Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:26, шпаргалка
ответы к экзамену по культорологии
Особенностями архитектуры
Санкт-Петербурга являются продуманная
регулярность застройки, соразмерность
городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды,
гармоничная полифония различных архитектурных
стилей, сочетание регионального и
столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию. Благодаря преемственности многовекового
российского и западноевропейского градострои
Закладка крепости[править | пр
В 1701 году в Москве была
основана инженерная школа, выпускавшая
военных инженеров и сапёров,
многие из которых впоследствии участвовали
в строительстве фортификационных сооружений
на Неве. За фортификацию в
петровской армии отвечали Ламбер и В. Д.
Однако первые укрепления
на Неве Петр I не построил, а захватил:
это были Нотебург (октябрь
1702 г.) и Ниеншанц (1 (12) мая 1703).
В боях участвовал
сам тридцатилетний царь вместе с Меншиковым.
Сразу же Нотебург был переименован в Шлиссельбург,
а Ниеншанц — в Шлотбург.
А через неделю Петр с Ламбером уже выбирали
место для крепости на острове Заячий(он
же Енисаари) в дельте Невы. Ламбер и начертил
знаменитый неправильный шестиугольник
с выступающими бастионами,
занимающий почти весь остров. Первым генерал-губернатором Са
Первые здания
Первым сооружением города
считается дерево-земляная Петр
Однако первым завершённым
городским зданием является Дом
В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена вторая «фортеция» — верфь-крепость «Адмиралтейство», позже неоднократно перестраивавшаяся. Крепость прикрывала верфи с южного направления. Первые чертежи сделал сам Пётр I, руководил стройкой новый обер-комендант города Роберт Брюс. За стенами крепости также был оставлен гласис, на месте которого сейчас Александровский сад.
Таким образом, в 1703—1711 годах
основными градообразующими функциями
города были фортификация и судостроен
Однако к концу десятилетия теа
Центр города первоначально формировался не на привычном нам левом берегу Невы, а на Городском острове. Первой площадью города стала Троицкая площадь, по имени деревянной церкви «Во Имя Святой Троицы» (не сохранилась). Активно застраивался район вокруг Адмиралтейства и вдоль Большой Невы, редкая застройка тянулась вдоль стрелки Васильевского острова, по берегу Большой Невки на Выборгской стороне.
Преобладающим строительным материалом на Руси было дерево, из которого делались и стены, и кровли, и сваи. Деревянное строительство было запрещено в 1712 году, однако камень оставался дорогим и редким материалом, а технология производства обожжённого кирпича была несовершенной. Чтобы ускорить в Санкт-Петербурге каменное строительство и уберечь столицу от пожаров, Пётр в 1714 году издает указ о повсеместном (кроме Санкт-Петербурга) запрете каменного строительства (указ продержался до 1728 года). Вводятся противопожарные разрывы, сносятся деревянные строения, хотя они ещё преобладают.
В 1712 году Пётр I переводит столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Размеры города достигают 12 км², население оценивается в 8000 человек[7], однако на столицу он совершенно не похож. Необходимо было выбрать стратегию застройки, исходя из новых градостроительных задач.
Пётр рассматривает несколько противоречащих друг другу проектов, принимает и отвергает их. Основную проектную работу проводит Доменико Трезини. Эти проекты объединяет строгая регламентация застройки, общая прямоугольная разбивочная система, единые требования к зданиям.
В 1716-1717 годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план — нет. Санкт-Петербургу не нужны были ограничивающие фортификационные сооружения, пришлось бы обратно засыпать и перепланировать многие каналы, пришлось бы снести большую часть уже возведенных зданий, поэтому Пётр вернулся к первоначальной лучевой системе[9]. Тем не менее на основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров,Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Южная граница города проходила по реке Мье.
Застройка Васильевского острова продолжается по плану Д.Трезини ортогональными линиями. Со стороны же Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 году, а затемН. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему, которая и ложится в основу современной застройки центра города. Пять лучей («першпектив») Н. Ф. Гербеля — это современныеГалерная улица, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект и Миллионная.
В этот же период активно
осваивается пригородная
С 1740-х гг. развитие отечественной науки связано с именем М. В. Ломоносова — первого русского профессора и академика
(до него были немцы). Среди его заслуг
— открытие Московского университета
(1755) при Елизавете Петровне, возрождение
искусства мозаики, формулировка закона
Ломоносова-Лавуазье и др. Это был энциклопедически
образованный ученый, внесший огромный
творческий вклад во многие области науки
и культуры (химия, физика, астрономия,
история, литература и др.). Как историк,
он был антинорманистом.
В литературе 18 в. ведущим направлением был классицизм, по жанру — оды, трагедии, сатиры (поэты
Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков).
Фонвизин, Н. И. Новиков и А. Н. Радищев — крупнейшие русские просветител
Господствующим стилем в архитектуре было барокко (
В архитектуре нач. 19 в. устанавливается стиль позднего
классицизма — ампир (от фр.: империя), олицетворяющий идеи
государственного могущества, военной
мощи и имперского величия: ансамбли Казанского
собора (арх. Воронихин), Адмиралтейства
(Захаров), здание Главного штаба (Карл
Росси).
