Шаманство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:34, реферат

Описание работы

Содержание.




Введение.
Шаманизм как антропологическое явление.
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм, который давно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования он был описан только в 1892 г. В. М. Михайловским (См.: Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», - Выписка 1. // «Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». Т. LXXVМ. Труды этнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.). Переживая определенные периоды роста и спада интереса, шаманство в настоящее время широко обсуждается на специальных научных симпозиумах и конференциях, на страницах обширных монографических исследований. Причем, очевидно, что эта проблема перешагнула уже рамки одной дисциплины и из чисто научного явления превратилась в пользующуюся широкой популярностью эзотерическую диковину, которая пропагандируется бестселлерами К. Кастанеды и массовыми изданиями, типа “Как самому совершить шаманское путешествие”.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Шаманизм как антропологическое явление.........................................3
Глава 2. Якутский шаманизм...........................................................................4
2.1. Шаманизм как религия ............................................................................6
Глава 3. Шаманская мифология.......................................................................11
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии..................................11
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................13
Глава 4. Главные аспекты якутского шаманства...........................................14
4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................14
4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................15
4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................16
4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................17
4. 5. Шаманские могилы................................................................................19
4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................22
4. 7. Святые и опасные места........................................................................25
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Шаманство.docx

— 66.82 Кб (Скачать файл)

12

В эпической архаике, где  богатырские качества героя обычно не отделяются от хитрости и колдовского  могущества, шаманские сюжеты составляют существенный пласт мотивного фонда, а многие мифологические персонажи (например, корякский культурный герой  Ворон, энецкий Ди'а и др.) наделены шаманскими способностями и умениями. Элементы шаманской мифологии прослеживаются и в стадиально более поздних мифологиях и религиях: в представлениях о скандинавском Одине, получившем священный мёд и знание рун в результате прохождения шаманской инициации на ясене Иггдрасиль, греческом Орфее, совершающем путешествие в мир мёртвых, карело-финском Вяйня-мёйнене, отправляющемся в Туонелу или Похьёлу за магическим инструментом, ритуальной формулой или сампо, библейских пророках и т. д.

 

3.2. Представление  шаманизма в Олонхо – якутском национальном фольклоре.

 

       Шаманство  исторически было характерно  для народов, занимавшихся охотой  и скотоводством. Исходя из  этого, В.Н.Басилов допускал, что оно должно было возникнуть еще в палеолите и пережить свой расцвет до неолита. У многих народов сфера культовой деятельности изначально являлась привилегией женского жречества (удаганства). По материалам Е.В. Ревуненковой, существование особого ("женского") языка шаманов, заложившего основы мифотворчества и поэзии, было связано с матрилокальной структурой древних обществ. Это положение подтверждается представлениями якутов о том, что по своему происхождению женщины-удаганки считались сильнее (старше) мужчин-шаманов.

 

       По мнению  А.И.Гоголева, "мифология, религия  и искусство первоначально не  были отделены друг от друга.  Поэтому мифотворчество использовалось  для обоснования религиозных  церемоний и неизбежно становилось  частью религии". На правомерность  этой точки зрения указывает  то, что в якутском эпосе сохранились  архаичные черты мифологии. Иначе  говоря, якутская "сказка" олонхо должна была сформироваться и развиться на общем фоне шаманистических воззрений предков Саха.

 

       В традиционной  культуре якутов певцы и сказители,  как и шаманы, считались людьми "несчастными". Древние легенды  гласят, что знаменитые певцы  и поэты получали дар сказительства во время сна. В мифологиях многих народов сон приравнивался к смерти. Сюжет "сна" певца сопоставим с сюжетом "смерти" ("расчленения") будущего шамана. Согласно шотландской саге, старый пророк и певец Лермонт увидел около своего

13

замка оленя, словно зовущего его. Он последовал за ним и бесследно  исчез. Эта легенда напоминает поверье  якутов о том, что "мать-зверь" шамана в последний раз появляется перед ним в конце его жизни.

 

       Интересно  предположение Л.П.Потапова о  том, что "белое шаманство"  появилось на основе традиции  сказительства, а "черное шаманство" – на основе культа кузнечного ремесла. По нашему мнению, эпический образ богатыря сформировался в эпоху возвышения военной аристократии и образования первых государств кочевников. Образ богатыря на боевом коне вполне сопоставим с образом шамана, принимавшего облик тотемного духа-покровителя. Символом последнего служил основной атрибут шамана – бубен.

 

       По материалам  С.И.Боло, "белый шаман" Ойуун Уол имел "серебряный плащ". Данная атрибутика шамана напоминает серебряный панцирь (куйах) богатыря племени айыы. В олонхо богатырь проходит инициацию у светлых шаманок – дочерей богини Айыыhыт, а затем спускается к "корню" трех кузнецов. По сути, он после шаманского посвящения становится воином-шаманом. В этом качестве витязь мог посещать сакральные миры.

 

       Я полагаю,  что в основе описаний подвигов  героя лежала идея древней  охотничьей, а позднее шаманской,  инициации. Не случайно подвиги  богатыря племени айыы завершаются после его женитьбы.

 

Глава 4. Главные  аспекты якутского шаманства.

 

   Самым великим  шаманом последнего времени является  наш современник - Верховный жрец-шаман  народа Саха - Владимир Алексеевич  Кондаков. В. А. Кондаков живет  и работает в городе Якутске.  Свои основные труды он написал  на якутском языке. Но вот  в 1999 году он прислал мне  небольшую книжку "Тайны сферы  шаманизма", которая вышла небольшим  тиражом впервые на русском  языке. Чтобы познакомить читателей  с мыслями нашего великого  современника, я коротко процитирую  эту сенсационную книгу, впервые  в мире написанную настоящим  профессиональным шаманом-практиком,  ведущим свой род прямо от  великого Будды (Саха-муни).

 

4. 1. Кто он, шаман?

 

   - Шаман в основном  является защитником от злых  сил. Если он станет прислужником  злых духов, то его шаманом  не назовешь. Шаман является связующим  звеном между людьми и трансцендентальным  миром. В состоянии экстаза  и транса он устанавливает  связь с трансцендентальным миром.  Связь с этим миром дает  ему возможность защищать людей  от злых сил. Вернее, шаман,  используя силу подвластных ему и более благосклонных

14

к нему Космических Сил, защищает людей от злых Космических Сил  и от Злых земных астралов. Долгое время шаманизм рассматривали очень узко, как религиозное мировоззрение коренных народов Сибири. Шаманизм всегда считался ранней формой религии, которая возникла в период разложения первобытнообщинного строя и впитала в себя более древние формы сознания. Это очень узкое объяснение шаманизма. А в действительности шаманизм является сложным феноменом культуры народов. Сложный комплекс многовековой духовной культуры народов: явления транса, медитации, поэзии, ритуальных обрядов, гипноза, магии, использование силы мысли и слова, способность устанавливать связь с трансцендентальным миром и т, д. - образовали прочный фундамент шаманизма.

 

   Личность шамана  оценивалась по-разному. Некоторые  оценивали его негативно, например, как мошенника, фокусника и  психически ненормального человека.

 

   А камлание рассматривали  как контролируемый истерический  припадок душевнобольного человека. В последнее время идет односторонний  подход к явлению шаманизма,  т, е, преобладает работы описательного  характера. Больших аналитических  работ по данному вопросу пока  нет. 

 

   Кроме того, вышло  очень много газетных статей, которые в целом искажают настоящую  суть шаманизма. Некоторые из  них слишком гиперболичны, а некоторые чем-то обязательно принижают значение данного явления. Журналистов нельзя обвинять. Такие статьи появились во время повального увлечения экстрасенсорикой, когда каждый, кто хоть немножко занимался ею, считал себя шаманом, когда каждый давал интервью, писал статьи, выступал с лекциями по данной теме, не имея понятия о шаманизме.

