Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на 85 вопросов по дисциплине "История дизайна".
Немецкий Веркбунд был тогда
одним из крупнейших объединений представителей
военного поколения, сознававших свою
социальную ответственность и видевших
свой вклад в решение острых социальных
и политических противоречий времени
в радикальном отходе от традиций и ориентации
на новейшую технику, типизацию и массовое
производство. Своей деятельностью они
способствовали в эти годы становлению
функционализма, широкому и быстрому признанию
продукции массового промышленного производства,
прогрессу художественных ремесел. Этот
художественно-радикальный и демократический
Веркбунд был закрыт национал-социалистами
в 1933 г.
Роль Немецкого Веркбунда в истории искусства
и промышленности новейшего времени, в
истории дизайна весьма велика. Немецкий
Веркбунд открыл принципиально новый
этап развития не только для немецкого,
но и для европейского искусства в целом.
Это объединение впервые предприняло
попытку поставить на место одинокого
«творца» активное сотрудничество промышленников,
художников-специалистов, техников и клиентуры
- базу современного производства. При
этом Немецкий Веркбунд вышел далеко за
рамки обычных в то время художественных
группировок и союзов художников с ремесленными
мастерскими. Своей деятельностью объединение
стремилось изменить консервативные представления
об искусстве, облагородить ремесленное
и промышленное производство. И его практика
узаконила последствия «машинизации»
- серийное производство и полезное сотрудничество
людей с техникой.
Петер Беренс – первый промышленный дизайнер
Творчество Петера Беренса
(1869-1940) - безусловно, веха в истории дизайна
и архитектуры XX в. Он был человеком огромного
и многогранного художественного таланта.
Не следует забывать о его творчестве
живописца, графика, художника шрифта,
мастера прикладного искусства и интерьера.
Он обладал и несомненным педагогическим
талантом. В его мастерской учились Ле
Корбюзье, Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ -
люди, чьи имена прочно связаны с современной
архитектурой и промышленностью.
Сам же Беренс начинал как типичный и притом
не самый яркий живописец XIX в. Его творчество,
подобно творчеству Ван де Вельде, как
бы соединяет две эпохи. О Беренсе шла
слава как о человеке с жестким характером,
не терпящем возражений и проводящем свои
идеи до конца. Ему принадлежат слова:
«Меня интересуют всегда только проблемы.
Тем, что само собой разумеется, пусть
интересуются другие».
В круг задач Беренса входило художественное
наблюдение за всей эстетической стороной
производства: от реклам до проектирования
типовых уличных фонарей, а также строительство
новых контор и заводов фирмы. В 1909 г.ои
построил первое современное промышленное
здание -завод турбин Всеобщей электрической
компании, ставший хрестоматийным образцом
промышленной архитектуры начала XX в.
Таким образом, то, что делал Петер Беренс,
мы теперь определяем как создание фирменного
стиля.
Если говорить о художественной части
концепции программы бытовых приборов,
о чисто пластической стороне дизайнерской
задачи, то Беренс видел ее в том, чтобы
очистить облик предметов от нарочитой
«техничности», мешавшей им пробиться
в сферу частного быта. Электрическому
чайнику надо было придать новую форму,
не похожую на выпускавшиеся до того грубые
жестяные цилиндры и усеченные конусы
с безобразными наростами, в которые пряталась
электрическая часть. В бытовых вентиляторах
нужно было ликвидировать разрыв между
крыльчаткой и мотором, которые до того
сочленялись чисто механически. Это так
или иначе относилось ко всем выпускаемым
фирмой бытовым электрическим приборам.
Свою работу Беренс начал с проектирования
программы электрических чайников-кипятильников.
Разрабатывая ее, он пришел к открытию
возможности создавать целые серии однородных
предметов путем комбинаторного варьирования
немногих элементов геометрической формы,
немногих видов материала и его покрытий
и отделки, а также ограниченного числа
вариантов основного потребительского
свойства (в данном случае -количества
нагреваемой воды). По каждому из перечисленных
аспектов были выработаны три-четыре варианта,
которые дали в совокупности целостную
и вместе с тем многообразную программу
изделий, рассчитанных на разные вкусы
и потребности. Форма дна и, соответственно,
корпуса чайника могла быть круглой, овальной
или восьмигранной; материал корпуса -
латунь, латунь с никелем или медное покрытие;
отделка корпуса -матовая, «муаровая»
и «хлопьевидная» молотковая; емкость
- 0,75; 1,25 и 1,75 литра. Вся программа насчитывала
81 ассортиментную единицу, а если учесть,
что каждая из них выпускалась еще и без
электронагревателя, то количество их
удваивалось.