В 30–50-е гг. 19 в. классицизм в архитектуре
сменяется эклектикой (смешение стилей или использование прежних
стилей) (Исаакиевский собор Монферрана,
дворцы Штакеншнейдера). Константин Тон
работает в псевдопатриотическом «русско-
В живописи второй пол. 18 в. развивается жанр светского портрета (худ. Рокотов, Левицкий, Боровиковский).
Выдающимся скульптором рубежа 18–19 вв. был Ф. Шубин.
В 1756 г. в Петербурге создается профессиональный театр Федора
Волкова.
Стиль "модерн" возник в
европейской архитектуре в
Ранний модерн в архитектуре отличается
применением прихотливых, сложно очерченных
криволинейных линий и форм, искажающих
исторически сложившуюся архитектонику.
Затейливые, капризные, абстрагированные
кривые, по которым строятся очертания
карнизов и фронтонов, оконных и дверных
проемов, лестниц, ограждений балконов,
козырьков над входами, иногда и самих
стен, усложненный ритм "разбивки"
оконных проемов, подчеркнутая асимметрия
в размещении масс и "пятен", бесчисленные
шпицы и башенки, венчающие крыши, своеобразные
плоскостные орнаментальные композиции
- таков запас художественных средств,
которыми пользуется архитектор, работающий
в стиле модерн.
Первоначально задуманный как
стиль для городских особняков
и загородных вилл, модерн вскоре получил
распространение и в
В России модерн появился во
второй половине 1890-х годов. Новый
стиль, в котором стали работать
русские зодчие, хотя и пришел из
Европы, но и там к этому времени
еще не получил окончательного оформления.
Поэтому русский модерн развивался
в большой степени
Представители русского модерна
рассматривали его как попытку
свергнуть господство всякого ретроспективного
стилизаторства, в том числе и псевдоклассического
направления.
Для представителей русского модерна,
во всяком случае - для наиболее талантливых
зодчих, этот стиль в первые годы своего
существования казался таящим большие
возможности для развития в архитектуре
рациональных тенденций.
Однако уже по прошествии нескольких первых
лет строительства жилых и общественных
зданий в стиле модерн архитекторы начали
пересматривать свое отношение к нему
как к чисто декоративному, орнаментальному
стилю, который стал, по их мнению камнем
преткновения на пути развития рационального
зодчества. Отсюда проистекает стремление
архитекторов к освобождению от характерного
для раннего модерна убранства, к простоте
архитектурных форм, выявляющих и подчеркивающих
конструктивную основу здания.
Первые шаги модерна в русской архитектуре
связываются со II съездом русских зодчих,
состоявшимся в 1895 году. На организованной
при нем выставке были экспонированы работы
будущих представителей модерна -Ф. О.
Шехтеля, Л. Н. Кекушева и И. А. Иванова-Шица.
Однако, несмотря на некоторое тяготение
к рациональной планировке, в этих работах
еще слабо наметились свойственные новым
веяниям черты.
Период между I и III съездом
русских зодчих явился по существу
временем становления и формирования
русского модерна в его ранней
стадии. Значительной вехой на пути
признания "нового стиля" явился
III съезд (1900), состоявшийся в эпоху
промышленного подъема. На выставке,
устроенной при этом съезде, увеличилось
количество произведений, выполненных
в "новом стиле". Многие архитекторы
решительно перешли на путь применения
типичного для модерна
В этой выставке снова участвовали Кекушев,
Шехтель и Иванов-Шиц - на этот раз с еще
большим количеством работ, и притом в
"новом стиле".
Трактовка архитектурных традиций в проектах
московских зодчих была весьма вольной.
Развитие стиля модерн в архитектуре протекало
под знаком борьбы с ретроспективным стилизаторством
и эклектикой. Но результатом этой борьбы
зачастую была лишь новая переработка
накопленных веками в русском и мировом
зодчестве традиционных приемов в соответствии
с новыми строительными материалами и
конструкциями. Представители модерна,
отвергая вековые художественные традиции
в архитектуре и пытаясь изобрести новые
формы, обращались в то же время к мотивам
полузабытых или малоизвестных стилей,
таких, например, как готика и японская
архитектура.
Значительное место в работе III съезда
русских зодчих занимали вопросы рациональной
архитектуры. Большое внимание участников
съезда привлек доклад строителей политехникума
в Варшаве, стремившихся использовать
в его архитектуре новейшие технические
достижения. Началу строительства политехникума
предшествовала командировка его создателей
в крупные города Европы для ознакомления
с современными требованиями, предъявляемыми
к зданиям высших учебных заведений.
Зодчие того времени иногда поднимались
до некоторого предвидения будущего архитектуры.
Но, находясь в полной зависимости от заказчика,
они мало могли сделать реального, чтобы
это будущее приблизить. И тем не менее
ростки рациональной архитектуры, пробивавшиеся
сквозь декоративную оболочку формирующегося
модерна, назревали и крепли.