Шпаргалка по "культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:26, шпаргалка

Описание работы

ответы к экзамену по культорологии

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 123.49 Кб (Скачать файл)

Особенностями архитектуры  Санкт-Петербурга являются продуманная  регулярность застройки, соразмерность  городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию. Благодаря преемственности многовекового российского и западноевропейского градостроительного опыта эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.

Закладка крепости[править | править исходный текст]

В 1701 году в Москве была основана инженерная школа, выпускавшая военных инженеров и сапёров, многие из которых впоследствии участвовали в строительстве фортификационных сооружений на Неве. За фортификацию в петровской армии отвечали Ламбер и В. Д. Корчмин, впоследствии руководивший фортификационным устройством Петропавловской крепости[4].

Однако первые укрепления на Неве Петр I не построил, а захватил: это были Нотебург (октябрь 1702 г.) и Ниеншанц (1 (12) мая 1703). В боях участвовал сам тридцатилетний царь вместе с Меншиковым. Сразу же Нотебург был переименован в Шлиссельбург, а Ниеншанц — в Шлотбург. А через неделю Петр с Ламбером уже выбирали место для крепости на острове Заячий(он же Енисаари) в дельте Невы. Ламбер и начертил знаменитый неправильный шестиугольник с выступающими бастионами, занимающий почти весь остров. Первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга и по совместительству Ингерманландской губернии был назначен вездесущий Меншиков.

Первые здания

Первым сооружением города считается дерево-земляная Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703. Собственно, она и называлась «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. В этом же году построен деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив — первый мост города; в 1706 году он заменён свайным. В 1704-1705 годах с запада и с востока крепости были возведены дерево-земляные равелины, в 1705—1708 годах с наиболее опасного — северного — направления основная крепость была защищена вспомогательной — Кронверком, за которым был оставлен гласис — на его месте сейчас разбит Александровский парк[5]. В эту же зиму построены первыефорты в проливе Невской губы.

Однако первым завершённым  городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове (от финского Койвусаари — Берёзовый остров), который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена вторая «фортеция» — верфь-крепость «Адмиралтейство», позже неоднократно перестраивавшаяся. Крепость прикрывала верфи с южного направления. Первые чертежи сделал сам Пётр I, руководил стройкой новый обер-комендант города Роберт Брюс. За стенами крепости также был оставлен гласис, на месте которого сейчас Александровский сад.

Таким образом, в 1703—1711 годах  основными градообразующими функциями  города были фортификация и судостроение, им было подчинено создание административных, жилых, торговых, транспортных объектов. Единого проекта застройки не существовало, зачастую за основу брались дороги и поселения допетровского времени. В то же время у Петра I до конца жизни сохранялся основной градостроительный замысел новой столицы: каменная застройка по образцу виденных им западно-европейских городов. Однако, в отличие от скученной компоновки старых европейских городов, северный размах территории позволял создать прямые широкие улицы, застроить набережные каналов и невских протоков[6]. В дальнейшем это послужило одной из основ своеобразия архитектуры Санкт-Петербурга.

Однако к концу десятилетия театр военных действий сместился в Центральную Европу. Атаки Швеции на петербургские укрепления продолжались до 1708 года, но до крепости они не докатились. Наступала пора развития города в новом качестве.

Центр города первоначально  формировался не на привычном нам левом берегу Невы, а на Городском острове. Первой площадью города стала Троицкая площадь, по имени деревянной церкви «Во Имя Святой Троицы» (не сохранилась). Активно застраивался район вокруг Адмиралтейства и вдоль Большой Невы, редкая застройка тянулась вдоль стрелки Васильевского острова, по берегу Большой Невки на Выборгской стороне.

Преобладающим строительным материалом на Руси было дерево, из которого делались и стены, и кровли, и сваи. Деревянное строительство было запрещено в 1712 году, однако камень оставался дорогим и редким материалом, а технология производства обожжённого кирпича была несовершенной. Чтобы ускорить в Санкт-Петербурге каменное строительство и уберечь столицу от пожаров, Пётр в 1714 году издает указ о повсеместном (кроме Санкт-Петербурга) запрете каменного строительства (указ продержался до 1728 года). Вводятся противопожарные разрывы, сносятся деревянные строения, хотя они ещё преобладают.

В 1712 году Пётр I переводит столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Размеры города достигают 12 км², население оценивается в 8000 человек[7], однако на столицу он совершенно не похож. Необходимо было выбрать стратегию застройки, исходя из новых градостроительных задач.

Первые генеральные планы

Пётр рассматривает несколько  противоречащих друг другу проектов, принимает и отвергает их. Основную проектную работу проводит Доменико Трезини. Эти проекты объединяет строгая регламентация застройки, общая прямоугольная разбивочная система, единые требования к зданиям.