Размер и форма крышек всех чайников были
унифицированы. Рукоятки (прямоугольные
- для восьмигранных и округлые - для остальных
моделей) имели однотипное жесткое бесшарнирное
крепление и оплетались тростником.
Весь успех программы основывался на непритязательном
изяществе и специфической «индустриальности»
этих моделей. Казалось, Беренс не только
избегал подражания даже лучшим ремесленным
образцам, но и отказался от поиска собственного
индивидуального стиля. Однако, как и в
других его дизайнерских разработках,
это был кажущийся отказ: используя чистые
геометрические фигуры, хорошо сочетающиеся
с простой, но изысканной отделкой материала,
он открыл новый мир красоты технических
продуктов, обладающих собственным, а
не заимствованным у художественного
ремесла достоинством.
В основе принципа формообразования для
всех без исключения работ Беренса лежало
сочетание художественной образности
формы с ее соответствием функции, с одной
стороны, и технологической естественностью
-с другой. Последовательность применения
этого принципа прослеживается во всех
программах бытовых электротехнических
приборов, разработанных дизайнером для
АЭГ. Это тем более примечательно, что
речь идет о первых, еще детских шагах
промышленного дизайна, когда ему еще
были присущи и простительны угловатость
и неловкость. Геометризация формы и ее
предельная ясность в предметах Петера
Беренса отражали и техническую точность
производственного процесса, и социокультурную
обозна-ченность вещи и ее окружения, знаменуя
собой уход от эклектической среды европейского
жилища второй половины XIX в. и переход
к принципиально новому этапу формирования
предметной среды. Электрический чайник
из элемента кухонной утвари, вроде кастрюли
и сковороды, стал украшением столового
буфета и принадлежностью церемонии чаепития,
подобным самовару в России или спиртовой
кофеварке в Англии. Кипячение воды могло
теперь производиться и без растапливания
плиты и превратилось в легкую и быструю
процедуру. После электрической лампочки
накаливания чайник стал вторым предметом
повседневного быта, знаменовавшим приход
электричества в жилище.
Рассматривая деятельность Петера Беренса
- дизайнера, невозможно пройти мимо его
проектов массовой мебели. Существовавшая
при Объединении германских профсоюзов
«Комиссия по образцовым жилищам для рабочих»
в 1912 г. объявила конкурс на проект мебели
для этих жилищ, в котором принял участие
Беренс. Его набор мебели машинного производства,
получивший первую премию, отличался приветливым
обликом, удобством и известным изяществом.
Баухауз и его вклад
в развитие мирового дизайна
Главной задачей Баухауза Гропиус считал объединение различных областей творческой деятельности, использование всех возможностей техники и станкового искусства для создания единой и гармонической вещественной среды. Своей конечной целью задача имела гуманизацию и демократизацию общества, воспитание всесторонне развитой личности. Преследуя эти цели, Гропиус привлек к сотрудничеству единомышленников - талантливых художников и архитекторов. Среди наиболее крупных мастеров были Иоханнес Иттен, который вел пропедевтический курс,
Значение Баухауза трудно
переоценить. Он не только был примером
организации обучения дизайнеров, но и
подлинной научной лабораторией архитектуры
и художественного конструирования. Методические
разработки в области художественного
восприятия, формообразования, цветоведения
легли в основу многих теоретических трудов
и не потеряли до сих пор своей научной
ценности.
Очень интересна эволюция Баухауза. Основанный
путем объединения Веймарской академии
художеств и школы Ван де Вельде, он первое
время продолжал некоторые их традиции.
Со временем влияние предшественников
было утрачено. Важным в этом плане было
постепенное упразднение таких «рукотворных»
ремесленных специальностей, как скульптура,
керамика, живопись на стекле, и большее
приближение к требованиям промышленности,
современной жизни. Вместо резной мебели
из стен Баухауза стали выходить модели
для массового изготовления, в частности
образцы сидений М. Брейера.
Начало деятельности Баухауза проходило
под влиянием утопических идей о возможности
переустройства общества путем создания
гармонической предметной среды. Архитектура
рассматривалась как «прообраз социальной
согласованности», признавалась началом,
объединяющим искусство, ремесло и технику.
Конечно, первоначальные установки Гропиуса
еще несли в себе отпечаток романтического
идеализма, их оспаривали и оспаривают
до сих пор; однако Гропиус остается единственным
мастером, кому с помощью группы не знающих
себе равных художников удалось довести
до конца этот грандиозный труд, равный
по своему исключительному творческому
богатству школам эпохи Возрождения.
