Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:26, шпаргалка
ответы к экзамену по культорологии
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484–1489 годах псковскими мастерами как домовая церковь великого московского князя, где совершались таинства браковенчания, крещения детей. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. С площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Долгое время собор был первенствующим храмом московских князей. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. В соборе находится древнейший в России высокий иконостас, все иконы его пяти ярусов относятся к XIV–XVI векам, некоторые из них написаны преподобными Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Прохором с Городца. Собор пострадал при артобстреле Кремля в 1917 году.
Архангельский собор. Постройка собора началась при Иване III и была закончена при великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился Архангельский собор, сооружённый ещё Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. Собор был возведен в 1505–1509 годах архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, однако его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, центральный купол позолочен, а боковые покрашены серебряной краской. Архангельский собор был усыпальницей московской правящей династии вплоть до конца XVII века, когда столица государства была перенесена в Санкт-Петербург. О многих важных страницах отечественной истории напоминает Архангельский некрополь. Здесь покоятся останки великих князей и царей Ивана Калиты, Ивана Грозного, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и других – всего 54 захоронения. Здесь хранятся великие святыни православия: мощи св. благоверного князя Дмитрия Донского, черниговских чудотворцев, св. благоверного царевича Дмитрия Угличского. В 1929 году при сносе собора Вознесенского монастыря оттуда в Архангельский собор были перенесены останки цариц и великих княжен.
На Соборной площади Кремля возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века – колокольня Ивана Великого, выстроенная Боно Фрязиным в 1505–1508 годах на месте старого каменного храма 1329 года. В 1600 при Борисе Годунове она была надстроена и завершена куполом, о чем и сообщает трехъярусная надпись славянской вязью под куполом. Колокольня служила главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва в радиусе 30 километров. К колокольне примыкали Успенская звонница и Филаретовская пристройка. В 1812 году заряд, заложенный французами в основание колокольни, сработал, но само здание уцелело (разрушились только звонница и пристройка, восстановленные в 1819 году). Колокола Ивана Великого смолкли в 1918 году и вновь зазвонили на Пасху в 1992 году. В галереях ярусов помещается 21 колокол XVI–XIX веков. Самый большой колокол – Успенский – весит 70 тонн. Высота колокольни – 81 метр, толщина стен первого яруса – 5 метров, второго яруса – 2,5 метров. Вверх к куполу поднимается лестница в 329 ступеней.
Небольшая одноглавая церковь Положения Ризы Божьей Матери была построена псковскими мастерами в 1484–1486 годах. Этот храм находится на месте древней церкви, возведённой в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши в день праздника Положения ризы Божьей Матери во Влахерне. В этот день татары внезапно отступили от стен Москвы, бросив все награбленное добро. В конце XV века на месте старой сгоревшей церкви возвели новую кирпичную, обнесённую с трёх сторон открытой папертью. В XVII веке церковь перестроена, была сделана четырёхскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор. Храм сильно пострадал во время пожара 1737 года и при артобстреле Кремля в 1918 году (после крупной реставрации церковь открыта как музей).Выполненный московскими мастерами четырехъярусный иконостас церкви в серебряном окладе – одно из лучших произведений русского искусства первой половины XVII века.
К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635–1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название. По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница. При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода. Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 году. В 1929 в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века из разрушенного собора Вознесенского монастыря.
К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины, Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего. Первой была построена церковь св. Екатерины (1627). Будучи расположена рядом с Золотой царицыной палатой, эта церковь была составной частью покоев царицы и главной церковью на женской половине. В 1635–1652 годах создатели Теремного царского дворца мастера Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Ларион Ушаков воздвигли Верхоспасский собор. Снаружи, как и все домовые церкви Теремного дворца, он имеет медную кровлю XVIII века и 11 небольших барабанов с золочёными куполами. Эта часть Кремля наиболее эффектна: удивительно красивы яркие изразцы в нишах и на барабанах, узорчатый фриз, а внутри – особо ценные иконы работы Федора Зубова, резной деревянный иконостас и царские врата, украшенные чеканкой по серебру. Над Верхоспасским Собором находится церковь Распятия Христа (1681), где в иконостасе находятся иконы, выполненные методом аппликации. Церковь Воскресения Словущего была построена над храмом св. Екатерины в 1680 – 1681 годах. Здесь находится резной иконостас с иконами работы Поспелова конца XVII века и паникадило, подаренное шведским королем Карлом XI.
В 1552 году в канун Покрова Богородицы русские войска взяли столицу Казанского ханства, и в 1555 году в Москве началось строительство храма в честь этого праздника. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих – Постника и Барму. Восемь церквей группируются вокруг центральной, девятой. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом. К 1588 году к собору была пристроена десятая церковь – храм святого Василия. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название – собор Василия Блаженного. В 1812 году собор был жестоко разграблен французами, которые хотели взорвать его, но не успели. Спустя столетие (в 1918 году) храм вновь подвергся разорению, а последний настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян. В 1923 году часть собора превращена в музей, колокола изъяты и переплавлены. В 1936 году рассматривался проект сноса собора как существенной помехи для демонстраций, однако он не был исполнен. В соборе проводятся службы в праздник Покрова Богородицы.