 

4. 2. Каковы идеи  философской основы якутского  шаманизма?

 

   Идеи о единстве Природы и Человека. В понятиях якутского шаманизма Вселенная и Человек неразделимы. Человек является частью Вселенной и находит свое место в Серединном мире. Трехмерное представление Вселенной воедино соединяет в себе понятие о неразрывной связи философских понятий Светлого и Злого начал. Человек находится между ними и находится в полной зависимости от них. Злые сил Нижнего мира влияют на них так же, как Высшие Светлые силы Верхнего мира. Такое положение заставляет человека постоянно бороться за свое существование и за целостность своей психики. Только постоянное обращение к Светлым силам спасает его от влияния Темных сил. Обращение к Высшим Светлым силам для человека является очень большим трудом и требует от него нравственной чистоты, трудолюбия и верности.

15

   Человеческой натуре  очень трудно устоять от искушений  (влияние Темных сил), и ему  постоянно нужна помощь Всевышнего  Бога.

 

   По философии якутского  шаманизма, человек является пришельцем  из космоса. Вернее, Верховный  Бог - Ур заселил людьми Серединный  мир, ибо беззаботная и вечная  жизнь людей в Верхнем мире  стала бездеятельной и потребительской,  что превратило людей в скотов. Ур наделил людей скотом и всем необходимым для жизни в Серединном мире. Он наделил человека космическим огоньком - светлым развивающимся умом, трехмерной душой - тремя кутами: Ийэ-Кут, Вуор-Кут, Салгын-Кут. Дословно это можно перевести в таком порядке. Ийэ-Кут - основной Материнский кут <Ийэ-Кут на современном языке обозначает, в переводе с древнерусского, "Материнское место", например, "Усть-кут" - это место (город или земля) в устье реки. Отсюда "Ийэкутия" (Якутия) - это Материнская Земля, Земля Предков. Ныне общеизвестно (см, работы В. М. Кандыбы по истории), что все древнерусские племена впервые создали свое государство именно на территории современной Якутии (в бассейне реки Русь = Лены) 3 млн, лет назад. "Якут" в современном переводе обозначает "божественный материнский рус" или "божественный материнский урус, прямой потомок Ория". Поэтому в священных текстах Киевской Ригведы говорится о народе русов-якутов (роде "саха" или "сакья ") как о материнском священном жреческом первороде всех русов-уров (Будда был также из этого рода), предков киевских руссов, основавших Священную Оратту = Великую Древнерусскую Империю = Страну Солнца = Священную Кианию = Ориану (прим. В. М. Кандыбы).>.

 

   По философии якутов, этот кут бессмертен и состоит  из особого космического вещества. Ийэ-Кут человеку дается Богиней Любви через отца матери. Буор-Кут - основной Телесный, материальный кут. Данный кут человек получает от родителей и от Природы-Матушки. Буор-Кут является телом и статью человека. Третий кут - это Воздушный, или Космический Кут. Кут, который устанавливает связь с внешним миром. Кут - слово непереводимое, древнее. Кут нельзя перевести как душа. Все три куга соединяются особой Космической Силой, Космическим Огнем - Сур. Вот все четыре элемента, составляющие суть самого человека, его разум, духовность, талант, добрые качества и его физическую силу и здоровье.

 

4. 3. В чем роль  бубна и его звучания в камлании  шамана?

 

   - По понятиям якутского  шаманизма, бубен является конем,  а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному  миру. Он является и советником  шамана. Крылатый конь рассказывает  шаману обо всем, что он видит,  слышит, предостерегает его от  бед, от напастей других шаманов  и помогает в его камлании  и лечебной 

16

работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку  бубна сразу узнает, чем занимается шаман и какое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как при путешествии в Серединный или Нижний мир, то сразу становится понятно, каков этот шаман. Если при лечении пациента у него бубен звучит, как при вызове духов, тогда профессионализм этого шамана сразу можно отрицать.