Одновременно или почти одновременно
с Баухаузом возникают подобные объединения,
ставящие перед собой сходные цели, в других
странах. В Чехословакии в 1920 г. организовался
прогрессивный союз художников-конструктивистов
«Девятсил», по своим устремлениям близкий
к Баухаузу. Во Франции аккумулятором
идей конструктивного формотворчества,
единой функционально оправданной среды
становится талантливый архитектор Ле
Корбюзье, в США - архитектор Ф. Л. Райт.
Производственное искусство в Советской России: теория практика
Наряду с различными авангардными художественными течениями в послереволюционной России нарождается движение, получившее название «Производственное искусство». Своими корнями оно уходит в футуризм начала XX в., который провозглашал интеграцию искусства и техники. В процессе его становления взаимодействовали два мощных потока: теория производственного искусства и художественные формообразующие процессы.
В своих работах они
рассматривали в основном общетеоретические
социокультурные проблемы новаторских
течений в искусстве, откликаясь на социальный
заказ эпохи и отстаивая «эстетику целесообразности».
Концепции теоретиков и творческие поиски
левых художников были объединены в едином
творческом процессе и явились уникальным
явлением в масштабе дизайна XX в. в целом.
Прежде всего радикально переосмысливались
место и роль художника в художественной
промышленности.
Теория производственного искусства формировалась
в первые годы советской власти в процессе
осознания социальной роли искусства.
Теоретики призывали художников приступить
к реальной практической работе в производстве.
Они считали, что новое искусство должно
стать производственным искусством, создающим
материальную среду. Они мечтали о новом
гармоничном человеке, пользующемся удобными
вещами и живущем в благоустроенном городе.
Вместе с тем они нередко противопоставляли
полезные вещи произведениям искусства.
До революции в России
несколько учебных заведений, и
в первую очередь Строгановское художественно-промышленное
училище, готовили художников разных специальностей
для промышленности. Главной задачей этих
художников было создание внешней художественной
формы изделия, что они умели делать мастерски,
получив профессиональные навыки в лицевой
обработке металлов, в резьбе и в работе
в различных стилях. Именно эти приемы
и средства художественной выразительности
были основой формообразования изделий
в работах выпускников Строгановки. Конструктивная
основа изделий была также хорошо им знакома,
она рассматривалась прежде всего как
техническая конструкция, на которую как
бы «накладывалась» художественная оболочка.
Обращение группы художников в начале
1920-х гг. к экспериментам с пространственными
конструкциями следует рассматривать
как важнейший этап переориентации в художественных
процессах формообразования с приемов
внешней стилизации на приемы конструирования.
Это был вклад Псковской школы дизайна
в общий процесс формирования новой профессии.
Среди художников, внесших значительный
вклад в становление Раннего конструктивизма
в целом, можно назвать В. Татлина, А. Родченко,
Н. Габо, братьев В. и Г. Стенбергов, К. Медунецкого,
К. Иогансона, Л. Попову, А. Веснина, Г. Клуциса,
В. Степанову, А. Лавинского, А. Экстер.
Уже первые художественные эксперименты
А. Родченко свидетельствуют о его стремлении
сблизить живопись с предметно-художественной
сферой творчества. В 1915 г. он создает серию
графических композиций, все линии которых
нанесены с использованием чертежных
инструментов. Главная особенность этих
графических построений - строгая геометричность
всех контуров и линий. Продолжая эксперименты,
А. Родченко в работах 1916-1917 гг., в отличие
от подчеркнуто плоскостных композиций
первой графической («чертежной») серии,
выявляет форму элементов и пространственную
глубину.
Советский дизайн, как уже отмечалось
выше, формировался в условиях почти полного
отсутствия фактического заказа со стороны
промышленности на проектировщика-художника.
Разумеется, речь идет не о художественной,
а о той промышленности, где художник раньше
не работал. Почти вся новая техника создавалась
без участия художника. Однако в плакате,
книге, одежде, ткани, фарфоре, праздничном
оформлении, где активно работали пионеры
советского дизайна и где отрабатывался
ряд общих профессиональных приемов, художники
видели реальные плоды своего труда.
На гребне революционного
подъема в первые годы советской власти
период блестящего расцвета переживал
плакат, в котором органично сочетались
острые политические темы и новейшие достижения
различных течений изобразительного искусства.