Собор Казанской Иконы Божией Матери был построен в память исторической победы русского народа над польскими захватчиками в 1612 году. В посвящении собора Казанской иконе Богородицы выразилась благодарность народа небесной Заступнице, освободившей город от иноземцев. Вместе с тем в этом проявилась преемственная связь между двумя победами общенационального значения – освобождением Москвы от интервентов народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским и взятием Казани Иваном Грозным. Идея создания монументального сооружения, прославляющего независимость Русского государства и ратные подвиги его воинов, столь ярко воплотившаяся в архитектуре храма Покрова на Рву, получила свое достойное продолжение в ансамбле Красной площади. Два храма-памятника на противоположных концах площади как бы вступили в диалог. Строительство началось в 20-е годы XVII века. Собор был освящен в 1637 г. В нем была помещена Казанской икона Божией Матери, с которой князь Пожарский шел в бой в 1612 году. На протяжении веков каждый год 22 октября к Казанскому собору совершался крестный ход с участием царя и патриарха. Особенной художественной выразительностью обладала венчающая часть собора: стройная пирамида килевидных кокошников, увенчанная неожиданно массивной главой на изящном барабане. Казанский собор был возобновлен в 1753 году под руководством архитектора Д.В.Ухтомского. В 1865 году по проекту архитектора Козловского была надстроена колокольня Казанского собора. Массивный столп высокой трехъярусной колокольни убедительно включился в единый фронт застройки всей восточной стороны Красной площади. Собор был демонтирован в 1930 году и восстановлен в 1993 г.
10-томные «Четьи-Минеи» («
«Степéнная
книга» — изложение русской истории
от Владимира Крестителя до Ивана Грозного;
свод житейских правил и наставлений «Домострой».
Первые попытки книгопечатания
В сер. 16 в. в Москве Иван Грозный создает
первую государственную типографию, в которой Иван Федоров и Петр Мстиславец 1 марта 1564 г. издали
первопечатный «Апостол», в 1565 г.— «Часослов», затем — другие книги.
На рубеже 15–16 вв. Москва превращается
в столицу единого централизованного государства,
оплот православия.
Это подкрепляется выдвинутой монахом
Филофеем в нач. 16 в. теорией «Москва — третий Рим», которая получает
монументальное оформление в архитектуре.
С кон. 15 в. перестраивается белокаменный
Кремль. Итальянские мастера одевают его
в красный кирпич. К нач. 16 в. на Соборной
площади Кремля перестраиваются или возводятся
заново Успенский,
Благовещенский и Архангельский соборы.
В 16–18 вв. в каменное строительство привносится
традиционный для деревянного зодчества шатровый
стиль (церковь Вознесения в селе Коломенском
под Москвой, собор Василия Блаженного
на Красной площади и др.).
Живопись этого
периода представлена иконами и фресками Феофана Грека,
Андрея Рублева, Дионисия. Иконопись
русских изографов-богомазов является
шедевром не только отечественной, но
и мировой культуры.
В 17 в. завершается история
патриархальной древнерусской культуры,
пронизанной церковным мировоззрением.
Начинается «обмирщение» культуры (усиление
ее светского характера).
Во второй пол. 17 в. стала проявляться реалистическая
тенденция в живописи
— в иконах Симона Ушакова («Спас нерукотворный»
и др.), в парсунах(испорченное от лат. персона —
лицо, личность). так
назывались портреты реальных исторических
лиц, написанные в традиции иконописи
(переходная стадия к светскому портрету).
Появляется рифмованная поэзия (Симеон
Полоцкий), драматургические произведения.
Первый придворный театр в
России (1672–1676) существовал 4 года при дворе
царя Алексея Михайловича.
В 1687 г. (в регентство царевны Софьи) в Москве
открывается первое в России высшее учебное
заведение — Славяно-греко-латинская
академия.
Театр. До XVII в. на Руси не было
театра. На протяжении веков театр заменяли
народные обряды - свдьбы, праздники такие,
как проводы масленицы, колядование с
участием ряженых. На этих праздниках
выступали скоморохи-плясуны, акробаты,
музыканты, кукольники и др. Позже появились
народные театры скоморохов со своим репертуаром.
По-настоящему театр был создан в XVII в.
- придворный и школьный театр. Возникновение
придворного театра было вызвано интересом
придворной знати к западной культуре.
Этот театр был организован в Москве при
царе Алексее Михайловиче. Первое представление
пьесы «Артаксерксово действо» (история
библейской Эсфири) состоялось 17 октября
1672 г. Царю так понравилось представление,
что он смотрел его десять часов подряд.
Ставились и другие пьесы на библейские
сюжеты.
Вначале придворный театр не имел своего
помещения, декорации и костюмы переносились
с места на место. Первые спектакли ставил
пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами
тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном
порядке привлекать и обучать русских
отроков. В 1673 г. 26 жителей Новомещанской
слободы были определены к «комедиальному
делу», потом число их увеличилось. Жалованье
им платили нерегулярно, но не скупились
на декорации и костюмы. Спектакли отличались
большой пышностью, иногда сопровождались
игрой на музыкальных инструментах и танцами.
После смерти царя Алексея Михайловича
придворный театр был закрыт, и представления
возобновились только при Петре 1.
Кроме придворного в России в XVII в. сложился
и школьный театр при Славяно-греко-латинской
академии. Пьесы писались преподавателями,
ставились по праздникам, роли исполнялись
учащимися Академии. В пьесах, написанных
в стихах на основе монологов, использовались
как евангельские сюжеты, так и житейские
предания. Кроме реальных лиц вводились
и аллегорические персонажи.
Появление придворного и школьного театров
расширило сферу духовной жизни русского
общества.
В 1687 г. в Москве была открыта
первая высшая школа - Славяно-греко-латинская
Академия, где наряду с греческим
и латинским языками
Происходит так называемое обмирщение культуры, т. е. ее отход от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация'). Секуляризация - процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.