 

   Хороший профессиональный  шаман начинает камлание тихо  и спокойно, с вызова космических  сил - духов шамана. Он театрально  дико не кричит и не скачет, как бешеный. Бубен, колотушка  и костюм шамана - это отражение  целого мира. В них и заключена  тайна этого древнерусского искусства,  особая магическая сила Космоса  и космологические понятия шаманизма.  Все они заговорены свыше и  в них - тайное учение наших  предков. Поэтому нельзя надевать  костюм чужого шамана и брать  в руки чужой бубен. 

 

4. 4. Шаманские  самострелы.

 

   В прошлом каждый  шаман имел свой невидимый  астральный самострел, настораживаемый  на других шаманов. Слабые шаманы  имели один самострел, а сильные  - до трех. Некоторые вставляли  самострелы, которые были насторожены  на более сильных шаманов, и  веками ждали свою жертву. То, что шаманы оставляют после  себя такие самострелы, говорит  об их соперничестве. Эти шаманы  хотели, чтобы на их территории  не родился шаман, превосходящий  его своим назначением и способностями.  Такое дикое первобытное соперничество  было и у древних русских  воинов-богатырей, которые старались  изжить богатыря более сильного, чем они. Это генетически сохраняется.

 

   Итак, на территории  Якутии стоят настороженными  множество таких невидимых астральных  самострелов в ожидании своей  жертвы. Это является как бы  вековым проклятием бывших шаманов. 

 

   Добрые шаманы: шаманы-целители, шаманы-проповедники белых обрядов  и шаманы-Айыы - после себя самострелов не оставляют.

 

   А добрые заклинания (Алгысы) шаманов-Айыы всегда были направлены против силы и опасности таких самострелов. Конечно, такие самострелы вставляли кровожадные шаманы. Редко их вставляли шаманы оскорбленные, униженные - для отмщения обидчику.

 

   Иногда такие самострелы  оставляли после себя обрядовые  и кровожадные шаманы с целью  уничтожения будущих поколений  своих личных врагов.

17

Тогда самострелы становятся настоящей карающей силой для  данного рода. И вот за вину какого-то предка наказывается весь род. При этом обиженный шаман перечислял все  зло, которое ему причинил обидчик, и получал "особое разрешение" Космических Сил. Такие самострелы бывают очень опасны. Вот почему были истреблены целые роды силой  астральных самострелов.

 

   Самострелы и способы  их вставления у шаманов бывают  разные. Некоторые шаманы "снаряжают" самострелы в таком виде: вместо лука - молодой здоровый человек; вместо тетивы - другой такой человек; стрела - молодой парень; курок самострела - женщина; сторожельный шнур - человека кол, к которому привязывается сторожельный волосяной шнур - человек. Значит, самострел "состоит" из шести человек. Если самострел промажет, эти люди могут умереть.

 

   Иногда шаман вместо  посторонних людей "снаряжает"  самострел своими людьми: женой,  детьми и родственниками. Такие  самострелы очень опасны для  этих близких ему людей. 

 

   Шаманские самострелы  очень древние, своими корнями  уходят в глубокую первобытную  древность, когда охотники "убивали"  изображения зверей, на которых  они охотились. Таким образом,  древнерусская первобытная примитивная  магия превратилась в более  высокую астральную магию шамана, где невидимый самострел настораживается  на невидимую Мать-Зверя другого  шамана, а иногда на будущее  поколение и родственников обидчика  шамана.

 

   Если шаман по  росту и по назначению гораздо  выше владельца самострела, то  он может перешагнуть, не задевая  сторожельного волосяного шнура самострела, и остаться невредимым. Иногда маленький шаман проходит через настороженный самострел ниже сторожельного шнура, не задевая его. Тогда он тоже может остаться в живых.

Информация о работе Шаманство