  • По первому варианту (январь 1712 года) столица располагается вовсе не в Санкт-Петербурге, а на острове Котлин (финск. Ретусаари), где уже с 1704 года строился Кронштадт. На острове должна быть разбита прямоугольная сеть улиц и каналов, образующая жилые и общественные кварталы.
  • Второй вариант (1712 год) предусматривал также прямоугольную сеть улиц, но на левом берегу Невы (впоследствии Московская сторона, примерно от Литейного проспекта до Таврического сада). Строительство было начато и продолжалось до 1714 года, а затем было остановлено, хотя прямоугольная планировка первого регулярного района города прослеживается до сих пор.
  • По третьему варианту (1714 год), не осуществлённому, город располагался на окраинной Выборгской стороне.
  • Четвёртый вариант (1715 год) создаёт прямоугольную разбивку кварталов на Васильевском острове[8].

В 1716-1717 годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план — нет. Санкт-Петербургу не нужны были ограничивающие фортификационные сооружения, пришлось бы обратно засыпать и перепланировать многие каналы, пришлось бы снести большую часть уже возведенных зданий, поэтому Пётр вернулся к первоначальной лучевой системе[9]. Тем не менее на основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров,Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Южная граница города проходила по реке Мье.

Застройка Васильевского  острова продолжается по плану Д.Трезини ортогональными линиями. Со стороны же Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 году, а затемН. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему, которая и ложится в основу современной застройки центра города. Пять лучей («першпектив») Н. Ф. Гербеля — это современныеГалерная улица, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект и Миллионная.

В этот же период активно  осваивается пригородная территория. В 1714 году начинается строительство Большого Петергофского дворца, в 1720 году — Константиновского дворца вСтрельне, строятся дороги и каналы. С 1712 года прокладывается тракт Москва—Санкт-Петербург, с 1719 года — обводной канал вокруг Ладоги.

 

 

 

  1.  -22

С 1740-х гг. развитие отечественной науки связано с именем М. В. Ломоносова — первого русского профессора и академика (до него были немцы). Среди его заслуг — открытие Московского университета (1755) при Елизавете Петровне, возрождение искусства мозаики, формулировка закона Ломоносова-Лавуазье и др. Это был энциклопедически образованный ученый, внесший огромный творческий вклад во многие области науки и культуры (химия, физика, астрономия, история, литература и др.). Как историк, он был антинорманистом. 
 
В литературе 18 в. ведущим направлением был классицизм, по жанру — оды, трагедии, сатиры (поэты Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков). Фонвизин, Н. И. Новиков и А. Н. Радищев — крупнейшие русские просветители 18 в. Крупнейшим русским поэтом кон. 18 в. был автор многих замечательных од — Г. Р. Державин. В кон. 18 в. ведущим направлением в литературе становится сентиментализм (Н. М. Карамзин). 
 
Господствующим стилем в архитектуре было барокко (арх. В. В. Растрелли, Кокоринов, Баженов, Казаков). В 60 е гг. 18 в. на смену пышному барокко приходит строгий классицизм, возрождающий классическую архитектуру античности (арх. Кваренги, Старов, Валлен Деламот, Растрелли, Баженов, Казаков).

В архитектуре нач. 19 в. устанавливается стиль позднего классицизма — ампир (от фр.: империя), олицетворяющий идеи государственного могущества, военной мощи и имперского величия: ансамбли Казанского собора (арх. Воронихин), Адмиралтейства (Захаров), здание Главного штаба (Карл Росси). 
 
В 30–50-е гг. 19 в. классицизм в архитектуре сменяется эклектикой (смешение стилей или использование прежних стилей) (Исаакиевский собор Монферрана, дворцы Штакеншнейдера). Константин Тон работает в псевдопатриотическом «русско-византийском стиле» (храм Христа Спасителя в Москве). 
 
В живописи второй пол. 18 в. развивается жанр светского портрета (худ. Рокотов, Левицкий, Боровиковский). 
 
Выдающимся скульптором рубежа 18–19 вв. был Ф. Шубин. 
 
В 1756 г. в Петербурге создается профессиональный театр Федора Волкова.

 

 

  1.  

Стиль "модерн" возник в  европейской архитектуре в последнем  десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов  и форм стилей прошлого. Зародился  этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с  попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам  художников. Из сферы прикладного  искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное  искусство. 
Ранний модерн в архитектуре отличается применением прихотливых, сложно очерченных криволинейных линий и форм, искажающих исторически сложившуюся архитектонику. Затейливые, капризные, абстрагированные кривые, по которым строятся очертания карнизов и фронтонов, оконных и дверных проемов, лестниц, ограждений балконов, козырьков над входами, иногда и самих стен, усложненный ритм "разбивки" оконных проемов, подчеркнутая асимметрия в размещении масс и "пятен", бесчисленные шпицы и башенки, венчающие крыши, своеобразные плоскостные орнаментальные композиции - таков запас художественных средств, которыми пользуется архитектор, работающий в стиле модерн.

