Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:26, шпаргалка
ответы к экзамену по культорологии
Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску. Волюты не представляют тех изгибов, которые в греческом ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.
Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по-своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Фуст римско-коринфской колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные. Случалось, что колонна была каннелирована; тогда желобков на ней было больше, чем в греко-коринфском ордере, и каждый из них до известной высоты был снабжён валиком (лат. rudentura), заполнявшим собой его углубление и смягчавшим выступы его рёбер. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.
Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита».
Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами (др.-греч. μεσοστύλιον) и группировали их по две, по три, одна подле другой; если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены; коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Удержав треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и употребляли их — равно как и декорирование колоннами — не только снаружи, но и внутри здания; кассетоны, появившиеся в греческой архитектуре, как естественное следствие устройства плоского потолка из толстых, пересекающихся под прямым углом балок и из более лёгкой настилки над ними, стали употребляться совершенно нерационально, единственно с декоративной целью, на сводах арок и куполов.
Архитектура Рима носила скорее практический, утилитарн
форумы (площади для собраний);
колонны с памятниками в честь императоров (например, колонна Трояна высотой 60 м);
триумфальные арки для встречи победных войск;
термы (общественные бани с библиотеками и прогулочными садиками);
амфитеатры и цирки (например, Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей);
базилики — прямоугольные в плане здания для суда и торговых сделок.
Римская монументальная архитектура
подчеркивала величие вечного Рима.
В целом культура Древнего Рима отличалась
от греческой:
эклектизмом (смешением элементов этрусской, древнегреческой и собственно римской культур);
прагматизмом и утилитарностью
агрессивностью и военизированн
Мифы
о богах и их борьбе с гигантами
и титанами изложены в основном по
поэме Гесиода "Теогония" (Происхождение
богов). Некоторые сказания заимствованы
также из поэм Гомера "Илиада"
и "Одиссея" и поэмы римского
поэта Овидия "Метаморфозы" (Превращения).
Вначале существовал лишь вечный,
безграничный, темный Хаос. В нем
заключался источник жизни мира. Все
возникло из безграничного Хаоса - весь
мир и бессмертные боги. Из Хаоса
произошла и богиня Земля - Гея. Широко
раскинулась она, могучая, дающая жизнь
всему, что живет и растет на ней.
Далеко же под Землей, так далеко,
как далеко от нас необъятное, светлое
небо, в неизмеримой глубине родился
мрачный Тартар - ужасная бездна,
полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника
жизни, родилась и могучая сила, все
оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться
мир. Безграничный Хаос породил Вечный
Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от
Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир
и радостный светлый День - Гемера. Свет
разлился по миру, и стали сменять друг
друга ночь и день. Могучая, благодатная
Земля породила беспредельное голубое
Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей.
Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные
Землей, и широко разлилось вечно шумящее
Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море,
и нет у них отца. Уран-Небо воцарился в
мире. Он взял себе в жены благодатную
Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей -
могучих, грозных титанов - было у Урана
и Геи. Одолев титанов, Зевс воцаряется
на Олимпе и становится правителем мира
и гарантом вселенского порядка, который
наконец наступает в мире после долгих
потрясений.
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 году до нашей эры римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.
Земледельческое
население Древней Греции особо
чтило Деметру – «мать хлебов»,
и в подражание ей, забеременевшей
от крестьянина на поле, совершался
ритуал соития прямо на свежевспаханной
земле, имевший магический смысл
– воздействие на силы плодородия
земли. Эллины почитали и страшились
Артемиду – богиню диких зверей.
Городское население чтило
Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V века до нашей эры, самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.
Римская
мифология в отличие от греческой
более молода - письменные источники датируются
лишь III-II веками до нашей эры. Наиболее
древним принято считать миф об Энее, на
основе которого затем появилась «Энеида»
Вергилия - не только произведение, но
и в известном смысле мифологическая система,
содержащая сведения о генеалогии богов,
путешествиях, мироустройстве и т. д. Основные
герои римских мифов - Эней, Нума, Ромул,
Латин, Янус, Сатурн, Фавн. Значительная
же часть божеств, как уже говорилось,
была заимствована римлянами у греков.
Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Арес
- Марс, Афина - Минерва, Афродита - Венера
и т. д.). Если греческие боги деятельны
и изобретательны, живы и чувственны, то
римские в первую очередь функциональны.
Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны
именно на греческих легендах.
Римские мифологические герои выглядят
гораздо бледнее по сравнению с греческими
и, если так можно выразиться, более "политически
ангажированными". Например, выбор Энея
в качестве родоначальника римлян и Рима
был на руку его первому императору Августу,
а созданная Вергилием эпическая поэма
"Энеида" скорее напоминает панегирик
могуществу Рима, нежели увлекательное
героическое повествование.
Идущая из глубины веков античная традиция,
подарившая миру прекрасные произведения
древнегреческих и древнеримских мастеров
кисти и резца, начиная с эпохи Возрождения
стала одним из источников расцвета искусства.
Ей отдали дань великие художники — Микеланджело,
Тициан, Веронезе, Рубенс, Веласкес, Рембрандт,
Пуссен, Торвальдсен и многие другие.
Возникновение христианства. В нач.
1 в. н. э. в Риме зарождается монотеистическая
религия — христианство. Первых христиан преследовали,
бросали на растерзание львам на аренах
римских цирков. Они скрывались в катакомбах
под Римом.
в нач. 4 в. (313 г.) при императоре Константине
христианство легализуется и уравнивается
в правах с другими — политеистическими
— религиями, а с кон. 4 в. (392 г.) при императоре
Феодосии — становится единственной государственной
религией Рима. Христианам передают базилики
для устройства в них храмов.
Античная культура Древней Греции и Рима
заложила фундамент всей европейской
и во многом мировой культуры и до сих
пор поражает своими прекрасными достижениями
и величием духа.
сохранение античных традиций греко-римской культуры;
формирование православия как формы христианства.
Византийские храмы были базили
Появляется крестово-купольный
Синтезом базиликального и крестово-купольного
типов стал храм св. Софии в Константинополе
(6 в.).
Этот и другие храмы богато украшены мозаикой из
разноцветных камней или кубиков из цветного
стекла (смальта) и фреской (живопись водяными красками
по сырой штукатурке).
Формируется иконопись. В 8–9 вв. возникло иконоборчество — движение против
икон. Борьба иконоборцев и иконопочи
Победили иконопочитатели, но фактически
состоялся компромисс между государством и церковью:
император стал главой православной церкви, а церковные
иерархи (патриархи) были подчинены императорской
власти. В этом одна из причин принятия
Русью Византийского православия.