы оскорбленные, униженные - для отмщения обидчику.
Иногда такие самострелы
оставляли после себя
17
Тогда самострелы становятся настоящей карающей силой для данного рода. И вот за вину какого-то предка наказывается весь род. При этом обиженный шаман перечислял все зло, которое ему причинил обидчик, и получал "особое разрешение" Космических Сил. Такие самострелы бывают очень опасны. Вот почему были истреблены целые роды силой астральных самострелов.
Самострелы и способы
их вставления у шаманов
Иногда шаман вместо посторонних людей "снаряжает" самострел своими людьми: женой, детьми и родственниками. Такие самострелы очень опасны для этих близких ему людей.
Шаманские самострелы
очень древние, своими корнями
уходят в глубокую первобытную
древность, когда охотники "убивали"
изображения зверей, на которых
они охотились. Таким образом,
древнерусская первобытная
Если шаман по
росту и по назначению гораздо
выше владельца самострела, то
он может перешагнуть, не