Первоначально задуманный как  стиль для городских особняков  и загородных вилл, модерн вскоре получил  распространение и в строительстве  доходных домов и общественных сооружений. Крайний индивидуализм модерна, заключающийся в стремлении зодчего  создавать оригинальные, неповторимые в своем облике произведения, и  исключающие всякую возможность  использования их форм в других постройках, был по существу связан с декадентскими  течениями в художественной культуре того времени. Как стиль, он не вдохновлялся большими идеями и потому, просуществовав в Европе в качестве модного течения  немногим более десяти лет, начал  отмирать, окончательно исчезнув к  началу первой мировой войны.

В России модерн появился во второй половине 1890-х годов. Новый  стиль, в котором стали работать русские зодчие, хотя и пришел из Европы, но и там к этому времени  еще не получил окончательного оформления. Поэтому русский модерн развивался в большой степени самостоятельно, наложив отпечаток на многие произведения архитектуры, изобразительного и прикладного  искусства.

Представители русского модерна  рассматривали его как попытку  свергнуть господство всякого ретроспективного стилизаторства, в том числе и псевдоклассического направления. 
Для представителей русского модерна, во всяком случае - для наиболее талантливых зодчих, этот стиль в первые годы своего существования казался таящим большие возможности для развития в архитектуре рациональных тенденций. 
Однако уже по прошествии нескольких первых лет строительства жилых и общественных зданий в стиле модерн архитекторы начали пересматривать свое отношение к нему как к чисто декоративному, орнаментальному стилю, который стал, по их мнению камнем преткновения на пути развития рационального зодчества. Отсюда проистекает стремление архитекторов к освобождению от характерного для раннего модерна убранства, к простоте архитектурных форм, выявляющих и подчеркивающих конструктивную основу здания. 
Первые шаги модерна в русской архитектуре связываются со II съездом русских зодчих, состоявшимся в 1895 году. На организованной при нем выставке были экспонированы работы будущих представителей модерна -Ф. О. Шехтеля, Л. Н. Кекушева и И. А. Иванова-Шица. Однако, несмотря на некоторое тяготение к рациональной планировке, в этих работах еще слабо наметились свойственные новым веяниям черты.

Период между I и III съездом  русских зодчих явился по существу временем становления и формирования русского модерна в его ранней стадии. Значительной вехой на пути признания "нового стиля" явился III съезд (1900), состоявшийся в эпоху  промышленного подъема. На выставке, устроенной при этом съезде, увеличилось  количество произведений, выполненных  в "новом стиле". Многие архитекторы  решительно перешли на путь применения типичного для модерна убранства. Среди них следует упомянуть  петербургского архитектора А. И. фон-Гогена, применявшего до того в своих проектах формы эклектики. 
В этой выставке снова участвовали Кекушев, Шехтель и Иванов-Шиц - на этот раз с еще большим количеством работ, и притом в "новом стиле". 
Трактовка архитектурных традиций в проектах московских зодчих была весьма вольной. Развитие стиля модерн в архитектуре протекало под знаком борьбы с ретроспективным стилизаторством и эклектикой. Но результатом этой борьбы зачастую была лишь новая переработка накопленных веками в русском и мировом зодчестве традиционных приемов в соответствии с новыми строительными материалами и конструкциями. Представители модерна, отвергая вековые художественные традиции в архитектуре и пытаясь изобрести новые формы, обращались в то же время к мотивам полузабытых или малоизвестных стилей, таких, например, как готика и японская архитектура. 
Значительное место в работе III съезда русских зодчих занимали вопросы рациональной архитектуры. Большое внимание участников съезда привлек доклад строителей политехникума в Варшаве, стремившихся использовать в его архитектуре новейшие технические достижения. Началу строительства политехникума предшествовала командировка его создателей в крупные города Европы для ознакомления с современными требованиями, предъявляемыми к зданиям высших учебных заведений. 
Зодчие того времени иногда поднимались до некоторого предвидения будущего архитектуры. Но, находясь в полной зависимости от заказчика, они мало могли сделать реального, чтобы это будущее приблизить. И тем не менее ростки рациональной архитектуры, пробивавшиеся сквозь декоративную оболочку формирующегося модерна, назревали и крепли.

Информация о работе Шпаргалка по "культорологии"