Наряду с политическими появился и развивался
советский рекламный плакат. Реклама была
орудием экономической борьбы государственной
торговли с частником, она должна была
привлечь покупателя в государственные
магазины, убедить массового потребителя
в качестве товаров, выпускаемых советскими
предприятиями. Содержание и форма торговых
плакатов существенно изменились по сравнению
с дореволюционной рекламой. Художники
искали новые средства воздействия на
массового покупателя. Бесспорно лучшие
образцы советского торгового рекламного
плаката 1920-х гг. создал А. Родченко с текстами
В. Маяковского.
Реформы художественного
образования в Советской России. ВХУТЕМАС
– ВХУТЕИН
25 декабря 1920 г. были
созданы Московские
С 1923 г. на Основном отделении ВХУТЕМАСа
пропедевтическая дисциплина «Цвет» изучалась
как вспомогательная по отношению к общим
художественным дисциплинам. В ней теоретически
и практически изучались природа цвета
и законы сочетания цветов на основе оптики.
Студенты изучали разницу между смешиванием
красок и цветов, учились находить взаимодополнительный
цвет к данной шкале, получали знания о
яркости, насыщенности, тоне, тяжести цвета,
о взаимоотношении между цветом и плоскостью.
Изучалось и взаимодействие цветов в пространстве.
А. Родченко вел дисциплину
«Графика», основу которой составлял
курс графической конструкции на
плоскости. Здесь Родченко разрабатывал
новое представление о линии
как об элементе, позволяющем «конструировать
и созидать». Много внимания он также уделял
фактуре. В процессе выполнения заданий
студенты осваивали приемы использования
и возможности пульверизатора, трафарета,
пресса, валика.
Таким образом, на Основном отделении
все студенты ВХУТЕМАСа первые два года
приобретали общую художественную культуру.
Здесь они знакомились с основными видами
пространственных искусств, с их общими,
объединяющими чертами и с особыми специфическими
качествами. Студенты изучали основные
элементы и средства художественного
формообразования: цвет, пространство,
поверхность, объем, а также методы и язык
композиционного творчества - пропорции,
ритм, динамику, контрасты, закономерности
зрительного восприятия предметной среды.
Здесь закладывались универсальные основы
для всех художественных специальностей.
Художники-производственники, преподававшие во ВХУТЕМАСе, ставили перед собой задачу непосредственно готовить специалистов нового профиля, призванных преобразовывать предметно-пространственную среду. ВХУТЕМАС состоял из восьми факультетов: архитектурного, живописного, скульптурного, металлообрабатывающего, деревообделочного, керамического, текстильного, полиграфического (графического).
Когда говорят о дизайнерской
школе, сложившейся во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе,
то речь идет прежде всего о двух факультетах
- металлообрабатывающем (метфак) и деревообделочном
(дерфак), которые в 1926 г. были объединены
в единый факультет (дерметфак) с двумя
автономными отделениями-
Именно на этих факультетах под руководством
А. Родченко, А. Лавинского, Л. Лисицкого
и В. Татлина был подготовлен первый отряд
дипломированных дизайнеров.
Факультеты металле- и деревообработки
делали очень большую работу, прокладывая
путь будущему дизайну. Возглавлявший
металлофакультет А. Родченко писал: «Поставил
перед собой задачу выпустить конструктора
для нашей промышленности по художественно-технической
обработке металла, вплоть до внутреннего
оборудования автомобиля и аэроплана:
конструктора-художника с творческой
инициативой и технически подготовленного».
Это, по существу, уже была программа подготовки
первых советских дизайнеров.
В 1930 г. в связи с реформой высшего образования,
которая была связана с передачей многих
технических институтов из системы Наркомпроса
промышленным ведомствам, ВХУТЕИН был
расформирован.
Подводя итог рассмотрению
деятельности двух знаменитых школ дизайна
- немецкого Баухауза и советского ВХУТЕМАСа
- ВХУТЕИНа, необходимо подчеркнуть, что
они возникли как ответ на требование
времени в момент резкого социального
перелома, затронувшего сферы социально-культурных
отношений и материально-предметного
окружения человека. В них сложилась особая
творческо-экспериментальная атмосфера,
в которой и преподаватели, и студенты
чувствовали себя причастными к великому
делу - они творили профессию. Руководители
этих учебных заведений рассматривали
подготовку художника-производственника
как синтетическую задачу воспитания
всесторонне и гармонично развитого работника
нового общества. В центре внимания была
личность творца, идея универсального
человека, которому доступны все виды
проектного творчества. В случае ВХУТЕМАСа
- ВХУТЕИНа образ творца наполнялся еще
и социально-политическим смыслом. В целом
обе школы утверждали гуманистический
взгляд на общественную роль и практическое
назначение художника в меняющемся мире.
Развитие дизайна в XX в.
Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна.