Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:34, реферат
Содержание.
Введение.
Шаманизм как антропологическое явление.
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм, который давно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования он был описан только в 1892 г. В. М. Михайловским (См.: Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», - Выписка 1. // «Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». Т. LXXVМ. Труды этнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.). Переживая определенные периоды роста и спада интереса, шаманство в настоящее время широко обсуждается на специальных научных симпозиумах и конференциях, на страницах обширных монографических исследований. Причем, очевидно, что эта проблема перешагнула уже рамки одной дисциплины и из чисто научного явления превратилась в пользующуюся широкой популярностью эзотерическую диковину, которая пропагандируется бестселлерами К. Кастанеды и массовыми изданиями, типа “Как самому совершить шаманское путешествие”.
Введение.
Глава 1. Шаманизм как антропологическое явление.........................................3
Глава 2. Якутский шаманизм...........................................................................4
2.1. Шаманизм как религия ............................................................................6
Глава 3. Шаманская мифология.......................................................................11
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии..................................11
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................13
Глава 4. Главные аспекты якутского шаманства...........................................14
4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................14
4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................15
4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................16
4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................17
4. 5. Шаманские могилы................................................................................19
4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................22
4. 7. Святые и опасные места........................................................................25
Заключение
Список используемой литературы
Еще в XIX веке ученые и путешественники, наблюдавшие шаманов, пришли к единодушному выводу, что это нервнобольные люди с особым складом психики. Такая точка зрения впоследствии получила широкое распространение среди исследователей этой формы религии. Однако в последние десятилетия ряд ученых, изучавших феномен шаманизма, утверждают, что так называемая шаманская болезнь - это лишь своеобразная инициация, в которой будущий шаман сознательно исполняет предписываемые ему обряды, играя заданную традицией роль. Теперь можно утверждать, что наследственная природа шаманизма - результат процесса многопоколенного отбора родовым коллективом людей с определенными особенностями психики и, прежде всего способностью вызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемое глубокими
7
галлюцинациями. Именно это
привело к наследованию шаманами
некоторых необходимых
Хотя
шаманы иногда пользуются
Обязательным
атрибутом якутского шамана
8
какой имел его дед и
прадед. Изменение устройства бубна
шло очень медленно. Однако в ходе
исторического развития народов
Сибири, в процессе слияния различных
этнических групп и культур бубны
все же менялись. Таким образом, бубен
является своеобразным историческим памятником,
изучение которого может пролить
свет на прошлое народов Сибири.
Бубен являлся не только музыкальным
и культовым инструментом, он в
то же время, по представлениям сибирских
народов, был и сложным символом,
вещественным выражением шаманской
идеологии. Помимо этого, бубен в
известной степени отражал
9
большинства народов таких
прорезей не имели. Резонаторные столбики
были различной формы. Встречались
бубны, имевшие столбики четырех
различных форм (у якутов). Иногда
выступы на внешней стороне обечайки,
образованные столбиками, прикрывались
железными круглыми "шапочками",
предохранявшими кожу бубна от разрывов
(кеты). На внутренней стороне обечайки
прикрепляли рукоять, за которую
держали бубен, и скобки с подвесками;
исключение составляли чукчи и эскимосы,
у которых рукоять
10
над ней куполообразного неба, опирающегося в края земли, и другие изображения, отражающие представления о вселенной, о которых рассказывают устные мифы сибирских народов (алтайцы, кеты, селькупы). Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; обычно на обтяжке изображалось в этом случае животное (олень) или только его голова. При бубне имелась колотушка. Колотушки менее разнообразны по форме, чем бубны. Обычно они представляли собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины, иногда употребляли естественную развилку ветки (шорцы). Лопаточку обтягивали камусами самца оленя, козули, медведя или шкурой со лба оленя, медведя, а иногда кусочками шкуры с любой части тела животного. Помимо служебной роли при бубне, колотушка у всех народов Сибири являлась самостоятельным шаманским атрибутом, употреблявшимся при гадании и "лечении". Приемы гадания и "лечения" колотушкой почти у всех шаманов были одинаковы. Таково в общих чертах устройство бубнов.
Глава 3. Шаманская мифология
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии.
Шаманская
мифология тесно связана с
ритуальной практикой и в
11
притязаниями сексуального характера, или как пребывание души будущего шамана в мире предков, на особом шаманском дереве, в колыбели, гнезде и т. д. Соответственно шаманское посвящение может разворачиваться как история заключения брака с избравшим духом, становящимся после этого главным духом – помощником шамана [возможно, именно с этой версией связаны представления о шаманах превращённого (двойного) пола, существовавшие у палеоазиатов, эскимосов и у ряда индейских племён Сев. Америки], либо как выращивание, выкармливание шаманской души – птенца духами – предками, либо как расчленение и пересотворение тела неофита: варка в котлах, выковывание в кузнице, зашивание под кожу кристаллов, магических камней, змей и т. д., нахождение особой «шаманской кости» и пр. Рассечение тела может интерпретироваться и как смерть – воскрешение, и как жертвоприношение духам (у якутов, например, считалось, что лишь те духи, до которых долетели капли крови и кусочки мяса будущего шамана, будут в дальнейшем ему помогать или подчиняться его требованиям), и как испытания, пройти которые суждено лишь достойному кандидату.
Наиболее
распространённая функция
В легендах о шаманских подвигах сюжетная сторона камланий как странствий души ещё более разрастается за счёт включения таких эпических мотивов, как похищение души у антагониста, бегство, оборотничество и различные превращения добываемых объектов, самого героя – шамана, его помощников и противников [среди последних часто оказываются не только злые духи, но и вредоносные чёрные (способные наносить порчу и пожирать души) шаманы-инородцы]. Такие рассказы о шаманских путешествиях, поединках, чудесах, трюках и т. д., разыгрываемые или излагаемые во время камланий, имеют тенденцию к отрыву от конкретной обрядовой ситуации и иногда циклизуются в обширные биографические серии вокруг фигуры какого-либо великого шамана прошлого, становящегося в ряде случаев объектом почитания (культ умерших шаманов существовал у якутов, бурят, юкагиров и др.). Подобные сюжеты могут быть близки мифологическим и сказочным сюжетам о культурном герое, историческом предке и т. д.